Стадии жизненного цикла организации

Стадия создания организации. Она характеризуется становлением организации, цели на этом этапе недостаточно четкие. Творческий процесс протекает свободно. Основные усилия организации направлены на создание продукта и на выживание в условиях рынка. Отношения между сотрудниками, как правило, неформальные. Структура организации простая, нет разделения труда и специализации. Работа выполняется совместно. Контроль основывается на личном наблюдении владельца. Он же несет всю ответственность за принятые решения.

На этой стадии развития перед организацией стоят две задачи: доступ к необходимым ресурсам; овладение механизмом конкуренции.

Решение задач на «стадии создания» невозможно без анализа сложившейся ситуации, без получения всей объективной информации.

На стадии создания организации руководитель должен:

  • изучить потребительский спрос на данную продукцию или услуги на конкретных рынках;
  • собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличием ресурсов и стратегией своей компании;
  • взвесить необходимость и целесообразность увеличения потенциала своей компании и внесения соответствующих корректив в ее стратегию;
  • принять необходимые меры по привлечению дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников;
  • рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотиваций и стимулов.

Стадия роста организации. На этой стадии развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и контроль в организации остаются неформальными. Ее персонал затрачивает на работу много времени, демонстрирует коллективность и высокие обязательства. Однако когда организация начинает быстро расти, появляется необходимость в выделении некоторых видов деятельности, начинается процесс разделения труда и специализации, появляется необходимость делегирования полномочий и иерархия ответственности.

На данной стадии перед организацией стоят следующие задачи:

  • создание условий для экономического роста;
  • обеспечение высокого качества товаров и услуг.

На данном этапе руководителю необходимо выбрать тип управления, отвечающий особенностям и задачам стадии роста вашей организации (см. табл. 8.1). Стратегии, цель которых — постоянно улучшать то, что вы уже имеете, могут помочь удержать вашу организацию на плаву сегодня, но мало что дают для подготовки вас к завтрашнему рынку.


На стадии роста организации на первый план в деятельности руководителя выступают:

  • решение социальных проблем коллектива, позволяющее закреплять и развивать заинтересованность работников;
  • обеспечение баланса между текущей и инновационной перспективной деятельностью, между повышением качества выпускаемой продукции и услуг и поисками новых сфер приложения капитала;
  •  оптимизация соотношения между централизацией и децентрализацией в управлении компанией, внедрение прогрессивных структур управления, информационных технологий и т.д.

Стадия зрелости организации. На стадии зрелости организации резко усиливается конкуренция, что вызвано в основном значительным усложнением процесса привлечения новых потребителей. Структура организации становится более сложной, иерархичной, формальной, вводятся правила, определяются процедуры. Возрастает степень разделения труда и специализации. Усиливается централизация в управлении. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более консервативным. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. На этой стадии развития организация может оказаться бюрократичной.

Если такая опасность существует, то необходима децентрализация принятия решений. При этом выявляют новые возможности развития. Организация увеличивает выпуск своих продуктов и расширяет рынок оказания услуг.

На данной стадии перед организацией стоят две задачи:

  • обеспечить свою стратегическую дееспособность;
  • сохранить и упрочить устойчивое положение на рынке.

Основные уроки стадии зрелости:
Необходимо заблаговременно начинать работу по созданию и освоению новой продукции, с тем чтобы избежать снижения эффективности работы предприятия на стадии морального старения выпускаемых изделий.

Важно периодически и своевременно корректировать структуру управления организации, упразднять органы, выполнившие свою задачу, своевременно вводить новые подразделения,* идти на создание временных целевых структурных единиц для; решения определенных проблем, выделять специалистов для проведения углубленного анализа состояния дел и разработки перспектив развития и т. д

На стадии зрелости руководитель должен:

  • систематически в первоочередном порядке следить за поведением конкурентов и в необходимых случаях вносить изменения в перспективные планы развития организации;
  • анализировать возможность технического перевооружения производства, повышения уровня технологической и конструкторской подготовки производства;
  • совместно с потребителями определять производственную и научно-техническую политику организации;
  • создавать необходимые условия для поддержания и укрепления интеллектуального потенциала организации, эффективной работы целевых команд, использования матричных структур и т. п.

Стадия спада. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно тех, кто обладает наиболее ценными специальностями Число конфликтов в организации нередко растет. Механизм разработки и принятия решений централизован. Организация перестает соответствовать окружению, становится слишком бюрократичной и консервативной. Высшее руководство на этой стадии часто меняется, приходят новые люди, пытающиеся задержать спад Характерные симптомы этой стадии:

  • снижение спроса ужесточает конкуренцию и усложняет ее формы;
  • увеличивается конкурентная сила поставщиков;
  • возрастает роль цены и качества в конкурентной борьбе;
  • возрастает сложность управления приростом производственных мощностей;
  • усложняется процесс создания товарных инноваций;
  • усиливается международная конкуренция;
  • снижается прибыльность.

В это время необходимо вдохнуть в организацию новую жизнь, скорректировать стратегию, придать ей новую организационную форму, произвести необходимые организационные изменения.

Способы корректировки ранее применявшихся стратегий:

  • Первый — сужение номенклатуры производимой продукции.
  • Второй — фокусирование внимания на технологических и организационных инновациях.
  • Третий — фокусирование внимания на оптимизации издержек.
  • Четвертый — увеличение продаж уже существующим клиентам.
  • Пятый — покупка организаций-конкурентов по приемлемым ценам.
  • Шестой — выход на международные рынки.

На стадии упадка организации происходит усиление централизации управления, и в этих условиях руководитель должен:

  • рассмотреть возможности экономии всех видов ресурсов и сосредоточения деятельности компании на направлении, которое сулит наибольшую отдачу в кратчайшие сроки;
  • изучить возможности слияния с другими компаниями, сужения номенклатуры производимой продукции, если это позволит сохранить и эффективно использовать имеющийся потенциал при минимальных потерях;
  • приступить к осуществлению изменений в организации и методах управления предприятием, в установлении связей с новыми рынками и поставщиками.

В условиях рыночной экономики России руководители и менеджеры должны уметь правильно определять стадию жизненного цикла своей организации и управлять с учетом специфики каждого из этапов.

Темы: Организация
Источник: Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС, 2008. — 240 с.
Материалы по теме
Имидж организации
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Подходы к содержанию понятия «инвестиционная привлекательность организации»
Колмыкова Т.С. - Инвестиционный анализ (Высшее образование) - 2009
Миссия организации
Менеджмент. Учебное пособие
Организационно-кадровый аудит
Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А....
Требования, предъявляемые к кредитным организациям при их создании
Рождественская Т.Э. - Банковское право - 2010
Организационные изменения
Корпоративный менеджмент
Виды и факторы карьеры в современной организации
Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. :...
Организационная власть как базовый организационный процесс
Занковский А.Н., Психология лидерства
Оставить комментарий