Синдром профессионального выгорания у специалистов экстремального профиля

Результатом воздействия стрессогенных факторов могут стать такие неблагоприятные для человека последствия, как возникновение травматического стресса, посттравматического стрессового расстройства, психосоматических заболеваний, развитие жизненного кризиса, профессиональное выгорание.

Среди разнообразия профессий экстремального профиля отдельно следует выделить специалистов, оказывающих в этих особых условиях экстренную помощь пострадавшим, пациентам: это сотрудники МЧС (спасатели, пожарные) и специалисты экстренных медицинских служб (врачи скорой помощи, врачи анестезиологи-реаниматологи, хирурги экстренных операционных и др.). Эти специалисты попадают под «перекрестный огонь»: с одной стороны, они осуществляют свою деятельность в экстремальных условиях, а значит, подвергаются воздействию стрессогенных факторов и психотравмирующих обстоятельств, а с другой — как представители социальных профессий (поскольку их деятельность непосредственно связана с взаимодействием с людьми) попадают в группу риска по формированию синдрома профессионального выгорания.

Работа таких специалистов характеризуется высоким уровнем ответственности за свои действия, за жизнь и здоровье других людей, контактами с пострадавшими или больными людьми, их родственниками, постоянной психоэмоциональной нагрузкой, необходимостью принимать решения в экстремальных условиях, факторами социального риска и риском заражения (взаимодействие с бездомными, наркоманами, ВИЧ-инфицированными).

Например, известно, что работа анестезиологов-реаниматологов считается одной из самых напряженных и вредных для здоровья (Назаров И. П., 2008). Неотъемлемой частью профессиональной деятельности анестезиолога-реаниматолога является работа с пациентами, находящимися в критическом или терминальном состоянии, что вызывает у специалистов высокое психоэмоциональное напряжение. Огромную нагрузку на психику врача возлагает необходимость в условиях острого дефицита времени и информации принимать решения, имеющие высокую значимость для жизни пациента, а также осознание возможных последствий своих ошибочных действий. Не будем забывать, что ответственность за свои действия врачи несут не только психологическую, но и юридическую. Тяжелейшей для любого специалиста является ситуация, когда, несмотря на все усилия, пострадавший или пациент всё же погибает.

Современные технологии, несущие новые возможности диагностики и лечения заболевания, также предъявляют повышенные требования к владению сложной аппаратурой. При этом возрастает необходимость в увеличении скорости мыслительных процессов для обработки всех фиксируемых аппаратурой данных. Весь этот комплекс стрессогенных факторов профессиональной деятельности может привести к развитию у специалиста синдрома выгорания.

В Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10), особо выделена группа состояний (рубрика F43.2), определяемых как расстройства адаптации. Специальные исследования, проведенные ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), посвященные проблеме психической дезадаптации социономических видов деятельности, позволили выделить синдром психического выгорания.

Термин «выгорание» (англ. burnout) введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности.

Автор известной методики диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко определяет этот феномен как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия (Бойко В. В., 1999). Более широкую трактовку дает В. Е. Орел: «Психическое выгорание — состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы» (Орел В. Е. , 2001). При таком подходе выгорание рассматривается как явление, которое охватывает весь организм и проявляется в аффективных, когнитивных, физических и поведенческих симптомах.

К. Маслач и С. Джексон (Maslach K., Jackson S., 1986) определяли выгорание как ответную реакцию на длительные профессиональные стрессы, включающую 3 основных компонента:

  1. эмоциональное истощение (чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой);
  2. деперсонализация (цинизм, негуманное отношение к реципиентам);
  3. редуцирование своих профессиональных достижений (возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней).

Рассмотрим процесс развития выгорания. Сталкиваясь со стрессовой ситуацией, организм мобилизует свои ресурсы для ответа на возникшие обстоятельства. Ситуации, разные по сложности, повторяющиеся или новые, но происходящие регулярно, требуют реагирования и использования ресурсов. Если ресурсы не возобновляются и расходуются нерационально, они истощаются, а организму в целях самосохранения приходится включать механизмы психологической защиты и переходить на режим жесткой экономии энергии. Таким образом, выгорание как следствие накопленных профессиональных стрессов возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовых ситуаций превышены.

Выделяют следующие 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания.

  1. Физические симптомы (физическое утомление, усталость, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в том числе по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы).
  2. Эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; усталость; безразличие, ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других — люди становятся безликими, как манекены; преобладание чувства одиночества).
  3. Поведенческие симптомы (работа более 45 часов в неделю; появление во время работы усталости и желания отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи — падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение).
  4. Интеллектуальные симптомы (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, отсутствие вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартных шаблонов, рутины, нежели творческого подхода; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих мероприятиях — тренингах, образовании; формальное выполнение работы).
  5. Социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Итак, при сформированном синдроме профессионального выгорания специалист испытывает физическую и психологическую усталость, чувство пустоты, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов; снижение интереса к своей профессиональной деятельности вплоть до возникновения разочарования, неприязни; нежелание повышать свою квалификацию; раздражение по отношению и к реципиентам, и к коллегам; неудовлетворенность уровнем жизни, чувство острой социальной несправедливости.

Внешним выражением эмоционального выгорания могут стать деперсонализация и, как следствие, дегуманизации отношений с другими людьми (проявления черствости, бессердечия, цинизма или грубости); редукция (занижение) личных достижений и в результате потеря смысла и желания прикладывать личные усилия на рабочем месте; нежелание идти на компромисс, нежелание контролировать проявления негативных эмоций; безразличие к результатам своего труда; безынициативность, раздражительность, пониженный фон настроения, злоупотребление никотином, алкоголем, лекарственными средствами.

Подобные проявления в поведении специалистов экстренных медицинских служб не могут остаться незамеченными пациентами, коллегами и приводят не только к снижению качества исполнения специалистом своих должностных обязанностей, но и являются предпосылкой возникновения конфликтных ситуаций, жалоб с последующей критикой, административными взысканиями и повторными стрессами. Так в конечном итоге происходит формирование негативного образа медицинского работника.

Эмоциональное выгорание притупляет чувствительность не только к состоянию других людей, но и к своему собственному состоянию, своим эмоциям. Поэтому специалист может не осознавать, что у него развивается процесс выгорания. Выгорание — это синдром, т. е. комплекс симптомов, которые нарастают незаметно.

Станет ли воздействие стрессогенных обстоятельств психотравмирующим, зависит от субъективного восприятия их личностью, от личностных и психофизиологических особенностей человека, от психологической устойчивости личности, от психологической готовности и подготовленности.

Специалисты в области выгорания отмечают, что влияние этого синдрома не ограничивается профессиональной сферой, его последствия ощутимо проявляются в личной жизни человека и его взаимодействии с другими людьми.

Специалист, осуществляющий свою деятельность в экстремальных условиях, должен обладать определенными качествами и особенностями личности, которые позволят ему успешно выполнять свою работу и сохранять психологическое здоровье и успешно выполнять свою работу. Такими качествами являются:

  • выносливость (способность длительно сохранять активность и выдерживать продолжительные физические нагрузки без снижения работоспособности);
  • психологическая устойчивость, эмоциональная стабильность;
  • уверенность в себе, в том числе профессиональная;
  • внутренний локус контроля;
  • оптимизм;
  • позитивность и рациональность мышления;
  • активность, активная жизненная позиция;
  • способность к эмпатии;
  • умение работать в команде и др.

И напротив, низкий уровень выносливости, эмоциональная неустойчивость, внешний локус контроля, повышенная тревожность, неуверенность в себе, склонность к чувству вины и пр. будут способствовать развитию синдрома профессионального выгорания.

Чтобы осуществлять работу, направленную на предотвращение развития выгорания, специалистов необходимо научить распознавать признаки психологического стресса и своевременно преодолевать первые симптомы выгорания на работе.

Профилактикой формирования синдрома выгорания могут стать следующие мероприятия: на этапе обучения, а также в процессе профессиональной деятельности — проведение теоретических и практических занятий по психологии профессионального общения, по психологии поведения в конфликтных ситуациях, по психологии стресса (стресс-менеджмент). Такие занятия и тренинги будут содействовать формированию психологической устойчивости личности к воздействию стрессогенных факторов, выбору конструктивного поведения в напряженных и конфликтных ситуациях, развитию навыков использования адаптационных ресурсов организма.

Эти занятия будут действенны и на этапе реабилитации, которую необходимо начать с оказания психологической помощи, направленной на восстановление психоэнергетических ресурсов и преодоление негативных последствий профессиональных стрессов.

Во-первых, необходимо восстановить систему мотивации. Для этого специалист должен ответить себе на следующие вопросы: «Почему и зачем я пришел в профессию? Что готов отдавать? Что могу получить взамен? За что люблю свою работу?»

Во-вторых, следует провести ревизию психоэнергетических ресурсов (имеющихся и потенциальных, внутренних и внешних). К ним относятся физические ресурсы, ресурсы личности, социальные ресурсы.

В-третьих, надлежит провести ревизию способов эмоциональной регуляции (определить индивидуальный перечень возможных действий, мероприятий, которые помогают снять напряжение, улучшают настроение, позволяют полноценно отдохнуть). Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.

С целью профилактики выгорания и повышения психологической устойчивости специалистов необходимо действовать в следующих трех направлениях:

  1. научить специалиста позитивно относиться к профессиональной деятельности: находить положительные стороны (интерес, плюсы); подмечать достижения и радоваться им; воспринимать ошибки и неудачи как опыт и стимул к росту; регулярно проходить повышение квалификации;
  2. научить специалиста заботиться о себе: стремиться к личностному росту; осознанно вести здоровый образ жизни; поддерживать хорошую физическую форму; обучиться рациональному распределению режимов труда и отдыха для необходимого физического и психологического восстановления; осваивать техники саморегуляции, способы снятия эмоционального и физического напряжения; копинг-стратегии;
  3. проводить работу с коллективом, командой (при содействии руководителя): развивать систему наставничества; поддерживать благоприятную атмосферу, культивировать взаимное уважение, формировать сплоченность.

Важнейшей задачей психологического сопровождения нужно считать также профилактику возникновения у специалистов зависимостей (алкогольной, никотиновой, медикаментозной) в связи с имеющим место выбором этих контрпродуктивных форм для коррекции эмоционального напряжения.

Результатом грамотного психологического сопровождения специалистов экстремального профиля будет сохранение их психологического здоровья, предотвращение профессиональной и социальной дезадаптации, эмоционального выгорания, своевременная психологическая помощь и реабилитация, а значит, в любых, самых сложных ситуациях и условиях специалист будет способен эффективно выполнять поставленные задачи, главной из которых является спасение жизни человека.

Ключевые слова: Экстремальные ситуации, Кризис, Труд
Источник: Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. — 748 с.
Материалы по теме
Кризисы профессионального становления
Пряжников Н.С., Психология труда
Предмет, объект, основные понятия психологии кризисных и экстремальных ситуаций
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под П86 ред. Н. С. Хрусталёвой. —...
Отношение к труду
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Возрастные изменения работоспособности
Чередниченко И.П., Тельных Н.В. - Психология управления
Подростковый кризис глазами детей и взрослых
Титаренко Т.М., Испытание кризисом
Факторы риска и ресурсы выживания в экстремальных и чрезвычайных ситуациях
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Основные принципы трудовых отношений
Зюков П. Н., ТРУДОВОЕ ПРАВО Шпаргалки, 2009
Кризис трехлетнего возраста у ребенка
Психология развития (детство, юность, молодость): история и проблематика : учебное пособие...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий