Признаки общества

Отграничение общества от природы возможно путем выявления устойчивых признаков, выражающих его сущность.

1.    Общество — это человеческая общность, объединение людей, наделенных волей и сознанием. Поэтому не всякое объединение людей можно назвать обществом. Стадо древнейших обезьяноподобных людей, которые выделились из животного состояния более 2 млн лет назад, нельзя рассматривать как общество. Прежде всего потому, что основу их отношений составляли отношения к природе, а не друг к другу. В лучшем случае это объединение можно назвать «естественным обществом», а не гражданским. Смысл жизни первобытного человека в естественном обществе сводился к его приспособлению к условиям среды обитания. В этом обществе человек является частью природы, а первобытных людей в нем объединяли инстинкты, и в первую очередь инстинкт самосохранения.

Гражданское общество возникает лишь с пониманием непохожести своей группы на другую и необходимости совместного проживания. Иначе говоря, общество появляется с возникновением социального сознания. Оно знаменует переход от инстинктивного объединения людей к сознательному. Содержание гражданского общества включает совокупность межличностных взаимодействий (семейных, экономических, культурных, кровнородственных, религиозных, межнациональных и т.д.), которые развиваются без вмешательства государства и неподконтрольны ему.

2.    Общество представляет собой объединение людей, взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения значимых для них потребностей. Общество есть результат этого взаимодействия. Одиноко живущего на острове Робинзона Крузо нельзя назвать обществом, как, впрочем, и группу людей, изолированных друг от друга. По меткому замечанию русского социолога П.А. Сорокина, иммигрировавшего в США,

для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом свяэью взаимодействия Такой случай будет простейшим видом общества

То есть общество представляет собой наиболее многочисленную группу людей, проживающих на определенной территории.

3.    Общество — это не эпизодическое и случайное, а устойчивое и постоянное взаимодействие индивидов, объединенных на основе объективно сложившегося всеобщего интереса и порожденных им единых социальных целей. В них находят свое отражение те потребности, которые не могут быть удовлетворены индивидуально. Эти цели связаны с ориентацией людей на сохранение и воспроизводство общества, придание ему устойчивости, целостности. Всеобщий интерес не уничтожает и не подменяет частные, индивидуальные или групповые интересы, он формируется на их основе, вбирает их в себя. Всеобщий интерес может обретать различные формы выражения. Так, по мнению французского социолога Э. Дюркгейма, он выражается в общности коллективных представлений, чувств, верований, противостоящих природному эгоизму.

Ориентация на сохранение общества, по мнению американских социологов Т. Парсонса и Р. Мертона, обусловлена общностью тех фундаментальных норм и ценностей, которыми руководствуются люди в своей деятельности. Например, в промышленно развитых странах Запада такими ценностями выступают свобода индивида, личный успех, материальное богатство, частная собственность и т.д.

4.    Общество характеризуется наличием публичной власти в лице законодательных, исполнительных, судебных органов, а также норм права, способных обеспечить упорядочение социальных взаимодействий на определенной территории, защиту населения от внешней угрозы. Благодаря институтам государственной власти и нормам права общество представляет собой согласованное и упорядоченное на основе определенных правил взаимодействие людей, объединенных общим интересом. Этот интерес, по мнению американского социолога Э. Шилза, представлен общностью центральной власти, территориальной целостностью, согласием центра и периферии.

5.    Общество — социокультурная система. Регуляция и согласование общезначимых и индивидуальных интересов и потребностей в рамках единого общества невозможны без обшей системы ценностей, именуемой культурой. Культура способна удовлетворить самые разнообразные потребности и обеспечить саморегуляцию и самовоспроизводство социальных взаимосвязей людей путем выработки устойчивых правил поведения (норм) и установления общепризнанных в обществе целей (ценностей). Таким образом, культура задает смыслы человеческой жизнедеятельности, проникая в структуру индивидуального сознания либо добровольно, либо по принуждению с помощью власти, подчиняя индивидов тем нормам поведения, которые соответствуют всеобщему интересу, всеобщему благу.

Завершая анализ признаков общества, можно дать следующее его определение.

Общество представляет собой устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих друг с другом на основе общеобязательных норм и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.

Подходы к определению общества в современной социологии

В современной российской и зарубежной науке существует единство мнений по поводу того, что общество — результат взаимодействия людей. Расхождения во мнениях ученых касаются вопросов о том, что выступает первоосновой объединения людей в обществе.

Длительное время в советской и российской социологии считалось, что таким интегрирующим началом является материальное производство, и в первую очередь собственность на средства производства. Однако социально-экономическая обусловленность объединения людей в общество представляется односторонней, поскольку не учитывает значения других факторов: идеологических, национальных, религиозных, географических и т.д., поэтому от столь узкого экономического подхода стали отказываться.

Западные ученые, напротив, рассматривают общество как взаимодействие людей, объединенных общностью культуры и проживающих в определенных географических границах. Так, известный американский социолог Н. Смелзер понимает общество как

объединение людей, имеющее определенные географические границы, общую законодательную и определенную национальную (социальнокультурную) идентичность.

Идентификация здесь понимается как отождествление себя с нацией или культурной общностью.

Иные признаки в характеристике общества выделяют современные американские социологи Г. Ленски и Дж. Ленски. Они отмечают пять свойств общества:

  1. общение между членами общества (в любом обществе имеется общий разговорный язык);
  2. производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов общества;
  3. распределение этих товаров и услуг;
  4. защита членов общества от физической опасности (природных катаклизмов, внутренних и внешних врагов);
  5. контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.

Стремясь придать понятию «общество» признаки универсальности, некоторые западные исследователи расширяют набор его свойств, что позволяет применять данную категорию для характеристики различных объединений людей. Так, Э. Шилз выделяет следующие признаки общества:

  1. объединение людей, не являющееся частью другой, более крупной системы;
  2. заключение браков между представителями данного объединения;
  3. воспроизводство населения за счет деторождения;
  4. объединение людей, имеющее свою территорию;
  5. наличие собственного названия и истории;
  6. общая система ценностей (обычаи, традиции, нормы, законы, нравы и т.д.), называемая культурой;
  7. наличие собственной системы управления,,
  8. продолжительность существования объединения во времени дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
Ключевые слова: Общество
Источник: Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных заведений / Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2012. - 495 с.
Материалы по теме
Смысл термина «общество»
Основы социологии и политологии: учебник для учащихся средних профессиональных учебных...
Понятие социального конфликта. Общественное согласие
Соколов С.В., Социальная конфликтология
Религия как часть духовного мира общества, ее функции
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Структура гражданского общества
Исаев Б.А. - Политология в схемах и комментариях (Учебное пособие) - 2009
Теория структурации (Э. Гидденс)
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Общение и общность
Парыгин Б.Д., Социальная психология, 1999
Техноцентристские теории виртуализации
Социология: теория, история, методология: учебник / под ред. Д. В. Иванова. — СПб.: Изд-во С...
Массовое общество и массовое сознание
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий