Человек и организация

Организации не возникают сами по себе, а создаются людьми и во имя удовлетворения потребностей людей. Любая организация принимает форму социального института, где исходной позицией является человек Именно человек выступает в роли системообразующего элемента, который определяет содержание и цели системы управления.

Поэтому задача менеджмента заключается в том, чтобы эффективно использовать человеческий потенциал организации, создавая все условия для полной отдачи и развития работников. Системно экономическое поведение работника в организации можно представить как взаимодействие трех факторов:

  • организационная среда;
  • личность работника;
  • стимулирующее воздействие.


Включение работника в организационное окружение называется социализацией.

Организационное окружение включает элементы организационной среды, которые, взаимодействуя с индивидом, оказывают влияние на его производительность и удовлетворенность трудом (рис. 5.3):

  • рабочее место;
  • содержание работы;
  • условия и режим труда;
  • культура организации;
  • коммуникации внутри и вне фирмы.


В основе взаимодействий (или конфликта) человека и организации лежит соответствие (или несоответствие) их ожиданий:

Ожидание индивида в отношении организации — место индивида в организации (рис. 5.4)


Для эффективного управленческого воздействия менеджеру необходимо изучить характеристики организационной среды, оценить потребности и мотивы работника для рационального стимулирования, а также личность работника, его возможности и способности. Личность представляет собой многогранное образование как единственное и неповторимое в своем роде сочетание черт характера.

Рассмотрев структуру личности, необходимо дать характеристику деятельностной стороне человека, его участию в трудовом коллективе. В любой деятельности человека присутствуют два компонента труда (рис. 5.5).


Первый компонент характеризует труд, который выполняется по заданным правилам, процедурам и приемам, когда исполнитель работы не вносит в нее каких-либо элементов новизны, собственного творчества. Например, выполнение известных операций сборки, сварки, уборки и т. д.

Второй компонент характеризует труд, связанный с творчеством, рационализацией, созданием новых духовных или материальных благ. Это труд изобретателей, ученых, педагогов, музыкантов, художников, предпринимателей.

Оба компонента участвуют в экономических процессах в двух формах: функционирующего труда и результатах прошлого труда. При этом увеличение количества продукта за счет первого компонента всегда связано с увеличением количества, интенсивности и продолжительности труда, а за счет второго компонента — связано с внутренним потенциалом человека, его наследственным и приобретенным опытом и процессом творчества.

На результативность деятельности человека в организации влияет следующая совокупность факторов:

  • Физиология. Физиологические характеристики человека (здоровье, функции, действия).
  • Психология. Психологическое отражение действительности в процессе деятельности человека.
  • Эргономика. Создание и использование систем «человек-машина» на основе психологии человека и эстетики систем.
  • Социология. Взаимоотношение людей и социальных групп в производственных коллективах.
  • Безопасность. Комплекс проблем по защите человека от опасного труда температурного, химического, физического, ядерного, плазменного и других воздействий в процессе его трудовой деятельности.
  • Экономика. Проблемы производительности и эффективности труда.
  • Нормирование. Техническое обоснование норм выполнения человеком процедур, приемов, операций.
  • Организация. Разработка и использование более совершенных форм трудовых процессов по достижению заданных производительности, результатов, затрат.
  • Трудовое. Комплекс юридических аспектов труда и управления.

Трудовой потенциал человека определяется совокупностью его возможностей для участия и получения результатов в экономической деятельности.

Трудовой потенциал имеет следующие компоненты:

Здоровье — ряд параметров, отвечающих специальным медицинским и социально-экономическим требованиям. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического и социального благополучия, а благополучие — как динамическое состояние ума, психологическую гармонию между способностями, потребностями и ожиданиями, требованиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда.

Нравственность — особая форма отношений личности и общества в виде идеалов добра и зла, справедливости, одобрения и суждения общества и т. п. В экономических отношениях возникают противоречия между нравственностью и выгодностью (эффективностью), между деловой этичностью и экономическими целями, между нравственностью и общественными отношениями (формы собственности, методы экономического регулирования), между национальной моралью (любовь к природе, уважение к старшим) и экономическими действиями.

Творческий потенциал — отношение доли лиц умственного труда к доле лиц физического труда В современных условиях доля умственного труда неуклонно возрастает и составляет, например, в США около 70% трудоспособного населения.

Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков являются важнейшими факторами роста эффективности труда и народного богатства, основной составляющей человеческого капитала.

Профессионализм — уровень квалификации работника является компонентом качества рабочей силы С ростом научно-технического прогресса возрастает уровень квалификации работников.

Потенциал человека может быть увеличен или уменьшен, в процессе его деятельности. Он в большей степени зависит от общественных отношений, целей политики государства и конкретной организации и средств их достижения.

Темы: Организация, Человек
Источник: Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС, 2008. — 240 с.
Материалы по теме
Типология организаций по взаимодействию с человеком
Менеджмент. Учебное пособие
Человек в организации
Менеджмент. Учебное пособие
Поведение человека в организации
Сербиновский Б.Ю., Управление персоналом
Социальные группы и организации
Социология в схемах и комментариях : учеб, пособие для СПО / Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр....
Источники стрессов и конфликтов в организации
Викулина О.В., Теория и практика психологии управления
Образование юридического лица и его признаки
Менеджмент. Учебное пособие
Культура и человек
Культурология: учебник для вузов / В. М. Соловьев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва ;...
Виды внутриорганизационных конфликтов
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Оставить комментарий