Человеческий капитал

Люди сегодня перестали рассматриваться как рядовой фактор производства наряду с оборудованием и сырьем, затраты на который нужно минимизировать. Они воспринимаются как главный ресурс организации, ее капитал, от которого в решающей мере зависит ее успех. Такая ситуация отражает изменение роли человека в современном производстве, обусловленное следующим:

  • обострением глобальной конкуренции, существенно поднявшей «планку требований» по отношению к работникам и качеству их труда;
  • опытом передовых компаний Японии, добившейся значительных экономических успехов за счет персонала;
  • повышением на Западе уровня образования работников до 13-14 лет, их квалификации;
  • интеллектуализацией труда, связанной с появлением принципиально новых технологий; увеличением в нем доли творческих элементов;
  • развитием демократии на производстве и в обществе;
  • ростом стоимости рабочей силы.

В общем смысле человеческий капитал представляет собой совокупность социокультурных и личностно-психологических свойств работников: знаний, навыков и способностей к осознанным действиям, постоянному совершенствованию и развитию. То есть по существу это интеллектуальный капитал.

Термин «человеческий капитал» идентичен по значению термину «человеческие ресурсы». Разница между ними состоит лишь в том, что первый больше употребляют в Западной Европе, а второй (с 1980-х гг.) - в США.

Человеческий капитал имеет ту особенность, что он не изнашивается, как в обычном случае, а сохраняется и увеличивается по мере своего использования (за счет приобретения нового опыта и знаний).

Выделяют следующие виды человеческого капитала:

  • общий (перемещаемый) в виде совокупности теоретических или достаточно универсальных практических знаний, которыми обладает работник;
  • специальный (неперемещаемый), под которым понимаются знание людей и специфика работы, их личные связи, культура общения, доверие к руководству. Этот вид человеческого капитала существует исключительно в рамках данной фирмы.

Основными характеристиками человеческого капитала являются:

  • численность и структура персонала;
  • духовное и телесное здоровье его носителей, обеспечивающее их нормальную трудоспособность;
  • знания, опыт и квалификация;
  • производственная и социальная активность;
  • культурно-личностная ориентация;
  • гражданская ответственность.

Управление человеческим капиталом (человеческими ресурсами) предполагает:

  • осознание проблемы дефицита высококвалифицированного персонала;
  • индивидуальный подход ко всем работникам;
  • отказ от представлений о персонале как даровом благе, не требующем затрат со стороны работодателя, и признание необходимости инвестиций в его формирование и развитие;

На развитие человеческого капитала влияют следующие психологические и социальные факторы.

Положительно: честолюбие, интерес к новому, ожидания окружающих, стремление к более высокому статусу, желание повысить уровень жизни, обеспечить семью. Отрицательно: нежелание рисковать, неуверенность в себе, отсутствие необходимых навыков, боязнь неизвестного, недостаточная энергичность.

  • разработку специальной политики по отношению к человеческому капиталу;
  • осуществление стратегии занятости, обеспечивающей ее реальные гарантии;
  • создание благоприятного морально-психологического климата;
  • обеспечение участия работников и их представителей в управлении фирмой.
Темы: Капитал, Человек
Источник: Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 504 с
Материалы по теме
Типология организаций по взаимодействию с человеком
Менеджмент. Учебное пособие
Структура психики человека
Столяренко Л.Д., Психология и педагогика для технических вузов
Маркетинг человеческого капитала
Панкрухин А.П., Маркетинг. Учебник
Человеческий фактор в конфликте
Шаш Н.Н., Конфликтология
Функции рынка ссудных капиталов
Общая теория денег и кредита
Человек как единство биологического и социального
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Рынки денег и капиталов
Дж. К. Ван Хорн, Основы управления финансами
Кругооборот и оборот капитала фирм
Войтов А. Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А. Г. Войтов. — М.: Издательско-...
Оставить комментарий