Психология выбора профессии всегда была одной из самых увлекательных тем для изучения, как представителями агентств по трудоустройству и психологов, так и философов, общественных и политических деятелей. Выбирая специальность, человек, прежде всего, отталкивается от каких-то личных мотивов, при этом, не всегда его характер, склад ума и темперамент позволяют ему продуктивно работать в выбранной сфере. Часто люди не любят свою работу, чувствуют себя несчастными, а работодатель не может добиться от них результативного труда.
Все люди наделены каким-либо талантом, о котором часто не подозревают. Кроме того, характер человека часто идеально подходит для какого-либо труда. Вот, например, электрик должен быть мало того, что всесторонне образованным человеком и грамотным инженером, но и иметь спокойный, выдержанный и уравновешенный характер. Поэтому, если прирожденный электрик по своим внутренним мотивам и советам родственников выберет вдруг профессию ведущего на радио, вряд ли он там будет чувствовать себя комфортно. Совершенно непонятно, почему огромное количество людей ежегодно поступает на юридические и экономические факультеты, ведь данные профессии, несмотря на хорошую заработную плату, часто требуют вдумчивого изучения большого количества информации, усидчивости, умения анализировать и считать. Из плохого экономиста мог бы получиться великолепный журналист, учитель, менеджер. Поэтому профориентация должна происходить при помощи грамотного психолога, обязательно сопровождаться составлением подробной анкеты, выяснением личных интересов и предпочтений. Очень жаль, что сегодня мало кто решает обратиться к профессиональному психологу по этому поводу. А ведь такие специалисты в кадровых агентствах имеются.
В последние годы в школах, начиная примерно с 9-го класса, проводят занятия с психологами и классными руководителями. Нередко предварительное анкетирование позволяет выяснить основную сферу, в которой лучше всего будет работать учащийся. Однако доверять таким опросам не всегда разумно, поскольку они могут быть необъективными и нацеленными на какую-то определенную стратегию. Например, в профессиональном колледже не хватает мест по какому-то определенному направлению, рынок труда испытывает потребность в каких-то рабочих местах, вот директорам школ и поступает указ из городской администрации направлять туда учеников. Поэтому психология выбора профессии должна быть объективной, честной и основанной на советах профессиональных специалистов.