Общение в группе

Совместная деятельность — один из основных видов общения. Она немыслима без контактов между подчиненными, без обмена информацией с целью успешного решения задач. Поэтому совместная деятельность — важнейший фактор организации жизни и социализации личности.

Конкретными формами совместной деятельности могут быть: в дошкольном возрасте — игра, в школьном — обучение, у взрослых — труд.

Но это не значит, что каждому возрасту присущ только тот, а не иной стиль общения в совместной деятельности. Самые рациональные процессы общения, а, следовательно, и развитие личности происходят при гармоничном сочетании всех трех видов совместной деятельности, включающих в активность все виды общения, обогащающие личность.

В совместной деятельности как виде общения людей, существует информационное общение, предполагающее передачу и обмен информации не только в составе деятельности, но и за ее пределами. Такое общение предполагает наличие отправителя (коммуникатора) и получателя (реципиента) информации.

В акте общения следует четко различать такие элементы: задачу общения; его содержание; средства общения; социально-психологический продукт общения. Если же один элемент из этой целостности выпадает, то общение превращается в бесцельный разговор.

Подлинное информационное общение всегда выполняет основные функции:
1) информационную, главное свойство которой — оригинальность сообщения;
2) командную — устный наказ действовать так или иначе, распоряжение, формулирующее смысловую задачу или способ ее решения;
3) ннтегративную, обеспечивающую целостность организации того или иного процесса;
4) убеждающую — позволяющую реципиенту рассеять сомнения, окончательно удостовериться в правильности предлагаемого действия, приобрести твердую уверенность в успехе.

Общение в коллективном действии может осуществляться в различных формах. К ним относятся: извещение, предложение, просьба, требование, приказ и наставление. Все это может осуществляться как в словесной, так и в знаковой системе передачи информации — при помощи жестов, мимики, условных движений и других кодов, передающих информацию для использования ее в деле.

Обмен информацией в процессе общения сопровождается различным отношением реципиента к получаемому сообщению.

С положительной стороны—это проявления сочувствия, согласия, солидарности, доверия, симпатии, дружбы, помощи, позволяющие реципиенту превратить полученную информацию в командную или интегральную и включить ее в регуляцию своих действий.

С отрицательной стороны возникают безразличие, несогласие, враждебность, антипатия, противодействие желанию других, что и приводит к возникновению конфликтных ситуаций внутри коллектива, который может распадаться на ряд групп.

Модель группы. Она не является основанием социометрических исследований, потому, что не позволяет надлежащим образом осуществить анализ отношений людей на основании общественно определенных норм, ценностных ориентаций, оценок.

Значение правильно найденного подхода к пониманию коллектива трудно переоценить, ибо это дает возможность целенаправленно управлять и точно регулировать такие психологические феномены, как взаимоотношения и взаимодействие членов коллектива, сплоченность, психологический климат и совместимость, самочувствие и самоуважение личности, ее перспективы, связанные с коллективом. Эти феномены делают коллектив связующим звеном между личностью и обществом.

В психологии накоплен опыт понимания и формирования коллектива в лучших его образцах. Этот опыт основан на идеях и закономерностях, разработанных А. С. Макаренко, рассматривающего коллектив как группу людей, объединенных общественно признанной целью деятельности, где отношения построены на принципах взаимопонимания и поддержки.

Предложенная А.В. Петровским стратометрическая концепция внутригрупповой активности, открывает возможность рассматривать ее проблематику в историческом контексте. В основе подхода лежит представление о том, что психические свойства личности имеют опосредованный характер. Функцию опосредования выполняют знаки, с помощью которых человек овладевает своим поведением и действиями и осуществляет их социальную детерминацию. Использование знаков и знаковых систем в корне перестраивает и активизирует деятельность человека.

Психические функции человека складываются первоначально в социальном плане, в процессе взаимодействия между людьми, а затем переносятся во внутренний план.

Отсюда и вытекает значение первичных групп, в которые первоначально включается каждый человек, будучи еще ребенком. Высшие психические функции выражаются в этих группах в виде отношений между детьми, а затем, в результате усвоения, приобретают форму свойств личности, включающихся в регуляцию поведения и деятельности.

Отношения между подчиненными в коллективе оказывают влияние на формирование свойств личности. Освоенные знаки и знаковые системы дают возможность подчиненным использовать социальный опыт и знания, приобщаться к культуре человечества. Сформированные в общении и групповом действии, психические функции становятся внутренней детерминантой активности личности.

Этот путь становления личности идет в одном направлении — от коллектива к личности. Встречный процесс идет в другом направлении — от личности к коллективу. При этом каждая личность привносит нечто свое, оказывает влияние на остальных, на межличностные отношения и характер группового действия.

Такой подход к выявлению детерминант активности личности позволяет руководителю производить анализ зависимости их характера от уровня развития группы или коллектива и в связи с ценностями. Особое значение такой подход приобретает при создании коллективов, включающих в себя лиц разных профессий, нуждающихся не только в профессиональном развитии, но и в воспитании лучших черт личности и культуры.

В чем же принципиальное отличие коллектива от менее развитых групп?

В коллективе определяющими принципами являются взаимодействие, взаимоотношения, которые опосредованы целями, задачами и ценностями совместной деятельности, определяющими ее реальное содержание.

К числу важнейших свойств совместной деятельности в коллективе относятся преобладание в коллективе самоопределения человека и заметное снижение (по сравнению с группой, ассоциацией и диффузной группой) конформных реакций в значимых для коллектива ситуациях. Поэтому, включая человека в систему общественных отношений, коллектив формирует его как личность.

Своеобразие коллектива состоит в том, что он создается руководителем, в нем активно строятся отношения между людьми, присущие демократическому обществу. Коллектив можно рассматривать как особую социальную среду, формирующую и развивающую духовные и профессиональные силы подрастающего поколения. Правильное построение и организация взаимодействия между подчиненными внутри коллектива является одной из задач воспитания.

Источник: 
Максименко С.Д., Общая психология
Комментарии