Теория Доу

Теория Доу явилась одной из самых ранних попыток описывать рынки. Это — классика анализа, на основе которой развивались практически все методы технического анализа. Сам термин «теория Доу» возник уже после его смерти в 1902 г., когда Уильям Гамильтон (Wiliam P. Hamilton) систематизировал принципы Доу и организовал их в то, что сейчас называется теорией Доу.

Задолго до Чарльза Доу (Charles Dow) банкирам и торговцам было известно, что большинство ценных бумаг имеют одинаковую тенденцию роста или падения одновременно. Ценные бумаги с противоположным трендом были редки. Хотя этот факт был хорошо известен, отсутствовал инструмент для измерения направления общего движения. И вот в конце XIX-го века Доу сложил курсы акций промышленных и железнодорожных компаний и разделил полученную сумму на общее количество компаний. Так появились первые индексы, известные сейчас всему миру, — индустриальный и железнодорожный индексы Доу—Джонса (Dow— Jones Railroad Average и Dow—Jones Industrial Average), которые Доу со своим партнером Эдди Джонсом стал печатать на страницах «The Wall Street Journal». В настоящее время вычисляются и публикуются индексы по 30 крупнейшим промышленным фирмам, 20 транспортным компаниям (авиационным, автомобильным и железнодорожным), по 15 коммунальным корпорациям США и сводный — по всем 65 компаниям. Считается, что этот индекс как бы показатель здоровья не только экономики США, но и значительной части мировой экономики, так как многие из компаний, входящих в индекс, являются транснациональными корпорациями. Действительно, среди промышленных гигантов находятся «American Expres», «American Telephone & Telegraph», «Boeing», «Coca Cola», «Disney», «General Electric», «McDonalds», «IBM» и многие другие. С нашей точки зрения, по прошествии более ста лет со дня введения первых индексов эта идея кажется тривиальной, однако тогда она была уникальной и стала базисом для дальнейшего развития общей теории рынка.

Принципы теории Доу
1. Индекс принимает в расчет все.
Так как индекс представляет собой измерение результатов объединенных действий тысяч инвесторов, включая тех, кто обладает совершенным и лучшим знанием, он учитывает всю информацию, известную рынку на каждый день. Даже более: все реальные ожидания рынка выражены в текущих ценах. Любые необозримые события быстро поглощаются рынком и преобразуются в ценовые движения.

2. Рынок имеет три тренда.
Рынок в целом, описанный представительным индексом, движется по тенденциям, наиболее важными из которых являются главный и вторичный тренды. Эти полные тренды длятся в течение года или больше; в результате их действий цена изменяется не менее чем на 20%. Движения в направлении главного тренда прерываются колебаниями вторичного тренда, действующего в противоположном направлении. Эти движения называются коррекцией или реакцией и происходят тогда, когда главный тренд достигает своего пика. Как главный, так и вторичный тренды состоят из большого количества меньших и незначительных колебаний.

3. Главный тренд.
Большое полное движение, по мнению Доу, продолжается в течение достаточно продолжительного времени — от года до нескольких лет. Если новый пик главного тренда находится выше предыдущего и новые коррекции заканчиваются на уровне выше предыдущего, то данную тенденцию можно назвать «бычьим» рынком. Противоположная тенденция последовательно снижающихся цен являет собой «медвежий» рынок.

4. Вторичный тренд.
Вторичный тренд представляет собой «реакции» рынка, прерывающие главный тренд. Обычно они длятся от одной трети до двух третей последнего движения в направлении главной тенденции. Трудность в распознавании видов трендов состоит в выборе точки отсчета и правильного позиционирования тенденций, что и определяется субъективным взглядом аналитика.

5. Малые тренды.
Малые тренды кратки и, с точки зрения Доу, являются бессмысленными движениями, образующими промежуточные тенденции. Как правило, их длительность не превышает шести дней, редко доходя до трех недель. Обычно промежуточные тенденции состоят из последовательности трех различимых малых трендов (сравните с волновой теорией Эллиота).
Концепция трех движений часто сравнивалась с движением моря. Главный тренд подобен приливу. Вторичные тренды — волны, которые разбиваются о берег, доходя немного дальше при приливе и соответственно теряя часть береговой поверхности при отливе. Малые движения сравниваются с рябью на верхушке волн.

Главные фазы тренда

6. Бычий рынок.
Главный тренд обычно состоит из трех фаз. Первая начинается в основном после продолжительного падения, когда тенденция вниз уже себя не проявляет, но рынок тем не менее находится в крайне неустойчивом положении. В это время большинство операторов рынка теряют интерес к покупке акций. Объемы резко падают. Некоторые операторы рынка начинают осторожно покупать, опираясь на то, что паника уже кончилась и возможности падения исчерпаны. Сначала покупка затрагивает только акции крупных компаний, позже переходит и на более мелкие. Рынок начинает постепенно расти.

Теперь вступает в силу вторая фаза бычьего тренда. К покупке подключается огромное количество операторов рынка, заметивших перспективу роста. Цены стремительно растут при возрастающих объемах и увеличивающейся ликвидности. Рост становится устойчивым.

Наконец, третья фаза вступает в силу, привлекая на рынок широкие слои инвесторов, подстегнутых рекордным количеством публикаций на первых страницах газет и журналов. Профессионалы начинают продавать акции, которые моментально скупаются мелкими вкладчиками, желающими участвовать в дележе пирога, не подозревая, что «праздник уже кончился». Объемы рынка падают, и, наконец, начинается паника, неизбежно приводящая к перегреву и крушению рынка.

7. Медвежий рынок.
Главный тренд также состоит из трех фаз. Первый период берет свое начало в конце бычьего тренда. Профессионалы покидают рынок, доходы падают, частные инвесторы находятся в подавленном состоянии из-за того, что рынок не оправдывает их ожидания. Во второй фазе самое большое воздействие на рынок оказывают спекулянты, которые и провоцируют панику. Покупателей становится меньше, а количество желающих продать постоянно возрастает. Цены падают практически мгновенно. В третьей фазе все, кто обладает акциями, но нуждается в деньгах, также должны выйти из рынка, как и те, кто продавал на падающем рынке; они не могут дальше позволить себе терпеть убытки. Обычно еще до того, как все плохие новости появятся на рынке, медвежий тренд иссякает. Теперь плохие новости больше не воздействуют на рынок. Но именно в этот момент начинается первая фаза роста.

Описание фаз рынка очень теоретизировано, и поэтому не является точным во всех случаях. Главный тренд может пропустить одну из фаз своего развития; в другом исходе некоторые фазы продолжаются дольше, чем ожидалось. Хотя теория Доу не является точным методом и не может быть формализована, она предлагает описание поведения рынка, которое полезно во многих случаях, так как оно основано на психологических особенностях поведения участников рынка.

Принцип подтверждения

8. Два индекса должны подтверждать друг друга.
Это означает, что никакой очевидный сигнал не может быть принят, если он произведен единственным индексом. Тренды как минимум двух индексов должны быть сломаны в одном и том же направлении, чтобы сигнализировать об изменении тенденции,

9. Объем должен подтверждать тренд.
Торговая активность возрастает, если цены двигаются по направлению главного тренда. Таким образом, при возрастающем главном тренде объем увеличивается, когда цены растут, и снижается, когда они падают. Если объем не подтверждает тенденцию, то вывод о тренде неправилен либо новая тенденция еще не определилась.

10. Должны использоваться только цены закрытия.
Доу не обращал никакого внимания на внутридневные (intra clay) колебания. Так как концепция основана на долгосрочных движениях, то они никак не воздействуют на результаты.

11. Тренд должен приниматься до того времени, пока не подаст определенных сигналов о развороте.

Это — наиболее критикуемый принцип теории Доу потому, что инвесторы всегда опаздывают. Не такая большая проблема войти в рынок слишком поздно, но опоздание при выходе может обернуться большими убытками, так как паника обычно начинается внезапно. Доу заявлял, что его теория не должна входить в противоречие с другими средствами прогнозирования, так же как и не должна использоваться обособленно. Она обеспечивает лишь теоретическое обоснование поведения рынка, позволяя применять различные инструменты для прогнозирования.

Сила теории Доу состоит в несомненной логике его методологии. Фактически она является не чисто техническим, но и психологическим методом, позволяющим делать рынок в какой-то мере измеряемым. Многие ее положения легли в основу большинства современных методик, используемых, не только на рынке акций.

Источник: 
Фондовый рынок. Учебник. Под редакцией Н.И.Берзона