Поведение человека в изолированных группах

Экологические аспекты жизнедеятельности группы нагляднее представить на примерах изолированных групп, вынужденных существовать на ограниченных территориях и пространствах. Это так называемые экзотические условия существования группы: пребывание группы на необитаемых островах, в полярных экспедициях, на космических кораблях, а также в различных закрытых специализированных учреждениях, например тюрьме.

В экзотических условиях свои особенности в сплоченности, в межличностных конфликтах, в лидерстве, в социально-психологическом климате и межличностном общении.

Экзотические условия пребывания группы являются стрессогенным фактором для всех ее членов. Основным стрессогенным условием является ограниченное пространство взаимодействия и малая территория размещения: в современном космическом корабле, на подводной лодке и на полярной станции. На необитаемом острове стрессогенной ситуацией является ограничение питания и жилищная неустроенность. Ограничения в тюрьме касаются как территориальности, так и пространственного расположения членов группы.

Вахтовый метод работы на Крайнем Севере можно отнести к экзотическим условиям существования группы. На здоровье и психику людей, работающих вахтовым методом, оказывают влияние сложные климатические, географические и производственные условия. Сюда добавляется социальная изоляция работающих. В совокупности данные условия требуют от человека дополнительной мобилизации его внутренних психофизиологических резервов.

Н. Н. Симонова считает, что в условиях ограниченного пространства проживания вахтовой группы в межличностных отношениях часто возникает эмоциональная напряженность, истощающая нервную систему, снижается сенсорная чувствительность индивидов. Важно отметить, что экстремальная обстановка полярной экспедиции позволяет группе пережить некоторые явления намного ярче, чем в повседневной жизни. Вопросы выживания, окрашенные сильными эмоциями, запоминаются надолго, регулируя дальнейшее поведение людей. Благородный поступок партнера, пришедшего на помощь в сложной ситуации, не остается без внимания, связывая отношения на долгие годы, как на долгие годы запоминаются неблагородные поступки людей (Симонова, 2009).

Специфической особенностью полярных вахтовых и экспедиционных групп является деление людей по статусному уровню. В группе есть руководитель, а также руководители звеньев и секций. Такое статусное деление является одним из условий профессиональной деятельности вахтовых групп, подобранных в случайном порядке. В космических полетах такого деления не наблюдается. Формально есть руководитель группы - командир корабля, но среди высокообразованных людей этот статус нивелируется самими членами группы. Каждый несет ответственность за свой участок, чего нет в вахтовых группах, где ответственность за результат возлагается на руководителя.

Таким образом, исследователи отмечают, что вахтовые группы не могут существовать без централизации, т. е. деления на руководителей и подчиненных. Возможно, что основная причина этого в невысоком уровне образования большинства членов вахтовой группы. Однако замыкание группы на руководстве позволяет преодолеть многие негативные стороны замкнутой системы, такие как межличностная конфликтность и ссоры по пустякам.

Многочисленные исследования экспедиционных групп, находящихся на станциях Арктики, позволили установить, что со временем социально-психологический климат группы ухудшается. Если в начале существования группы появляется некая напряженность во взаимоотношениях, переходящая в непродолжительные конфликты, то в середине срока пребывания арктической группы она активно делится на «предпочитаемых» и «изолированных». В конце смены количество отвергаемых членов группы увеличивается. У «отвергаемых» господствует замкнутость, подозрительность и эгоцентризм.

За шесть-семь месяцев зимовки за полярным кругом мелкие конфликты перерастают в открытую враждебность. Если полярная экспедиция насчитывает от пяти до десяти человек, то к концу зимовки половина полярников попадает в категорию отвергаемых, что говорит о высокой конфликтности полярных экспедиций и неблагоприятном    социально-психологическом климате. Исследователи

полярных групп отмечают, что нервная система некоторых полярников не выдерживает, и они вынуждены покидать экспедицию с первым транспортником.

Эмоциональная и нервная истощаемость членов экспедиционных групп - достаточно распространенное явление. Группа из четырех-восьми человек может разделиться на такое же количество противоборствующих сторон. В этих условиях принять оптимальное и единое решение невероятно трудно. Гибель полярных экспедиций в прошлом во многих случаях объясняется именно невозможностью договориться по важным вопросам жизнедеятельности группы.

Особенностью существования групп в условиях Крайнего Севера является ограничение пространства проживания. Так, в маленькой комнате в 12 кв. м вынуждены располагаться до трех-четырех человек. В этих условиях возрастает эмоциональная напряженность, растут межличностные конфликты. Ситуация усугубляется климатическими условиями, когда сложно провести психотерапевтические процедуры на природе в сильный мороз нескончаемой полярной ночи. Однако в непродолжительное летнее время возможно пребывание человека на природе, что несколько снижает эмоциональную напряженность тесноты проживания.

Основным мотивом участия людей в полярных экспедициях является возможность заработка, но для определенной немалой части важны романтический и познавательный мотивы: люди стремятся себя проверить в экстремальной ситуации полярных экспедиций, суровых морозов, вечной мерзлоты, белого безмолвия бескрайнего снега. Также в качестве мотивов пребывания в экстремальных условиях некоторые члены экспедиций называют возможность уйти от семейной рутины, желание раскрасить свою жизнь.

Следует отметить, что пребывание группы в экзотических условиях, то есть территориальной, пространственной и социальной изоляции, вызывает у человека психические изменения, которые долго не проходят: в условиях географической изоляции полярных экспедиций у членов группы отмечается ухудшение памяти, замедление речи, снижение логического мышления. Правда, подобные явления наблюдаются преимущественно у одиночек, например у старателей. У членов полярных экспедиций по возвращении домой отмечается жажда одиночества, желание побыть одному, территориально отгородиться от других.

Изолированные группы на подводной лодке

Одним из первых, кто описал психологические условия проживания экипажа подводной лодки, стал Владимир Иванович Лебедев - врач, впоследствии психолог и психотерапевт. Особенностью работы Лебедева явилось личное переживание специалиста, помещенного в экзотические условия. Он в лучших традициях исследователей прошлого помещал себя в экстремальные ситуации и описывал свои ощущения. Он погружался на подводной лодке, участвовал в тренировках космонавтов, испытывал себя на центрифуге, был в состоянии невесомости, прыгал с парашютом. Все это позволяло ему собирать уникальный материал о психологическом самочувствии человека, находящегося в экстремальной ситуации.

В.    И. Лебедев, получивший опыт работы на подводной лодке, в дальнейшем применял свои знания при психологической подготовке летчиков-космонавтов. Было обнаружено, что переживание опасности для жизни на низких глубинах повышается. Этому переживанию способствует осознание всеми членами экипажа подводной лодки «хрупкости» всех ее систем. В частности, члены экипажа понимают уязвимость положения и невозможность оказания помощи при аварийной ситуации, которая, например, возникла на подводной лодке «Курск» в 2000 году. Переживание усиливается в условиях ограниченного пространства существования экипажа. Кроме прочего, отмечается сенсорная депривация. Например, кроме гула моторов подводной лодки другие звуки ограничены.

Лебедев описывает ощущения человека в искусственных условиях депривации, сходные с условиями пребывания человека на подводной лодке. На 10-е сутки испытуемые начинают переживать немотивированный страх. Возникает чувство присутствия незримого человека, что приводит к состоянию напряженности. Автор делает вывод, что физическая депривация напрямую сказывается на конфликтности межличностных отношений членов группы, находящейся в экзотических условиях (Лебедев, 1989).

Экзотические условия на космических кораблях

Интересны исследования В. И. Лебедева летчиков-космонавтов в условиях невесомости. Большинство испытуемых отмечали возникновение иллюзии падения. Были нарушения в восприятии пространства, когда испытуемые путали верх и низ. В некоторых случаях возникала полная дезорганизация, сопровождающаяся чувством панического ужаса (Лебедев, 1989).

Следствием невесомости являются не только негативные психологические переживания, но и физиологические, которые нужно назвать первичными. То есть изменения в физиологии влекут за собой сложные психические переживания человека. В невесомости было обнаружено ослабление сердечной мышцы, потеря телесной массы, снижение в организме солей натрия, калия, азота, фосфора, теряет свою устойчивость опорно-двигательный аппарат. Сюда нужно добавить специфический газовый состав, исходящий от узлов и оборудования космического корабля. В большинстве случаев у космонавтов наблюдается изменение биоритмов сна и бодрствования.

Практически все физиологические изменения в организме космонавта сказываются на его эмоциональных переживаниях. Например, достаточно быстро растет нервное и эмоциональное напряжение, которое выражается в натянутых межличностных отношениях. Участники космических экспедиций отмечают, что ссора и выяснение отношений случаются по мелочам. Нередко кто-то из космонавтов уединяется, не разговаривает, нередки случаи паники и депрессии.

Интересны размеры кабины орбитальных станций, в которых космонавты проводят много времени. Орбитальная станция «Салют» производства 1971 года имела следующие размеры: диаметр рабочего отсека (размер по диагонали), где осуществлялись эксперименты, тренировки и проводилось большинство времени, -4,15 м, длина помещения - 4,1 м. Современная международная космическая станция (МКС), введенная в 2001 году, имеет несколько большие размеры, сопоставимые с размером американского самолета Боинг, который в максимуме вмещает в себя до 490 человек. Боинг имеет два этажа, длина одного из которых до 50 метров.

Для существования в условиях групповой изоляции важно установление психологической совместимости членов группы. Считалось и считается, что важно подобрать психологически совместимых членов экипажа с достаточно высокой моральной мотивацией, что решает проблему предотвращения конфликтности во время длительных полетов.

Многие отмечают, что причинами конфликтов на кораблях и станциях являются не черты характера, так как постепенно они сглаживаются. Основная причина - тесное пространственное существование на ограниченной территории. Эмоциональная напряженность вызвана именно этим. Малая территория размещения и пространственная теснота вызывают обостренное чувство опасности. Если на подводной лодке пугает осознание огромной толщины воды, способной прорваться в любую секунду в жилые помещения, то на космической орбитальной станции также пугает агрессивная воздушная масса за бортом. Страх перед силой внешних травмирующих факторов вызывает неосознаваемую панику, что еще больше усугубляет межличностные отношения членов экипажа.

Летчик-космонавт В. В. Лебедев приводит базовые формы поведения, которые он сформулировал для себя после 211-суточного полета с другим космонавтом Анатолием Березовым:

  • в спорных моментах первым идти на компромисс, на согласие, на примирение;
  • партнер жизнью заслужил уважение;
  • в любых ситуациях сдерживать себя, не допускать лишних слов;
  • успех полета зависит от обоих, поэтому результативность будут оценивать по эффективности работы команды (Лебедев, 1994).

Анализируя космический полет летного состава, врач и психолог М. А. Новиков обращает внимание на феномен, который в социальной психологии известен как «встреча гостя». Экипаж, проживший на орбитальной станции 120 суток, воспринимает вновь прибывших астронавтов чужаками. Эмоциональные реакции космонавтов при встрече гостей больше негативные. Отрицательные эмоции аборигенов станции во многом объясняются нарушением сложившихся отношений (Новиков, 1981).

Детские закрытые учреждения

Детские дома можно по праву назвать изолированными учреждениями. Такими же являются детские исправительные колонии. Данные учреждения прежде всего изолированы от широкого социального контроля. Кроме этого, ограничена территория размещения детей. Например, в тесных спальнях для детей могут размещаться до 30 человек. Нет возможности уединиться, осуществить гигиенические процедуры без посторонней помощи: нет возможности свободного перемещения вне детского дома и многое другое.

А. Гезалов, выпускник детского дома, сменивший их около десяти, отмечает, что по своим порядкам детские дома, в которых он проживал, очень напоминают теперь уже прошлую армейскую и настоящую тюремную жизнь: «Здесь сильные на младших отрабатывают технологию подавления личности». «Творческий подход» старших в унижении младших детей доходил до удушения в газовой камере. Детей запирали в герметично закрытом железном ящике и бросали туда горящий пластик, который достаточно быстро создавал угарный газ (Гезалов, Соленое детство).

Стоит отметить, что взаимоотношения в детском доме сродни взаимоотношениям в примитивной преступной группе. Основные правила существования примитивной группы есть в группе детей детского дома: «правило гонения», «отвода агрессии от себя», «послабления», «круговой поруки», «правило силы» и т. д. (подробно об этом в главе «Роль, ролевое поведение...»).

В группе детей детского дома существует жесткая статусная структура, присущая всем изолированным учреждениям. По возрасту и стажу проживания дети делятся на высокостатусных и низкостатусных. Статусные отношения как в семье в худшем исполнении: «мама» - старшая девочка, «папаша» - старший воспитанник. Для себя они выбирают из младших «сынков» и «дочек», которые обязаны подчиняться старшим, в противном случае наказываются. Интересно, что подбор детей в «сынки» и «дочки» осуществляется по внешней похожести на старших.

Социально-психологическая атмосфера в детском доме часто далека от благоприятной. Повсеместно культивируется насилие, издевательство старших над младшими; психологическое унижение приобретает форму физических издевательств: избиение, удушение, подвешивание. На этом фоне часты побеги детей из детского дома. Дети размышляют так: «Лучше поголодать две-три недели вне дома, нежели ежедневно испытывать физическое насилие и издевательства».

Статусная иерархия воспитанников соблюдается невероятно жестко, и это одна из воспитательных форм в детском доме. Дисциплину в детском доме поддерживают старшие дети, контролирующие младших. По молчаливому согласию руководства детского дома старшим детям разрешается тотальный (почти без ограничений) контроль над младшими.

А. Гезалов отмечает, что пребывание в закрытом учреждении не остается без последствий для формирующейся психики ребенка. Он приучается выживать, используя для этого все возможные способы, которые приходят в противоречие с нормами общежития. Воспитанник детского дома учится лгать, воровать, попрошайничать, молчать, когда бьют, терпеть боль и унижение. При выходе из детского дома многие из этих навыков ему не нужны, а других он не приобрел.

Анализ литературы на тему социально-психологических процессов закрытых детских учреждений позволил выделить следующие нарушения психики детей:

  • нарушена идентификация с именем (многие живут с кличками и откликаются на них);
  • искажены представления образа «Я-идеального» (нет надежд на лучшее будущее);
  • постоянное ощущение опасности (формируется страх как постоянный спутник во многих ситуациях);
  • идентификация себя с преступным миром.

Малые группы на необитаемых островах

Уникальный эксперимент в области социальной психологии был организован и проведен в России первым телевизионным каналом. В рамках реалити-шоу в 2006 году стартовал проект «Последний герой».

Желающие из народа прошли медицинский и психологический отбор и были размещены на необитаемых островах Полинезии. Экспериментальные группы проекта были помещены в самые сложные условия, где вынуждены были сами добывать пищу. В дальнейшем, когда в телевизионный проект привлекли профессиональных актеров, условия проживания стали гуманнее, например продукты питания поставлялись централизованно.

Чтобы проследить за поведением людей в трудных природных условиях, были организованы конкурсы на межгрупповое соперничество. По итогам каждого конкурса проигравшая сторона (группа) убирает одного из своих представителей. Обсуждение «слабого» члена группы происходило открыто, а голосование по исключению члена группы было закрытым. По условиям конкурса последний из оставшихся в «живых» получал значительную денежную премию.

Отечественная социальная психология никак не отметилась в описании процессов групповой динамики, происходящих на островах Полинезии и показывавшихся на экранах российского телевидения в течение шести лет. Возможно, что научный мир воспринял телевизионный проект постановочным, в котором межличностные внутригрупповые и межгрупповые страсти не переживались, а разыгрывались на потребу зрителям профессиональными актерами. Тогда такая постановка не заслуживает серьезного исследовательского внимания.

Следует отметить, что авторский взгляд на процессы групповой динамики групп, участвующих в «Последнем герое», не увидел ложных, разыгранных переживаний. Во всяком случае, их не было в первых 3-4-х выпусках реалити-шоу.

Данное обстоятельство позволяет внимательно отнестись к процессам в группах, находящихся в экзотических условиях. В частности, интересны следующие моменты поведения индивидов и группы в целом, находящихся на изолированном необитаемом острове, плохо приспособленном для комфортной жизни:

  •  наличие скрытых или открытых конфликтов;
  •  лидерство в группе;
  •  властность, доминирование и социальный статус в группе;
  •   поведение членов группы в ситуации «встреча гостя»;
  •  социально-психологический климат и сплоченность группы.

16 человек, отобранных для участия в проекте, делились посредством жеребьевки на две противоборствующие группы, которые размещены на двух островах в видимой доступности. В двух группах «Черепахи» и «Ящерицы» одинаковое количество мужчин и женщин, но разного возраста, от 27 до 60 лет, с разным уровнем образования.

Первые экспедиции выживали в самых сложных условиях, например огонь и пищу добывали сами, самостоятельно из подручных материалов возводили жилье. К условиям жизни следует добавить тропических комаров и постоянные дожди. Большинство конкурсов проходило на воде в океане.

Интересно, что первые часы существования групп ознаменованы конфликтами на почве добывания пищи. Также интересно, что в начале эксперимента не были построены жилища. Например, первую ночь на острове группы провели на природе под проливным тропическим дождем. Скорее всего, это объясняется тем, что участники проекта элементарно не имели навыков строительства жилья.

Группы сразу же обозначили свое нежелание ориентироваться на лидеров. По словам одного из участников проекта, «каждый лидер для себя». Однако изначально лидерство взяли на себя самые старшие участники групп, а также те, кто по жизни выполнял эти функции.

По итогам конкурсов один раз в три дня проигравшая команда исключала из своих рядов «слабого» участника. После тайного голосования один участник должен был покинуть остров. Показательно, что первые выборы «слабого» осуществлялись на основе оценки личности. Например, первым «слабым звеном» оказался самый тревожный человек - Елена, девушка 27 лет. С первых часов пребывания на острове она запаниковала, что привело к хаотичным действиям с ее стороны: диктовала другим условия проживания, доказывала правоту по мелочам. Истерика женщины не понравилась членам группы.

Важно отметить, что многие участники объясняли свое участие в выборе исключения соображениями создания команды сплоченной, с взаимопомощью и поддержкой, нацеленной на победу. В эту схему участница первого проекта Лена явно не вмещалась.

Впоследствии проигравшая команда определяла «слабого» участника по вкладам в конкурсные задания. Однако «слабый» участник обнаруживал себя еще до конкурса. Как правило, тот, кто демонстрировал тревогу и беспокойство, приходил к выполнению конкурса истощенным и обессиленным.

Претендент на выбывание обнаруживал симптомы стресса в неадекватном поведении, которое разворачивалось по двум схемам: человек демонстрировал либо чрезмерную активность, либо, наоборот, чрезмерную пассивность. В первом случае он громко говорил, конфликтовал по мелочам, отпускал неуместные шутки, громко смеялся над ними, выяснениям отношений уделял больше внимания, чем обустройству жилья. Во втором случае стресс переживался пассивно: участник много спал, пребывал в тоскливом состоянии, был апатичен. Важно отметить, что такие участники с благодарностью принимали исключение из группы.

В экстремальных условиях группа как живой организм освобождается от всего сдерживающего ее развитие. Поэтому выбор группы всегда падал на человека, который своими действиями создавал негативную психологическую атмосферу. Интересно, что в обычных условиях внимание обращают на сильного, которого убирают как конкурента.

Исключение «слабого» участника выполняло несколько важных психологических задач: заставляло других участников задумываться о своем поведении в команде; создавалось еще более сильное напряжение, и так помноженное на сложные климатические условия проживания.

Интересно проходит исключение слабого при «встрече гостя». После первой неудачи команда исключает «гостя», т. е. вновь прибывшего, из своих рядов, т. е. называет его слабым. Это происходит по причине того, что команда сформировалась, произошло сплочение, а «гость» воспринимается как чужак.

Достаточно поверхностный анализ процессов групповой динамики команд, участвующих в проекте Первого канала, позволяет выделить следующие моменты:

  • тенденция к построению команды. Сложные условия проживания диктуют поведение, направленное на объединение и взаимовыручку;
  •  тенденция к сплоченности. Участники команд инстинктивно стремятся к единению;
  •   первыми исключают тех, кто психологически не выдерживает сложных климатических (природных) условий. Истерика «слабых» приводит к отторжению человека от команды;
  •   группа оценивает вклады человека не только в конкурс, но и в организацию проживания. Первыми исключаются те, кто занят собой, а не созданием жилищных условий группы;
  •  группа стремится к созданию благоприятного эмоционального климата. Создание благоприятной атмосферы проходит сложные этапы притирки, сопровождаемые межличностными конфликтами;
  •  выдерживает тот, кто терпимо относится к недостатку еды, к жилищным неудобствам. Кто вместо того чтобы засучив рукава работать, занимается выяснением отношений;
  •  основной причиной межличностных конфликтов являются вопросы вкладов в обустройство жилья. Конфликты протекают быстро и являются составной частью сплоченности.
Ключевые слова: Человек, Группа
Источник: Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин : Директ-Медиа, 2019.
Материалы по теме
Особенности поведения человека в группе
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Взаимоотношения человека и группы
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Виды малых групп
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Волевые качества человека
Теплов Б.М., Психология
Глобальные социальные группы (общности)
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Психотерапевтическая группа
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Природа и потребности человека
Философия. Конспект лекций: учебное пособие / А.А. Горелов. — М. : КНОРУС, 2013. —176 с....
Теория группового развития У. Бенниса и Г. Шепарда
Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. - Москва; Берлин :...
Оставить комментарий