Человек и природа. Географическая среда и ее влияние на развитие общества

Африканец приехал в Россию учиться,
но через несколько месяцев вернулся домой.
Его спрашивают, почему он так поступил,
ведь учеба в России ему давала
много возможностей в будущем. Он отвечает:
– Когда зеленая зима была, я терпел,
но когда белая зима началась…
Анекдот

Большое значение в осознании места человека в мире имеет понимание, как строятся отношения человека с окружающей средой и природой. Неизбежно возникает целый ряд вопросов. Человек – это часть природы? Он царь природы или ее раб? Кто выше – человек или природа? Эти вопросы всегда волновали философов. Они очень важны для понимания современного мира, ответы на них давались различные.

Очевидно, что связь между человеком и природой достаточно тесная. Человек сам есть элемент природы, но в то же время он создает природу, воздействует на нее. Понятие природы в философии значительно шире, чем мы трактуем ее в быту. Природа в быту означает лишь естественную среду обитания.

Природа в философии – это вся среда обитания человека, включая те искусственные элементы, которые создает сам человек.  Например, дома, дороги, заводы – это все часть природы с философской точки зрения. То, что мы в обыденной жизни называем природой, в философии называют географической средой. Географическая среда – это естественная среда обитания, совокупность целого ряда естественных факторов: особенностей климата, наличия полезных ископаемых, особенностей флоры и фауны.

При взаимодействии человека с географической средой очевидно, что человек связан с ней не только потому, что это среда обитания, но также источник различных ресурсов. За счет нее человек питается, строит дома, создает себе одежду. Даже если мы говорим об искусственных тканях, то они также созданы из природных материалов. Человек воздействует на окружающую среду, создавая искусственную природу. Воздействует он и на географическую среду и делает это не всегда разумно.

При обсуждении проблемы взаимодействия человека и географической среды, всегда встает вопрос: а насколько сильна зависимость человека от географической среды? Очевидно, что географическая среда создает самые различные условия жизни человека. Есть различия между жизнью в жарких африканских странах, где люди не знают толком, что такое снег, и жизнью в северных широтах, где люди с трудом переносят высокие температуры. Например, жители российского города Петрозаводска считают температуру плюс 28 слишком высокой, переносят ее плохо, а жителям Севастополя такая температура вполне привычна. Насколько сильна степень влияния географической среды на развитие человеческого сообщества? Влияет ли географическая среда на развитие общественного строя, государственного строя, на ход истории?

В философии нет единообразия точек зрения по этому вопросу. Можно выделить две крайние позиции.

Первая крайняя позиция – это географический детерминизм . Сторонники географического детерминизма считают, что географическая среда является главнейшим фактором, от которого зависит развитие абсолютно всего, вплоть до особенностей развития общественного строя. Сторонниками этой позиции были отечественный мыслитель Л. Мечников и французский просветитель Монтескье. Монтескье оставил существенный след в понимании взаимосвязи географической среды и человека. Он первый начал осмысливать соотношение географической среды и политического строя. Он рассматривал это на примере государств Древнего Востока. Монтескье выделил две позиции – юг и север (юг, соответственно, теплый климат, север – холодный климат). Он считал, что теплый, даже жаркий климат юга на людей действует негативно. Жаркий климат рождает привычку к физической расслабленности, такие черты характера, как робость, неуверенность, стремление к наслаждениям, а не к труду. Соответственно, снижается уровень активности, даже уровень любопытства. Это формирует коллективизм, низкий уровень развития морали, лицемерие, жестокость, поэтому в южных государствах учреждаются жесткие, деспотические режимы. Власть носит авторитарный характер.

У жителей севера, по мнению философа, все наоборот. Прохладный климат стимулирует привычку к труду. Соответственно, это формирует такие черты характера, как мужество, уверенность в себе. Формируется индивидуализм. И соответственно, из индивидуализма вытекает способность устанавливать демократические формы правления.

В качестве примера юга Монтескье рассматривал Древний Восток, Древний Египет, Китай, Индию. Это примеры деспотичных государств. В качестве примера севера он рассматривал античность, то есть Древнюю Грецию, что достаточно интересно, потому что климат там весьма теплый.

Однако заслуга Монтескье заключается в том, что он поднял проблему значения для развития человеческого общества географического фактора. В то же время следует указать на наиболее радикальные, негуманистические варианты географического детерминизма. В XX в. появилась такая античеловеческая идеология, как фашизм, что тоже может рассматриваться как вариант географического детерминизма. Согласно идеям фашизма люди делятся на полноценных и неполноценных. Жители целых регионов, стран по одному факту их географического положения объявлялись неполноценными.

Вторая крайняя позиция – социальный детерминизм . Суть этой идеи заключается в противоположном убеждении в том, что географический фактор играет очень незначительную роль или не играет никакой роли вообще. При этом человек властен и способен изменять окружающий мир независимо от того, какая рядом географическая среда. Нет никакой взаимосвязи между общественным строем, реальной жизнью людей и географической средой. Такую позицию исповедовали утописты – Мор и Кампанелла. Они считали, что человек может создать вокруг себя тот мир, который он захочет, независимо от природных условий. Марксизм тоже есть отображение социального детерминизма.

С исторической точки зрения ясно, что обе эти радикальные позиции не могут быть поддержаны. Мы должны понимать, что географический фактор – это один из факторов, влияющих на жизнь людей, на развитие любого государства. Одним из первых, кто выделил значение географического фактора, был российский историк С. М. Соловьев. Его заслуга в том, что он обратился к географическому фактору и рассмотрел его влияние на ход Российской истории.

Бесспорно то, что мы не можем отрицать значение географического фактора. Географическая среда очень четко проявляется в жизни людей. Начнем с самого простого – влияния ее на физиологию человека . В разных климатических условиях сформировались разные люди по своим физиологическим особенностям. Например, в Африке живут представители негроидной расы. У них темный цвет кожи, темные курчавые волосы. Природа наградила их темным цветом кожи, чтобы защищать от избытка солнца. Чем ближе продвигаться к северу, тем светлее становятся люди. На севере живут люди со светлым цветом кожи и со светлыми волосами. Это неслучайно: нужно, чтобы люди получали больше ультрафиолета, которого в этой местности не так уж много.

Географическая среда влияет и на повседневную жизнь  людей, бытовую практику. В северных регионах нашей страны в этнографических музеях (в Великом Новгороде, Карелии) можно увидеть северный тип архитектуры. Это высокие и большие дома. В этих домах сверху находятся небольшие жилые помещения, а все остальное – это помещения для хозяйственной утвари и для скота. Жилые помещения находятся на более высоком уровне от земли, чтобы в них было теплее. Под крышу жилого помещения сведены все хозяйственные постройки, чтобы производить всю хозяйственную работу в тепле и обеспечить скот теплым жильем. Если посетить такой же музей в южных регионах (например, на Украине), там нет таких больших домов. Жилые дома и хозяйственные постройки разведены. Дома часто представлены «глинобитками», то есть стены этих домов сделаны из глины и соломы. В тамошнем климате зимы мягче, и спасать от морозов себя и скот не представляется необходимым.

Влияние географической среды прослеживается в питании народов. В странах с жарким климатом, например в Индии, используется большое количество пряностей, которые добавляются, чтобы дольше сохранять свежесть еды. В Китае продукты режутся на очень маленькие кусочки для более быстрого приготовления, так как там очень мало топлива.

Географическая среда влияет и на общественный строй . Например, у славян наличие лесов обуславливало подсечно-огневую систему земледелия. Одному заниматься таким видом земледелия невозможно, поэтому славяне были обречены жить общиной. Изначально Киевская Русь, то есть славянское государство, формировалась как государство западного типа. В нем было много черт западной цивилизации. Однако община как основная черта государства восточного типа присутствовала в Киевской Руси. Славянин, а потом и русский были просто обречены на такую черту, как коллективизм.

В то же время в истории немало примеров, когда человек оказывался сильнее природы. Так, жители Японии всегда соперничали со стихией. Несмотря на сложности, которые им предлагает географическая среда, они сумели создать современное техногенное общество. Влияют на развитие общества и социальные факторы: уровень развития экономики, наличие ментальных установок в обществе, интересы сопредельных государств. Существенным фактором в развитии карты мира в XVII—XVIII вв. стала колонизация. Борьба за колонии между передовыми странами была порождена поиском рынков сбыта или рынков дешевой рабочей силой.

Таким образом, мы видим, что географический фактор влияет на разные стороны жизни. Однако он, естественно, не является единственным и определяющим и вступает во взаимодействие с разными другими факторами. Поэтому мы приходим к выводу, что географический фактор является одним из факторов развития общества, он взаимодействует с другими факторами, выступая во взаимосвязи с ними.

Источник: 
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
Материалы по теме
Философия как фактор духовного развития человека и общества
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие (курс лекций, проблемно-тематическийкурс,...
Натурфилософская ориентация досократоеской философии
Н.В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
Культура и ее значение в регуляции человеческой деятельности
Социальная психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Л.В. Лебедева. — М. : ФЛИНТА,...
Философское измерение культурно-исторического процесса
Понуждаев, Э. А. Философия: учебное пособие — Москва; Берлин Директ-Медиа, 2019. — 428 с....
Проблемы жизни и смерти в индийской философии
...
Общество: понятие, признаки, типология. Информационное общество и его специфика
Социология: учебник для СПО / В. В. Касьянов. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —197 с.
Развитие философии в XIX в.: марксизм и его основные идеи
Философия для «чайников». Учебник для академического бакалавриата: А. Д. Попова, 2018
История философии
Карл Ясперс, Введение в философию
Оставить комментарий