Человек в системе социальных связей. Виды социальных общностей. Основные концепции дифференциации общества

Людоед кого-то тащит. Навстречу идет его друг.
– Кого это ты тащишь?
– Студента.
– Кого? Студента? Выброси его. Я вчера одного студента сварил, так он, пока вода закипала, всю картошку съел.
Анекдот

Человек не может жить вне общества, в противном случае он просто не будет полноценным человеком. Соответственно, для жизни любого человека является необходимым взаимодействие с другими людьми. Это взаимодействие не может быть аморфным. Любой человек состоит в целой системе социальных связей, которые зависят от социальной структуры общества. Социальная структура представляет собой совокупность относительно устойчивых и стабильных групп (общностей) людей, определенный порядок их взаимосвязи и взаимодействия.

Социальная общность  – это объективно сложившееся в обществе целостное образование людей, которому присущи общие коренные интересы и сфера деятельности, психологические характеристики и образ жизни, отношение к другим общностям.

В той или иной степени каждый человек обязательно связан с различными социальными общностями. Какие это общности? В жизни многих людей, как правило, бывает целый ряд таких социальных общностей. К ним, прежде всего, относятся малые группы людей.

Первая социальная общность, с которой сталкивается человек – это семья. Именно в ней он получает первые навыки социализации, то есть он учится взаимодействовать с другими людьми. И он учится это делать так, как это делается в его социальной общности. К сожалению, есть дети, которые обделены с рождения такой социальной общностью. Их первой жизненной общностью становится сразу группа в доме ребенка.

Далее, человек подрастает и знакомится уже с другой общностью – группой в детском саду, классом в школе. Параллельно может быть коллектив в спортивной секции, какое-либо творческое объединение. Они также влияют на человека и формируют определенные навыки и черты личности.

Взрослая жизнь человека также неразрывно связана с деятельностью каких-либо сообществ. Это может быть студенческая группа в вузе или рабочий коллектив. Многие знакомятся с такой общностью людей, как взвод или рота. Некоторым приходится знакомиться с такой общностью, как отряд в исправительной колонии. В старости иногда приходится заканчивать жизнь в такой социальной общности, как постояльцы дома престарелых.

Кроме малых групп, человек является членом и больших социальных групп. Он обязательно принадлежит по возрасту или половой принадлежности к какой-либо социально-демографической общности. Причем мир молодежи и мир пенсионеров отличаются по целому ряду признаков: увлечения, ценности, способы проведения досуга. Людей одной профессии тоже можно назвать большой социальной группой: каждая профессия подразумевает наличие определенных навыков, часто это бывает и определенный образ жизни (например, образ жизни водителя-дальнобойщика отличается от образа жизни врача), корпоративную культуру и даже ментальные установки. Студенчество – это тоже пример большой социальной группы. Принадлежность к этой группе подразумевает определенный вид занятий – студенты не работают, а ежедневно посещают лекции и семинары. Это закладывает и соответствующий уровень жизни: традиционно считается, что студент беден, что вполне логично, так как он не работает, его источник дохода – стипендия, которая никогда не была большой. Также можно выделить социально-этнические общности (нации, народности и др.) и социально-классовые общности людей (классы, слои).

Из вышеизложенного следует, что общество неоднородно. Чертой любого общества является социальная дифференциация. Если взять общество, построенное на уравнительном равенстве (вспомним учения утопистов), здесь можно выделить самые простые виды дифференциации, например половую. Даже в таком обществе присутствует дифференциация возрастная.

Если в утопическом обществе прослеживаются такие простые виды дифференциации, то в любом реальном обществе видов дифференциации значительно больше. Люди различаются между собой по уровню доходов, образованию, возможностям воздействовать на власть. И поэтому для философов и социологов актуальным является вопрос о разработке концепции дифференциации общества.

Существует несколько концепций дифференциации общества. Долгое время в нашем обществе была принята и очень популярна классовая дифференциация. Она была разработана в марксизме. Само понятие «класс» было сформулировано В. И. Лениным. В своей статье «Великий почин» он определял, что такое классы: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту  в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению  (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли  в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли  общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».

Это определение в основном исходит из экономических признаков, из возможностей владеть средствами производства и из возможности влиять на распределение конечного продукта. Фактически Ленин все общество делит на две группы людей: класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых. От принадлежности к тому или иному классу зависит все остальное. Если человек принадлежит к классу эксплуататоров, то он обладает средствами производства, может присваивать себе труд других людей, соответственно, обладает властью и богатством. Если, наоборот, принадлежит к классу эксплуатируемых, то у него, наоборот, присваивают результаты его труда, у него нет денег и власти.

Во все исторические периоды общество состоит из классов, и прежде всего выделялись два антагонистических класса. Для Древнего мира – это класс рабов и рабовладельцев, для Средних веков – это класс феодалов и крестьян, для Нового времени – это класс рабочих и буржуазии. Эта концепция, при всей ее простоте, имеет явные недостатки.

Если говорить о Древнем мире с точки зрения классового подхода, то получается, что в нем было только две категории людей: рабы или рабовладельцы. В действительности все было не так просто. И та и другая категории людей были неоднородными. Если мы говорим о рабах, то они могли быть либо государственными, либо частными, их правовой статус несколько отличался. Если мы говорим о свободных людях, то можем выделить граждан Афин и метеков – лиц политически неполноправных, но лично свободных. И не каждый гражданин Афин в обязательном порядке был рабовладельцем. Если обратимся к Спарте, то рабы (илоты) отличались от рабов в Афинах. По классовой дифференциации, нет никакой разницы между илотами и рабами в Афинах, между афинскими гражданами и метеками, между спартанцами и периэками.

Трудно с позиций классовой теории анализировать средневековое общество, когда важным понятием в социальной дифференциации становится понятие «сословие». Возьмем российское общество XIX в. Структуру этого общества невозможно проанализировать только по классовому признаку. В этом обществе было духовенство, дворянство, крестьянство, мещане, казачество. Сословие по своему положению несколько отличается от класса. Если класс подразумевает экономический признак, то сословие – это понятие более многоплановое. Сословие – это определенный правовой статус, определенный образ жизни, род занятий и определенный духовный мир.

Жизнь сословий достаточно изолирована друг от друга, и браки заключаются внутри сословия. Переход из одного сословия в другой был затруднителен. Например, историк В. Ключевский, выходец из духовного сословия, когда поступал в университет, вынужден был сдавать 16 вступительных экзаменов.

И конечно, очень тяжело дифференцировать с помощью классовой структуры современное общество. В нашем обществе есть богатые и бедные, образованные и не очень, имеющие власть и ее не имеющие. Причем образованный может быть как бедным, так и богатым, как не имеющим власти, так и занимающим высокий пост. Современное многообразие общества может быть проанализировано с помощью теории социальной стратификации, формулируемой нашим отечественным философом, мыслителем Питиримом Сорокиным.

П. Сорокин выделял, что в любом сообществе обязательно существует стратификация, то есть выделяются разных категорий людей. Расслоение существует даже в самых демократических обществах, в конституциях которых записано, что все люди равны. Есть расслоение в семье, церкви и даже в банде разбойников. П. Сорокин подчеркивал в своей концепции, что стратификация неуничтожима. Она является постоянной характеристикой любого общества.

Достоинством концепции П. Сорокина является то, что он не стремился проводить стратификацию по какому-либо одному признаку. Сорокин предложил одновременно выделять несколько форм социальной стратификации:

  1. профессиональная, то есть деление людей по месту в производстве, например руководитель и подчиненный;
  2. политическая, которая обозначает отношение человека к власти: одни управляют, другие являются управляемыми;
  3. экономическая, то есть по уровню доходов.

Естественно, что важной для характеристики современного общества является экономическая стратификация. В современные дни выделяют группы людей не по уровню обладания средствами производства, а по уровню доходов.

Выделяют несколько групп:

  1. люди, живущие за чертой бедности (очень бедные);
  2.  бедные;
  3. средний класс;
  4. богатые;
  5. очень богатые.

В современном мире считается нормальным общество то, в котором структура социальной стратификации по экономическому признаку представлена в виде ромба и богатые и бедные – это небольшие треугольники сверху и снизу этого ромба. Соответственно, основная часть общества – это средний класс.

В современной России экономическое положение населения характеризуется равнобедренным треугольником. Соответственно, бедные – это большая часть треугольника в основании фигуры. Бедных значительно больше, чем представителей среднего класса.

Важным является уяснить, по какому критерию определяются такие понятия, как «бедность», «богатство», «средний класс». Часто думают, что к среднему классу принадлежат те, у кого зарплата выше средней. Это неправильно, т. к. общество может быть нищим и средняя зарплата позволяет покупать лишь самое необходимое. Понятия «средний класс», «бедность» и «богатство» определяются по возможностям, которые дают человеку его доходы. Средний класс – это те люди, которые могут удовлетворить все насущные общепризнанные материальные и духовные запросы. В частности, им хватает зарплаты на покупку продуктов питания и одежды, и им не приходится на них экономить. Например, если у представителя среднего класса разорвались сапоги, то покупка новых не вызовет необходимости экономить на других необходимых товарах: продуктах, лекарствах. Представители среднего класса имеют возможность выделять средства на удовлетворение культурно-духовных потребностей (поход в театр, покупка книг). Важным критерием является возможность раз в год съездить в отпуск, приобрести машину (пусть не самую дорогую, но и не самую дешевую), решить вопрос с жильем. Соответственно, отсюда вытекают трактовки понятий бедности и богатства. Те, кто не может себе позволить уровня жизни среднего класса – это бедные. Те, кто вынужден экономить даже на продуктах питания – это очень бедные, они живут за чертой бедности. Богатство же начинается там, где появляются предметы роскоши, без которых можно обойтись, например яхта, личный самолет.

Источник: 
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Материалы по теме
Философия как фактор духовного развития человека и общества
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,...
Человек и общество
Балашов, Л. Е. - Практическая философия (М., 2007)
Роль человека в обществе
Егоршин А.П, Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. -Н.Новгород: НИМБ, 2003. -...
Общество и его структура. Основные подсистемы общества
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Понятие и роль судебной власти в обществе
Государствоведение: Учебник. - 2-е изд., испр и доп - М • Юристъ, 2000
Типы движений
...
Язык и общество, язык и личность
Норман Б.Ю. - Теория языка. Вводный курс, 2004
Человеческая ситуация по Фромму
Добреньков В. И., Психоаналитическая социология Эриха Фромма
Оставить комментарий