Понятие и содержание человеческого фактора

Всякие представления о человеческом факторе всегда ассоциируются с человеком. И это в целом точные представления. Сейчас в учебниках по экономической теории студенты найдут разделы, посвящённые непосредственно Человеку, как биосоциальному феномену. Делается это из лучших соображений гуманизации вначале экономической науки и, как следствие, реальных процессов в обществе. Однако всё это выглядит пока что как лозунг, не подкреплённый раскрытием механизма его социально-экономического содержания. Авторы учебников ограничиваются только обыгрыванием тезиса А. Смита об «экономическом человеке» и не доводят анализ до человека, как фактора общественного производства и как конечной цели процесса общественного воспроизводства.

Понятие «человеческий фактор» включает в себя социальные и экономические аспекты свойств человека, всех видов его деятельности, всех форм проявления его сущностных качеств и, главное, всего механизма воспроизводства этого фактора в обществе. Применительно к объекту экономической теории, речь должна идти, с одной стороны, о факторе развития общественного производства, с другой — о функционировании экономических отношений между людьми и их совокупностями. Социальные и экономические аспекты действия человеческого фактора сводятся к многочисленным его проявлениям, таким как труд, результативность труда, способы организации общественного труда, потребности людей и их социально-экономические интересы, методы и степень удовлетворения потребностей, формы присвоения результатов человеческого труда, система социально-экономических отношений по распределению и потреблению материальных и духовных благ.

Неоклассическая экономическая теория до недавнего времени человеческий фактор производства, как уже отмечено, отождествляет с «экономическим человеком» и видит в нём две разновидности. Во-первых, работника физического труда, применяющего свои способности на различных видах работ при производстве материальных благ и услуг. Во-вторых, коммерсанта-предпринимателя, все порывы души которого всецело подчиняются свободной конкуренции на «свободном» рынке и погоне за неограниченной прибылью. При этом определяющим «экономическим человеком» провозглашается вторая персона — PS. Общее между этими двумя субъектами экономики считается стремление к личной выгоде работника и неуёмное желание обладать большей частью общественного богатства PS.

В 70-х гг. XX в. в США появилась новая концепция «экономического человека», приближённо напоминающая концепцию человеческого фактора в современном его понимании. Появление концепции можно отнести к одному из парадоксов в экономической науке, о которых в учебном пособии будет постоянно напоминаться. В 1964 г. Беккер Гэри С. (США, р. 1930 г.) опубликовал книгу «Человеческий капитал», которая была провозглашена поворотным пунктом в экономической мысли Запада во взглядах на «экономического человека». (Беккер Г.С. Человеческий капитал // США: экономика, политика, идеология. 1993. №11-12). Как видно из названия, способность к труду человека была определена как капитал. В данном учебном курсе эта категория ещё не охарактеризована, но уже становится понятно, что рабочая сила людей наряду с вещественным капиталом провозглашается фактором производства, как это ранее делали А. Смит и Д. Рикардо, провозглашая «труд» одним из трёх факторов производства. Об этом более подробно будет сказано позже.

А парадокс заключается в том, что Г. Беккер является выходцем из чикагской школы и там же с 1970 г. занимает должность профессора. «Чикагская школа» — это ристалище либерал-монетаризма во главе с М. Фридманом, школа, в основе которой лежит только концепция «экономического человека», якобы блуждающего в дебрях «свободного» рынка в поисках исключительно материальной выгоды. Г. Беккер, в отличие от концепции «экономического человека» настаивает на всестороннем исследовании человека, как производящем и потребляющем субъекте общества. По своей сути эта теория отвергает либерал-рыночные теории монетаризма.

«Человеческий капитал» — это капиталистическая социально-экономическая форма человеческого фактора общественного производства. Если хорошо поразмышлять, то можно убедиться, что Г. Беккер никакого открытия (ему за эту работу присудили премию памяти Нобеля) не сделал. Ещё К. Маркс рабочую силу капиталистического производства определил как переменный капитал, т. е. как стоимость, являющуюся источником прибавочной стоимости. Скорее всего, Г. Беккера на мысль определить способность к труду человека человеческим капиталом натолкнул именно К. Маркс. И в этом тоже заключается парадокс, но парадокс, который тщательно ретушируется. К. Маркс богатством своих идей вскормил многих и многих современных экономистов-теоретиков, оплачивающих ему свои долги откровенной демонстрацией пренебрежения. Зачем же так, господа профессора?

Когда в данном учебном пособии употребляется понятие «человеческий фактор», то имеется в виду первоначально фактор развития общественного производства безотносительно к его социально-экономической форме. Первичные (их ещё можно назвать полюсными или начальными) основания человеческого фактора — это материальные и духовные потребности и производительный труд человека. В промежутке между этими полюсами, характеризующими эффективность человеческого фактора, находятся такие явления или процессы, как затраты и результаты труда. В экономической науке эти явления и процессы получают определения в соответствующих категориях, причём в каждом типе общества в специфических научных категориях. Пример тому — определение человеческого фактора человеческим капиталом в буржуазном обществе.

В основе совершенствования человеческого фактора, безусловно, находится Человек в широком понимании этого природного и социального феномена, охватывающего весь спектр качеств совокупного человека — индивидуальных и коллективных, общественных и природных. Естественно, человеческий фактор как явление общественного производства включает не все качества человека, а лишь те из них, которые используются в воспроизводственном процессе материальных и духовных благ и в совершенствовании социально-экономических отношений.

Исследование человека и человеческого фактора в экономике началось ещё в советское время. Эта проблема рассматривалась с системы нравственных ценностей в общественном производстве и с трудовой этикой советского человека (Щербаков В.Н., Агеев В.М., Герасина О.Н. Основы экономической мысли. М., 2004). После буржуазной революции в СССР эти ценности были заменены на ценности наживы, стяжательства и вражды человека к человеку.

Источник: 
Чуньков Ю.И., Экономическая теория. Часть 1