Философия как фактор духовного развития человека и общества

В любой эпохе и культуре — от «речных цивилизаций» Древнего Египта, Шумера, Индии, Китая до современного постиндустриального (информационного) общества бытие Человека и Социума, уровень их культурного развития определяется двумя сторонами — материальной и духовной. К материальным факторам общественного развития, связанным с производством и бытием «вещей», относят экономический, демографический, экологический, географический и военный. К духовным факторам, которые направлены на производство «идей» и одновременно выступают формами общественного сознания, традиционно причисляют следующие шесть: научный, политический, правовой, этический, эстетический и религиозный. Философия также считается формой общественного сознания, способом отражения объективной реальности, но в отличие от остальных (наука, политика, право, мораль, искусство, религия) представляет собой «полную противоположность всем иным формам и сферам человеческой активности. Она возможна лишь в постоянном процессе самообращённости ... как акт рефлексии... Современный философ, как бы оригинален он ни был, мыслит не только от своего имени, но и от имени философов прошлых веков, от имени философии в целом»37.

Для наглядности проиллюстрируем общую систему материальных и духовных факторов (рис. 1.2).

ДУХОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА (формы общественного сознания)


В качестве основного аргумента для обоснования центрального места и ключевой роли философии в сфере «духа» приведём высказывания двух известных российских философов. В статье «Патриарх отечественной философии», приуроченной к 100-летнему юбилею и выходу в свет собрания сочинений Т. И. Ойзермана, академик РАН А. А. Гусейнов подчёркивал:

«Существует не одна философия. Философий много. Последующий философ начинает не там, где остановился предшествующий. Он начинает заново, как если бы был первым. Предшественник его интересует с точки зрения того, чтобы не повторять его теоретический опыт. Философия представляет собой прерывную линию развития. Каждая великая философская система равна самой себе и сохраняет своё значение на все последующие времена. И все они, словно звёзды в небе, сосуществуют в едином пространстве теоретической мысли. Они соразмерны друг другу по критерию истины.

Плюрализм философии вытекает из существа самой философии, заключающейся в том, что она каждый раз, в каждом своём опыте предлагает цельный и целостный взгляд на человека и мир. Взгляд этот может быть развернут с разной степенью полноты и системности, но в любом случае он характеризуется принципиальной завершенностью.

Словом, в отличии и в противовес господствовавшему и широко распространённому вплоть до настоящего времени мнению, согласно которому существование философии в форме многообразных противоречащих друг другу систем является признаком её незрелости, подлежащим преодолению недостатком, академик Ойзерман считает это её особенностью, достоинством. Философия включает в себя и существует как исторически развёрнутое и умножающееся богатство философий».

И далее следует вывод самого Теодора Ильича Ойзермана: «Создание единого, общепринятого философского учения в принципе невозможно».

Такой подход задаёт новую основу для понимания философии, в том числе для понимания её единства, и новую перспективу для её бытия, которую можно обозначить как перспективу диалога и идейной переклички на всём пространстве истории философии. «Философия существует как философии, т. е. как неопределённое множество различных противостоящих друг другу учений. Таков modus essendi [способ бытия] философии. Такой она была уже в первое столетие своего исторического бытия; такой она осталась и в наше время, и нет оснований полагать, что когда-нибудь в будущем философия утратит свою многоликость, которая, как я убеждён, является её специфической сущностной определённостью».

Ключевые слова: Философия, Человек, Общество
Источник: Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс, консультационный курс, тесты) / Э. А. Понуждаев, В. Н. Иванов, Л. Н. Мирошниченко. — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с.
Материалы по теме
Человек в философии
Карл Ясперс, Введение в философию
Роль человека в обществе
Егоршин А.П, Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. -Н.Новгород: НИМБ, 2003. -...
Человек в системе социальных связей. Виды социальных общностей. Основные концепции дифференциации общества
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Человек и общество
Балашов, Л. Е. - Практическая философия (М., 2007)
Человек и природа. Географическая среда и ее влияние на развитие общества
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Правовое воспитание граждан
Теория государства и права - Учебник (под ред. М.Н. Марченко)
Философия Древнего Китая: этапы и основные черты
Степанович В.А., История философии: Курс лекций в 2-х томах. Т. 1: Исторические типы...
Двуликость
Дюпрель Карл, Загадочность человеческого существа
Оставить комментарий