Политические отношения представляют собой иерархизированные уровни власти различных субъектов и взаимодействие социальных субъектов с целью достижения намеченных политических целей.
Политика (от politike - греч. общественные дела) - это сфера деятельности, связанная с согласованием интересов отдельных социальных групп, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти и управление социальными процессами от имени общества и с целью поддержания жизнеспособности гражданского коллектива.
Политика находит свое выражение в политических идеях, т еориях, в деятельности государства, политических партий, организаций, объединений и других политических институтов. В своей совокупности господствующие политические идеи, теории, государство, политические партии, организации, приемы и способы их деятельности образуют политическую систему общества. Понятие «политическая система» позволяет наиболее полно и последовательно раскрыть социально-политическую природу общества, существующие в нем политические отношения, нормы и принципы организации власти.
Структура политической системы включает в себя:
- Институциональную подсистему, состоящую из различных общественно-политических институтов и организаций, важнейшим из которых является государство.
- Нормативную (регулятивную), выступающую в виде политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы.
- Политико-идеологическую, включающую в себя совокупность политических идей, теорий и взглядов, на основе которых формируются и функционируют различные общественно-политические институты как элементы политической системы общества.
- Функциональную подсистему, содержащую основные формы и направления в деятельности политической системы, способы и средства воздействия ее на общественную жизнь, что находит выражение в политических отношениях и политическом режиме.
Основным институтом политической системы является государство. Существует ряд теорий, объясняющих природу и пути возникновения государства.
С точки зрения теории «естественного происхождения» государство является результатом взаимного влияния природных и социальных факторов, в нём находят выражение принципы естественного распределения власти (в формах господства и подчинения) в природе (учения о государстве Платона и Аристотеля).
«Теория общественного договора» считает государство результатом соглашения всех членов общества. Принудительня власть, единственным распорядителем которой является государство, осуществляется в общих интересах, поскольку поддерживает порядок и законность (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо).
С точки зрения марксизма, государство появилось в результате общественного разделения груда, возникновения частной собственности, классов и эксплуатации. В силу этого оно является орудием угнетения в руках господствующего класса (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).
«Теория завоевания (покорения)» считает государство результатом подчинения одних народов другими и необходимости организации управления покоренными территориями (Л. Гумплович, Гизо, Тьерри).
«Патриархальная»: Государство - форма расширенной патриархальной (от лат. отец) власти, традиционной для первобытных форм социальной организации, выступающей выразителем общих интересов и служащей всеобщему благу. (Р. Филмер).
В рамках современного подхода к проблеме под государством понимается основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп и ассоциаций.
Как основной политический институт государство отличается от других институтов общества своими признаками и функциями. Общими для государства являются следующие признаки:
- территория, очерченная границами государства;
- суверенитет, т.е. верховная власть в границах определенной территории, который воплощается в ее праве издавать законы;
- наличие специализированных институтов управления, аппарата государства;
- правопорядок - государство действует в рамках установленных им норм права и оказывается им ограниченным;
- гражданство - правовой союз лиц, проживающих на контролируемой государством территории;
- монополия налегальное применение силы от имени общества и в его интересах;
- право на взимание налогов и сборов с населения.
При современной интерпретации сущности государства можно выделить его основные функции:
- защита существующего общественного строя,
- поддержание в обществе стабильности и порядка,
- предотвращение социально опасных конфликтов,
- регулирование экономики, проведение внутренней и внешней политики,
- защита интересов государства на международной арене,
- осуществление идеологической деятельности, оборона страны.
Наиболее важными функциями современного государственного регулирования народного хозяйства Республики Беларусь могут быть;
- реализация функций собственника государственного имущества, действующего на рынке на равных условиях с субъектами других форм собственности;
- формирование механизма экономического регулирования, поддержки и стимулирования работы инновационных субъектов хозяйствования;
- разработка и проведение рыночной структурной политики с использованием эффективных кредитно-денежных, налоговых и ценовых инструментов;
- -обеспечение экономической и социальной защиты населения.
Для осуществления указанных функций государство формирует комплекс специальных органов и учреждений, составляющих структуру государства, которая включает следующие институты государственной власти:
- Представительные органы государственной власти. Они подразделяются на высшие представительные органы, обладающие законодательной властью (парламент), и местные органы власти и самоуправления, образованные в соответствии с административно-территориальным делением страны.
- Органы государственного управления. Различают высшие (правительство), центральные (министерства, ведомства) и местные исполнительные органы.
- Органы судебной власти и прокуратуры осуществляют правосудие при разрешении конфликтов, восстановление нарушенных прав, наказание нарушителей закона.
- Армия, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности.
Для понимания сущности государства как властвующего института важно выяснить такие его аспекты как формы устройства государственной власти, формы правления и политический режим. Под формой государственного правления понимается организация верховной власти и порядок ее образования. По этому признаку традиционно выделяются две главных формы: монархия и республика.
Монархия - форма государственного правления, при которой власть сосредоточена в руках единоличного главы государства. Монархии присущи следующие черты: пожизненное правление, наследственный порядок преемственности верховной власти, отсу тствие принципа юридической ответственности монарха.
Республика - это форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Республиканскому правлению присущи следующие элементы: коллегиальный характер органов высшей власти, выборный характер основных должностей, срок занятия которых ограничен по времени, делегативный характер полномочий власти, которые вручаются ей и отнимаются обратно в процессе народного волеизъявления, юридическая ответственность главы государства.
Формы национально-территориального устройства характеризуют внутреннюю организацию государства, существующую формулу соотношения властных полномочий центральных и региональных органов власти.
- Унитарное государство - государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, имеющие равно одинаковый статус.
- Федерация представляет собой союз государственных образований, самостоятельных в пределах распределенных между ними и общефедеральным центром властных полномочий.
- Конфедерация - союз суверенных государств, который создается для осуществления конкретных совместных целей.
Под политическим режимом понимается совокупность институциональных, культурных и социологических элементов, способствующих формированию политической власти данной страны в определенный период времени. Классификация политических режимов осуществляется по следующим критериям: характер политического лидерства, механизм формирования власти, роль политических партий, соотношение между законодательной и исполнителеной властью, роль и значение негосударственных организаций и структур, роль идеологии в жизни общества, положение средств массовой информации, роль и значение органов подавле-ния,тип политического поведения. Типология X. Линца включает три типа политических режимов: тоталитарные, авторитарные, демократические.
Тоталитаризм - это политический режим, осуществляющий контроль над всеми сферами жизни общества. Его признаками являются:
- жесткая пирамида центральной власти;
- централизованная экономика;
- стремление к достижению однородности во всех явлениях жизни;
- господство одной партии, одной идеологии;
- монополия на средства массовой информации и др.
Все это ведет к ограничению прав и свобод личности, к насаждению верноподданической, с элементами рабства, психологии масс.
Авторитаризм - это политический режим, установленный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках единоличного правителя или правящей группировки и снижает роль других, прежде всего, представительных институтов. Характерными чертами авторитарных режимов являются: сосредоточение власти в руках одного лица или правящей группировки, неограниченный характер властных полномочий, далеко выходящих за рамки, определенные для них законом, неподконтрольность власти гражданам, недопущение властью политической оппозиции и конкуренции, ограничение политических прав и свобод граждан, использование репрессий для борьбы с противниками режима.
Демократический режим - это политический режим, при котором народ является источником власти. Демократия характеризуется следующими признаками: наличием механизмов, обеспечивающих практическую реализацию принципа народного суверенитета, отсутствием ограничений для участия всех категорий граждан в политическом процессе, периодической выборностью основных органов власти, контролем общественности за принятием важнейших политических решений, абсолютным приоритетом правовых методов осуществления и смены власти, идейным плюрализмом и конкуренцией мнений.
Следствием утверждения демократического политического режима должно быть гражданское общество. Это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее и сотрудничающее с ним. Экономической основой гражданского общества служит разделение экономических и политических отношений, наличие экономически свободного человека, частного и коллективного видов собственности. Политико-правовую основу составляет политический плюрализм. Духовной основой являются высшие моральные ценности, существующие в данном обществе на данном этапе развития. Главным элементом гражданского общества является человек, воспринимаемый как личность, стремящаяся к самоутверждению и самореализации, что возможно лишь при условии обеспечения прав индивида на индивидуальную свободу в политической и экономической сферах.
Идея гражданского общества возникла в середине XVII века. Впервые термин «гражданское общество» был употреблен Г. Лейбницем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, которые опирались на идеи естественного права и общественного договора. Условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан общества экономической самостоятельности на базе частной собственности.
Структура гражданского общества:
- общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т.п.);
- союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды; - научные и культурные организации, спортивные общества;
- муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы;
- независимые средства массовой информации;
- церковь;
- семья.
Функции гражданского общества:
- удовлетворение материальных, духовных потребностей человека;
- защита частных сфер жизни людей;
- сдерживание политической власти от абсолютного господства;
- стабилизация общественных отношений и процессов.
Концепция правового государства имеет глубокие исторические и теоретические корни. Она разработана Д. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, и обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.
Правовое государство - это государство, в котором обеспечивается верховенство закона, утверждается суверенность народа как источника власти, подчинение государства обществу. В нем четко определяются взаимные обязательства управляющих и управляемых, прерогативы политической власти и прав личности. Такое самоограничение государства возможно только при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, исключающую возможность монополизации ее в руках одного лица или органа.
Правовое государство, предполагает:
- Верховенство закона.
- Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов.
- Взаимную ответственность государства и личности.
- Защиту государством законно приобретенной собственности и сбережений граждан.
- Разделение властей.
- Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства.
Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом. Право представляет собой систему общеобязательных установленных и охраняемых государством норм (правил поведения), предназначенных для регулирования и упорядочения общественных отношений. Тесная связь с государством отличает право от других нормативных систем, в частности от морали и нравственности.
В современном обществе существуют различные отрасли права, которые регулируют деятельность и отношения во всех важнейших сферах общественной жизни. Оно закрепляет отношения собственности. Выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское и трудовое право), регламентирует организацию и деятельность государственного механизма (конституционное и административное право), определяет меры борьбы с посягательством на существующие общественные отношения и процедуру разрешения конфликтов в обществе (уголовное право), воздействует на формы межличностных отношений (семейное право). Особой ролью и спецификой отличается международное право. Оно создается путем соглашений между государствами и регулирует отношения между ними.
Выступая как важное и необходимое орудие государственного управления, как форма реализация государственной политики, право одновременно является важнейшим показателем положения личности в обществе и государстве. Права, свободы и обязанности человека и гражданина, составляющие правовой статус личности - важнейшая составная часть права, характеризующая развитость и демократизм всей правовой системы.