Астенический невроз (Неврастения)

Неврастения в дословном переводе данного термина (неври, невро — относящийся к нервам, к нервной системе + греч. astenia — слабость, бессилие) означает повышенную возбудимость и слабость, бессилие, быструю истощаемость нервной системы, обусловленные воздействием психотравмы. Она является самой частой формой невроза у взрослых. Относительно неврастении в детском возрасте мнения психиатров разноречивы, и если одни, особенно зарубежные авторы, еще в недалеком прошлом не признавали значения самостоятельного существования неврастении у детей, то другие диагностировали ее весьма расширительно. Еще и в настоящее время в научно-популярной литературе по неврозам указывается, что неврастения в современных условиях является самым частым психическим заболеванием (Д. Д. Аникеева, 1997). Далее автор пишет, имея в виду взрослых: «Разная степень выраженности неврастенических нарушений наблюдается практически у каждого человека, работа которого связана с высокой психической нагрузкой». Автор касается лишь неврастенических нарушений, а не неврастении как болезни. Может быть, правильнее было бы говорить об астенических нарушениях, которые многопричинны и могут возникать практически у всех людей. А вообще книга Д. Д. Аникеевой «Плохой характер или невроз» (1997) написана интересно и увлекательно, она касается не только неврозов, но и ряда психических болезней.

Причины возникновения и клинические особенности данного невроза в детском возрасте подробно изучены В. В. Ковалевым и его сотрудниками. Было установлено, что причиной неврастении являются в основном длительно действующие или постоянные конфликты в семье, неправильный (очень жесткий и требовательный) тип воспитания ребенка, а также соматическая ослабленность вследствие острых и хронических заболеваний внутренних органов, очагов инфекции, последствий перенесенных ранее органических заболеваний нервной системы.

Главенствующим фактором является психотравма, а другие причины носят в основном дополнительный или провоцирующий характер. Как неоднократно указывала известный советский детский психиатр Г. Е. Сухарева, неврастения у детей возникает крайне редко при отсутствии соматической ослабленности

Развитию неврастении способствует умственная и физическая перегрузка детей в школах с различными «уклонами» или одновременное посещение нескольких школ. Однако при этом следует учитывать, что физическое перенапряжение (посещение детьми различных кружков и раннее приобщение к спорту) обычно не вызывает невроза. Могут лишь появиться повышенная слабость, вялость, утомляемость, что быстро проходит после отдыха. Также обычно не вызывает невроза повышенная умственная нагрузка при обучении. Оба этих фактора способствуют наступлению неврастении при сопутствующем психотравмирующем воздействии, например предъявлении к детям требований, превосходящих их возможности. Чтобы избежать наказаний и нравоучений, ребенок старается выполнять жесткие указания родителей, но не достигает желаемого результата. А это уже психотравма.

Подобные состояния, наблюдаемые у детей с завышенной самооценкой и большими притязаниями, вступившими в противоречие с реальностью, В. И. Гарбузов (1977) определяет как душевный конфликт «хочу, но не могу», который неприемлем для индивидуума. Он может быть представлен более мягко «хочу, но не решаюсь», «хочу, но -не имею права», «хочу, но болен, а потому вынужден отказываться.... хотя, если бы был здоров, то...». Если вдуматься в указанную формулировку внутриличностного конфликта, то он является не чем иным, как психоанализом 3. Фрейда (в данном случае психоанализ как метод познания), только высказанным (с учетом времени) в несколько другой интерпретации. Далее В. И. Гарбузов пишет следующее: «Конфликт сохраняется на уровне глубинных, неосознанных переживаний. С одной стороны, больной имеет высокую истинную самооценку, не позволяющую отказаться от высоких притязаний, с другой стороны, он испытывает чувство неполноценности, имеет заниженную самооценку «сегодняшнего дня». Больной осознает недостижимость желаемых целей и в то же время полагает, что они для него достижимы. Он отказывается от их достижения — и не способен отказаться, ибо они — основа направленности его ведущих потребностей. Он имеет претензии к себе, ощущая неполноценность и глубокую неудовлетворенность собой, и на этом пути сталкивается с необходимостью сохранить чувство собственного достоинства; имеет претензии к действительности, но они или несправедливы, что осознается больным, или он бессилен что-либо изменить».

Может сложиться впечатление, что это бегство в болезнь, характерное для истерического невроза. Здесь иной механизм разрешения конфликта. Личность сделала все возможное для достижения желаемого. Астенический синдром, по мнению В. И. Гарбузова, необходимое условие «отказа» и вместе с тем повод для его принятия.

С позиции учения И. П. Павлова, невроз следует рассматривать как нарушение нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения в коре полушарий большого мозга. Первоначально наступает слабость внутреннего торможения, затем к этому присоединяется слабость процесса возбуждения и, наконец, к слабости обоих процессов присоединяются явления запредельного торможения. На сегодняшний день это лишь общие слова без конкретных данных о локализации и биохимической сущности указанных расстройств, однако такая трактовка позволяет четко представить динамику заболевания.

Ведущим при неврастении является астенический синдром. Он может проявиться признаками гиперстенических, гипостенических, психоастенических и астенодепрессивных нарушений.

Гиперстенический синдром характеризуется повышенной раздражительностью, несдержанностью, чрезмерной возбудимостью, тревогой, страхом, истероидными реакциями.

Гипостенический синдром — общая вялость, слабость, повышенная утомляемость и истощаемость психических процессов, снижение успеваемости в школе и трудоспособности.

Психоастенический синдром характеризуется робостью, нерешительностью, повышенной обидчивостью на любые внешние воздействия.

Астенодепрессивный синдром — вялость, быстрая истощаемость, заторможенность психической и физической деятельности. Следовательно, при неврастении наблюдаются не только эмоционально-поведенческие расстройства в виде раздражительной слабости и психической утомляемости, но и различные депрессивные нарушения, проявляющиеся снижением фона настроения. Однако депрессия при этом не достигает выраженной степени, хотя отличие астенического невроза от депрессивного представляет нередко большие трудности.

Клинические проявления неврастении, как и других неврозов, включают также изменения со стороны внутренних органов и систем, имеющих вегетативную иннервацию (так называемые вегетативные расстройства, или проявления вегетодистонии). Они могут касаться различных нарушений со стороны кожных покровов^из-менение цвета, сосудистого рисунка, потоотделения — очень сухая или, наоборот, влажная кожа, возможен выраженный зуд, вплоть до крапивницы или нейродерматита), деятельности внутренних органов, весьма характерны нарушения сна и головные боли.

Со стороны внутренних органов особенно характерны боли в области сердца, возникающие обычно у детей школьного возраста. Эти нарушения дети характеризуют как покалывания, онемение, неприятные ощущения, сердцебиение. При этом может быть постоянная или наступающая при волнении боль в сердце, которая в отличие от боли у взрослых обычно не сопровождается чувством страха смерти или ожиданием сердечных приступов. Часто имеют место жалобы на расстройства желудочно-кишечного тракта: тошнота, иногда со рвотой (особенно при волнении), снижение аппетита, избирательное отношение к пище, ноющие боли в области живота, запоры или беспричинные поносы, что особенно проявляется после очередных конфликтных ситуаций в школе и дома.

Характерный признак вегетативных расстройств — головные боли, которые, по данным Б. Д. Карвасарского (1969) и В. И. Гарбу-зоеа (1977), нередко служат ведущим клиническим проявлением неврастении. Они могут быть обусловлены нервно-сосудистыми (вегетативными) и нервно-мышечными локальными нарушениями. Обе разновидности головной боли обусловлены психогенными расстройствами и являются реакцией личности на болевой синдром. Нервно-сосудистые головные боли возникают вскоре после появления невротических расстройств, они почти постоянные и связаны с психотравмирующими воздействиями. По субъективным ощущениям такая головная боль носит пульсирующий характер («стучит в голове») и может сопровождаться головокружением, локализуется преимущественно в височной области. Головные боли нервно-мышечного характера проявляются чувством сдавления извне, стягивания, сжимания. В ряде случаев возникает чувство, как будто на голову надета тесная шапка или каска, откуда возник термин «каска невротика». В таких случаях пальпация (ощупывание) мускулатуры головы, особенно в височных областях, бывает болезненной, а при покалывании в этой зоне отмечается повышенная реакция на болевые раздражители.

Головные боли в большинстве случаев появляются в раннем школьном возрасте, постепенно усиливаясь по частоте и выраженности к подростковому периоду. Они усиливаются при умственной деятельности (подготовка к занятиям в школе), резком освещении, что сопровождается резью в глазах, воздействием посторонних раздражителей (радио, телевизор, шум на улице, громкие разговоры и т.д.).

Во многих случаях нарушается сон. Это могут быть трудности засыпания, поверхностный сон с частыми пробуждениями, вздрагивания во сне и частые изменения положения тела. Ребенок как бы мечется в постели, у него вздрагивают то нога, то рука или туловище. Он может лечь поперек кровати, сбрасывает подушку или одеяло, может перевернуться в другую сторону— где лежали ноги, там окажется голова, а иногда даже падает с кровати. Следует отметить, что такие особенности сна часто встречаются у повышенно возбудимых детей, не страдающих неврозами. Поэтому вряд ли имеет смысл в каждом конкретном случае видоизменять сон, делать его более спокойным при помощи различных медикаментов. Главным критерием следует считать эффективность сна, о чем можно судить по состоянию ребенка утром. Если он просыпается в одно и то же время и быстро становится бодрым и активным, то сон с некоторым двигательным беспокойством следует считать нормальным или физиологическим. В случаях, когда ребенок просыпается вялым и не отдохнувшим, и это состояние продолжается около часа и более, можно сделать заключение о том, что сон не дал достаточного отдыха. Это наблюдается у больных неврозами при неврастении и требует определенной коррекции сна, желательно не медикаментами, а режимными мероприятиями (исключение раздражающих моментов накануне сна, особенно просмотра телевизора, кратковременная прогулка на улице, теплая ванна без каких-либо наполнителей или с добавками — хвойная, валериановая и др.).

Согласно данным В. В. Ковалева (1979), диагностика астенического невроза возможна лишь у детей среднего школьного возраста и подростков, когда заболевание проявляется в развернутой форме. В более раннем (дошкольном и младшем школьном) возрасте наблюдаются лишь рудиментарные и атипичные астенические реакции. По мнению других авторов (В. И. Гарбузов, 1977), возможна и более ранняя диагностика, но не ранее 4—7 лет, т.е. с того момента, когда истинная самооценка и другие основные характеристики личности уже в известной мере сформированы. Автор приводит данные о том, что у некоторых из наблюдаемых им пациентов неврастения возникла с 1,5—3-месячного возраста, когда индивид способен переживать депривацию в отрыве от матери и при неудовлетворении биологических потребностей, а далее — потребностей в общении, движении, развитии психофизических функций и т.д. Переживаемость психотравмы в этот период В. И. Гарбузов определяет как «хочу, но не получаю». По его мнению, неврастения является первым неврозом на пути формирования личности, а неврастеническое реагирование может быть начальным проявлением других неврозов, в частности навязчивых состояний и истерии.

Существует мнение о том, что выявление неврастении возможно и у детей раннего возраста (т.е. до 3 лет), когда она проявляется своеобразными эмоционально-поведенческими и вегетативными расстройствами.

Не будем давать критическую оценку приведенных точек зрения, ибо они основаны на конкретном личном материале. Да и суть не в том, когда можно диагностировать конкретную форму невроза. Главное — рано выявить отклонения в психическом развитии ребенка, которые могут первоначально обозначаться, как невротические реакции, и проводить коррекцию этих нарушений.

Различают два типа динамики (возникновения и развития) неврастении (Н. А. Лобикова, 1973). Первый тип характеризуется медленным началом с развитием невротических реакций в виде полиморфных астенических расстройств (преневротическое состояние). В дальнейшем к астеническим симптомам присоединяются эпизоды ипохондрических и депрессивных проявлений, вегетативные нарушения, и возможно невротическое развитие личности.

При втором типе динамики еще в дошкольном возрасте могут возникать однообразные нарушения из группы системных неврозов (тики, ночное недержание мочи, неорганический энкопрез и др.), к которым присоединяются явления астенизации. Данный тип динамики неврастении является более благоприятным, с медленным уменьшением выраженности и исчезновением астеноневро-тических расстройств.

Ключевые слова: Астения, Невроз
Источник: Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Материалы по теме
Наследственность и неврозы
...
Концепция невроза
Соловьева С.Л., Психотерапия
Психопатология неврозов
Исаев Д. Н., Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. — СПб...
Астенический синдром - характеристика
...
Виды неврозов
...
Развитие неврозов
Тёлле Р. Психиатрия
Основные симптомы и признаки астенической и психастенической форм
...
Ипохондрический невроз
Г.Г. Шанько. Неврозы у детей - Минск.: Харвест, 2007
Оставить комментарий