Структура психики человека

Психика сложна и многообразна в своих проявлениях. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

  1. психические процессы,
  2. психические состояния,
  3. психические свойства.

Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Все психические процессы подразделяются на:

  • познавательные — к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение,
  • эмоциональные — активные и пассивные переживания,
  • волевые — решение, исполнение, волевое усилие и т. д.

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.

Наиболее изученными являются:

  1. общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности,
  2. эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное настроение, состояние депрессии, воодушевления, творческое состояние и т. п.).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

  1. жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
  2. темперамент (систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения);
  3. способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
  4. характер как систему отношений и способов поведения.
Источник: 
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.