Философский анализ феномена человека

Философский подход к осмыслению проблем человека имеет свои специфические особенности. Философия, прежде всего, претендует на построение целостного представления о человеке. Перерабатывая многообразные данные специальных наук о человеке, философия дает им определенное истолкование. Но вместе с тем она отталкивается и от собственного видения проблемы. Философия ставит и осмысливает фундаментальные вопросы человеческого бытия. Ее волнуют проблемы места человека в мире и его отношение к миру, а также мира к человеку. Философию интересуют предельные основания человеческого познания и деятельности вообще. Она исследует сущность и назначение человека, его отличие от животного, бытие в природе, обществе и культуре. В философии рассматривается проблема жизни и смерти человека. При изучении проблем человека философия выступает в двух своих ипостасях: и как наука, и как мировоззрение.

Таковы общие положения философского подхода к изучению человека. Одновременно с тем отметим, что философия не едина в своих проявлениях и существует в многообразных формах, направлениях, школах. Соответственно и проблема человека ставится и изучается в них по-разному. Кроме того, в конкретные исторические периоды тема человека в философии приобретает своеобразное звучание
.
Так, в древнекитайской, древнеиндийской, античной философиях человек мыслился как часть космоса, некоторого единого сверхвременного порядка, как микрокосм (Демокрит), отображающий и символизирующий Вселенную (которая, в свою очередь, понималась как живой, одухотворенный организм). Уже в тот период человек рассматривался как единое начало, состоящее из тела и души (двух разнородных субстанций, как это трактовалось в платонизме). Хотя понятие «душа» имело множество различных толкований. В древнеиндийской философии учение о переселении душ снимало грань между человеком и другими существами; вместе с тем, говорилось в этой философии, только человеку присуще стремление к освобождению от эмпирического существования.

В философии Аристотеля нашло отражение определяющее для античной философии понимание человека как живого существа, наделенного разумом («разумная душа») и способностью к общественной жизни.

Иначе проблема человека ставилась в средневековой философии, тесно связанной с религией. Так, в христианстве человек понимался, с одной стороны, как «образ и подобие Бога», а с другой – как греховное существо. Внутреннее раздвоение человека вследствие его грехопадения сочеталось здесь с учением о личности Христа, соединяющем в себе божественную и человеческую ипостаси, что давало надежду приобщения к божественной благодати и простому смертному.

Эпоха Возрождения проникнута пафосом автономии человека, огромной значимостью его индивидуальности, личностных качеств, воспеванием его безграничных творческих возможностей. Именно в это время появляется такое направление в общественной мысли, как гуманизм, считающий главной ценностью бытия человека.

Новое время породило волну европейского рационализма, при котором человек рассматривался, прежде всего, как мыслящее, разумное существо (знаменитое декартовское утверждение «Мыслю, следовательно, существую»).

Картезианский дуализм души и тела надолго определил постановку антропологической проблематики в философии. При этом само тело часто трактовалось как автомат, машина. Да и сам человек понимался как «животное, производящее орудия» (Франклин).

Не обошла своим вниманием проблему человека и немецкая классическая философия. Кант вообще считал вопрос «Что есть человек?» одним из главных в философии. Понимание соотношения детерминизма и свободы воли человека привело Канта к разграничению антропологии в физиологическом и прагматическом отношениях. В первом случае философ исследовал человека в системе природной необходимости, во втором – как субъекта нравственной свободы.

Гегель стремился преодолеть этот дуализм. Он причислял свободу к мировому духу, имеющему основы своего развития в самом себе, а человека представлял как этап развития духа, фактически сводя его личное начало к миру безличной необходимости.

Для немецкой классической философии определяющим было представление о человеке как субъекте духовной деятельности, создающем мир культуры; как носителе всеобщего идеального начала – духа, разума.

Вместе с тем уже в этой философии встречается иная трактовка человека. Так, Фейербах понимал человека как чувственно-телесное существо.

В конце ХIХ – начале ХХ веков внимание философов, особенно иррационалистического толка, переключается на внемыслительные способности человека (чувства, воля). По Ницше, человек определяется игрой жизненных сил и влечений. Человек для него – это мимолетность, болезнь, высокомерное насекомое. Но вместе с тем для человека характерна воля к власти, а благодаря своим животным качествам у него есть возможность движения к Сверхчеловеку.

Для Кьеркегора человек – одна из загадок мироздания, понять которую можно, лишь погружаясь в собственный внутренний мир. Благодаря выбору, т. е. определенному волевому акту, человек, первоначально природное существо, становится личностью. Вообще проблема личности – центральная в персонализме и экзистенциализме. Например, в экзистенциализме личность трактуется как неповторимое духовное самоопределение человека («экзистенция»).

Исходным пунктом марксистского понимания человека является его толкование как производного от общества, как продукта и субъекта общественно-трудовой деятельности.

Источник: 
Хмелевская С.А., Философия
Темы: