Взаимосвязь финансового и управленческого анализа

Экономический анализ хозяйственной деятельности включает два раздела: финансовый анализ; управленческий анализ.

Сущность, объекты и методы решения задач финансового и управленческого анализа имеют свою специфику.

Финансовый анализ применяется внешними пользователями информации о деятельности организации, а также управленческим персоналом компании с целью получения детальных данных, содержащихся непосредственно в регистрах бухгалтерского учета.
Поскольку финансовый анализ основывается на данных бухгалтерской отчетности, то он является внешним анализом, особенностями которого являются:
множественность субъектов анализа (пользователей информации);
разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
ориентация анализа на публичную и внутреннюю отчетность предприятия;
максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Спектр основных пользователей результатов финансового анализа весьма широк. Субъектами анализа выступают пользователи информации, как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности организации (рис. 1.4).
К первой группе относятся те, кто связан с организацией участием в капитале, долговыми и другими хозяйственными отношениями. Ко второй те, кто использует экономическую информацию в чисто профессиональных целях. Эта часть пользователей информации непосредственно не заинтересована в деятельности организации, но по условиям контракта должна защищать интересы первой группы пользователей.

Различают не только пользователей информации, но и их экономический интерес (участие) в хозяйственной деятельности компании и цель, которой они добиваются при анализе.

Для собственников предпочтительной целью финансового анализа является оценка эффективности деятельности организации, интересы собственников заключаются в получении дохода на капитал, финансовой устойчивости компании. Соответственно для менеджеров компании цель — получение максимальной информации о хозяйственной деятельности организации с целью принятия соответствующих управленческих решений, что определяет их интересы как пользователей результатами экономического анализа. Для кредиторов цель проведения финансового анализа состоит в определении ликвидности, платежеспособности и возможности организации сформировать положительный чистый поток денежных средств с целью оценки потенциала компании по платежам за кредит, своевременного возврата заемных средств в срок и полностью. Партнеров по хозяйственной деятельности (поставщики и покупатели продукции) интересует платежеспособность и устойчивая конкурентоспособность организации, что определяет положение компании на рынке. Государство в лице налоговых органов заинтересовано в финансовых результатах и платежеспособности организации, которая должна своевременно и полностью уплачивать текущие налоги. Наконец, для работников предприятия важны стабильность функционирования компании и величина полученной чистой прибыли; это обусловливает высокую занятость работников, уровень оплаты труда и возможность получать доходы, формируемые за счет чистой прибыли организации.

В процессе финансового (внешнего) анализа оцениваются:
• изменение абсолютных показателей прибыли, выручки, издержек;
• динамика относительных показателей эффективности деятельности хозяйствующего субъекта;
• рыночная устойчивость, ликвидность и платежеспособность организации;
• эффективность использования собственного капитала и заемных средств;
• эффективность авансирования капитала (инвестиционный анализ).

В результате осуществляется финансовая диагностика организации и дается рейтинговая оценка предприятия-эмитента.

На основе более широкого спектра внутренней информации, поступающей от экономистов, финансовых аналитиков, бухгалтеров, службы маркетинга, специалистов по управленческому учету, выполняется управленческий или внутренний анализ, результаты которого оформляются в виде статистической, производственной и финансовой отчетности, нормативных данных организации.

Предметом управленческого анализа являются:
• обоснование бизнес-плана;
• система маркетинга;
• комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;
• технико-организационный уровень и другие условия производства;
• эффективность использования производственных ресурсов;
• производство и реализация продукции;
• взаимосвязь себестоимости, объема продукции и прибыли. К свойствам управленческого анализа следует отнести:
ориентацию результатов анализа на использование руководством организации; отсутствие регламентации форм и методов анализа;
комплексность анализа, изучение деятельности предприятия с экономической, финансовой и технической сторон;
интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;
закрытость результатов анализа с целью сохранения коммерческой тайны.

Субъектами управленческого анализа являются пользователи экономической информации непосредственно коммерческой организации.

Всех пользователей экономической информации можно разделить на две большие группы — внутренние и внешние. Соответственно выделяют две области учета:
финансовый учет, который имеет целью подготовить достаточную информацию для удовлетворения потребностей, в первую очередь, внешних пользователей о финансовом положении организации, о финансовых результатах деятельности предприятия, его имущественном состоянии при минимально возможных затратах на ее получение;
управленческий учет, который представляет собой совокупность методов, приемов и процедур, позволяющих производить сбор, обработку, преобразование и интерпретацию внутренней информации, поступающей из различных подразделений и служб предприятия, и предоставление этой информации в виде, необходимом и достаточном для контроля и принятия эффективных управленческих решений.

Критерий эффективности в каждом особом случае устанавливает субъект управления. В одном случае это может быть устойчивость, способность сохранять рабочие параметры в заданных границах при больших изменениях внешних и внутренних факторов. В другом случае это может быть рентабельность, в третьем — занятие определенного сегмента рынка сбыта как географического, так и ассортиментного.

Западный управленческий учет, который появился под влиянием развития и углубления рыночных процессов как элемент практической деятельности предприятий с целью увеличения эффективности предпринимательской деятельности, сформировался как система к началу 70-х годов XX в. С появлением и ростом в России организаций, ориентированных на рынок, активно начал развиваться и управленческий учет. В конкурентной среде от правильных, адекватных управленческих решений зависит существование и развитие бизнеса. Это связано с усложнением структуры бизнеса, возникновением потребности в его дроблении на множество юридических лиц, в диверсификации деятельности хозяйствующего субъекта, в формировании значительного количества структурных подразделений (отделов, служб) как на уровне отдельных юридических лиц, так и на уровне группы взаимосвязанных организаций.

Предмет управленческого учета — совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством. Содержание предмета раскрывают его многочисленные объекты, которые можно объединить в две группы:
производственные и трудовые ресурсы;
хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность организации:
• снабженческо-заготовительная;
• производственная;
• финансово-сбытовая;
• организационная:
создание организационной структуры организации; организация информационной системы на предприятии;
координирование действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия.

Важно отметить, что именно там, где финансовое управление бизнесом рассматривается как отдельное его направление, приносящее владельцам предприятия прибыль наравне с другими направлениями, управленческий учет приносит наибольшую отдачу.

Целью управленческого учета является обеспечение информацией руководителей предприятия и менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных показателей. При этом управленческий учет решает следующие основные задачи:
• обеспечивает руководство предприятия информацией о том, каковы обобщенные результаты бизнеса, состоящего из неограниченного числа юридических лиц и структурных подразделений;
• показывает результаты работы отдельных направлений (ими могут быть виды деятельности, группы товаров или другие элементы в зависимости от специфики бизнеса) независимо от того, как эти направления распределены между юридическими лицами, входящими в бизнес;
• показывает результаты работы также и по структурным подразделениям, которыми могут быть отделы, цехи, юридические лица;
• осуществляет контроль над издержками путем их учета по видам и центрам затрат;
• накапливает статистику о доходах и расходах предприятия в определенном разрезе и выявляет общие тенденции изменения их структуры и динамики;
• осуществляет планирование и контролирует выполнение бюджета как отдельными центрами затрат, так и бизнесом в целом;
• ведет оперативный учет расчетов с отдельными контрагентами, взаиморасчетов между структурными подразделениями, юридическими лицами, входящими в группу взаимосвязанных организаций.

На всех предприятиях существует три основных вида учета: бухгалтерский, налоговый и управленческий. Они тесно связаны между собой, но имеют свои особенности. Так, бухгалтерский учет действует в интересах сторонних пользователей. Поэтому бухгалтерский баланс не является закрытым документом, а в случае с открытым акционерным обществом он даже публикуется в средствах массовой информации. Государственные органы и общественные организации разрабатывают стандарты бухгалтерского учета, обязательные для всех предприятий. В России такими стандартами являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). В настоящее время российские организации, в первую очередь стремящиеся выйти на мировой рынок инвестиций, готовятся к составлению финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (International Financial Reporting Standarts — IFRS). Это позволит в значительной степени снизить затраты на составление отчетности и облегчить работу тех лиц, кто готовит отчеты по организации или группе. Более того, конвергенция МСФО с национальными стандартами поможет также пользователям информации принимать обоснованные экономические решения.

Налоговый учет тесно связан с бухгалтерским, но отличается от него тем, что он вводит правила по начислению и уплате налогов, а его нормативными источниками являются Налоговый кодекс и иные законодательные акты.

Бухгалтерский и налоговый виды учета привязаны к юридическим лицам. Однако бизнес может состоять как из одного, так и из нескольких юридических лиц, когда владельцу бизнеса важно знать результаты в разрезе группы взаимосвязанных организаций. Кроме того, специфика каждого отдельного бизнеса требует разных подходов к финансовой информации. Например, руководству организации может быть важно для принятия управленческих решений знать себестоимость реализованной продукции по отдельным ее видам, в то время как для фискальных и бухгалтерских целей вполне достаточно иметь общую сумму затрат.

Финансовый учет — это официальный учет, ведение которого в соответствии с установленными стандартами обязательно для всех организаций. Документы представляются в налоговые органы, являются объектом аудиторской проверки, могут быть опубликованы.

Управленческий учет — учет, необходимый руководству организации, специалистам для принятия управленческих решений, планирования и контроля. Его данные составляются в форме, удобной для пользователей, а сам учет носит факультативный характер.

Источником информации финансового учета являются только данные бухгалтерского учета и элементы системы налогообложения. Исходными данными управленческого учета являются также нормы расхода материальных ресурсов, технологические карты, результаты исследований рынка и др.

Результаты финансового учета (финансовая отчетность) представляются по установленным формам, результаты управленческого учета — по произвольной форме, удобной для внутренних пользователей.

Измерителями финансовой информации являются денежные измерители, а управленческого учета — любые показатели, включая натуральные, трудовые, денежные.

Объектом финансового учета является организация в целом.

Объектами управленческого учета могут быть филиалы, обособленные подразделения организации, центры ответственности, сегменты бизнеса и др.

Финансовые отчеты отражают информацию об уже совершившихся операциях; управленческие документы дополнительно к отчетной информации несут данные об ожидаемых будущих затратах и поступлениях.

Финансовая отчетность составляется строго в установленные сроки, а публикуется раз в год. Управленческая информация поступает по разным направлениям деятельности тогда, когда в ней появляется необходимость.

Исходная информация финансовой отчетности — системный бухгалтерский учет. Управленческий учет использует не только данные финансового учета, но и нормативную, плановую, статистическую внутрихозяйственную информацию.

В то же время оба вида учета фокусируют внимание на издержках производства, в значительной степени определяющих эффективность хозяйствования. Однако использование одних и тех же данных позволяет получать показатели для финансовой отчетности и выполнять различный спектр расчетов для целей планирования, контроля и управления (рис. 1.5).

По данным финансового учета определяются:
• себестоимость проданной продукции;
• стоимость материально-производственных запасов как часть активов баланса
• прибыль (убытки) от реализации.

Соответственно важными операциями управленческого учета в области издержек являются:
• распределение накладных расходов по видам продукции;
• калькуляция себестоимости единицы продукции;
• анализ безубыточности;
• составление смет, в том числе гибких;
• контроль и анализ себестоимости по отклонениям.

Под объектом учета затрат понимается признак, согласно которому производя' группировку производственных издержек для целей управления. В целом систем, управленческого учета производственных затрат распределяет издержки по двум главным группам объектов:
по носителям затрат (объект калькулирования) — виды продукции, полуфабрикаты продукты различной степени готовности определенной потребительской стоимости;
по местам возникновения затрат (центрам ответственности) — структурных единицы или подразделения предприятия, в которых происходит потребление про изведенных ресурсов (вид деятельности, производства, цех, бригада, рабочее место процесс). Руководитель (менеджер) данного структурного подразделения предприятия несет ответственность за целесообразность понесенных расходов.

В практике зарубежных и отечественных предприятий центры ответственное™ обычно устанавливают в зависимости от организационной структуры управления г функций, выполняемых каждым подразделением.

Организация учета по местам возникновения затрат и центрам ответственности позволяет децентрализовать управление затратами, наблюдать за их формированием на всех уровнях управления, использовать специфические методы контроля расходов с учетом особенностей деятельности каждого подразделения, выявлять виновников непроизводительных затрат и в конечном итоге существенно повысить экономическую эффективность хозяйствования.

При организации учета по центрам ответственности следует:
четко определить сферу полномочий, прав и обязанностей менеджеров каждого центра
стремиться к тому, чтобы в большинстве из них была возможность измерить не только издержки, но и объем деятельности;
желательно, чтобы для каждого вида расходов предприятия существовал такой центр затрат, в котором данные затраты являются прямыми.

Вместе с тем степень детализации планирования (бюджетирования) и учета затрат должна быть достаточной для анализа и принятия управленческих решений, не не избыточной.

Опыт зарубежных предприятий свидетельствует о том, что чаще всего центры ответственности классифицируют по следующим признакам.
1. По объему полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров различают:
центр затрат: подразделение внутри предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты. Примером может быть производственный цех, не выпускающий конечной или завершенной продукции и полуфабрикатов, отделы заводоуправления, социальные службы и т. п.;
центр инвестиций: подразделение, руководитель которого отвечает за затраты и результаты инвестиционного процесса, эффективность использования капитальных вложений. Задача такого центра — обеспечить максимальную рентабельность вложенного капитала, его быструю окупаемость, увеличение акционерной стоимости предприятия. Управляют затратами с помощью операционного бюджета, отчетности о его исполнении, информации о движении денежных потоков;
центр продаж: подразделения маркетинго-сбытовой деятельности, руководители которых отвечают только за выручку от реализации продукции, товаров, услуг и за затраты, связанные с их сбытом. Им предоставляется информация о наиболее рентабельных в производстве или закупках товаров, а результаты деятельности оценивают главным образом по объему и структуре продаж в натуральном и стоимостном выражении и величине издержек обращения;
центр прибыли: подразделения, руководители которых ответственны не только за затраты, но и за финансовые результаты своей деятельности. Это могут быть отдельные предприятия в составе крупного объединения, филиалы, дочерние компании, торговые представительства и т. п.
2. По функциям, выполняемым каждым центром, различают основные и обслуживающие центры ответственности.

Основное содержание
1. Финансовый или внешний анализ применяется внешними пользователями информации о деятельности организации, а также управленческим персоналом компании с целью получения детальных данных, содержащихся непосредственно в регистрах бухгалтерского учета.
2. На основе более широкого спектра внутренней информации, поступающей от экономистов, финансовых аналитиков, бухгалтеров, службы маркетинга, специалистов по управленческому учету, выполняется управленческий, или внутренний анализ, результаты которого оформляются в виде статистической, производственной и финансовой отчетности, нормативных данных организации.
3. Цель финансового учета — подготовить необходимую информацию для удовлетворения потребностей в первую очередь внешних пользователей о финансовом положении организации, о финансовых результатах деятельности предприятия, его имущественном состоянии при минимально возможных затратах на ее получение.
4. Управленческий учет представляет собой совокупность методов, приемов и процедур, позволяющих производить сбор, обработку, преобразование и интерпретацию внутренней информации, поступающей из различных подразделений и служб предприятия, и предоставление этой информации в виде, необходимом и достаточном для контроля и принятия эффективных управленческих решений.
5. Финансовый и управленческий учет различаются по ряду классификацией- , ных признаков: степени регламентации; степени точности информации; объекту отчетности; цели учета; пользователям информации; принципам учета; структуре учета; временным рамкам информации; форме предоставления информации; частоте подачи информации; срокам предоставления пользователям; степени ответственности за данные учета.
6. Оба вида учета фокусируют внимание на издержках производства, в значительной степени определяющих эффективность хозяйствования. Однако использование одних и тех же данных позволяет получать важные показатели для финансовой отчетности и выполнять различный спектр расчетов для целей планирования, контроля и управления.
7. Признак, согласно которому производят группировку производственных издержек для целей управления, называется объектом учета затрат. Система управленческого учета производственных затрат распределяет издержки по двум главным группам объектов — по носителям затрат (объект калькулирования), по местам возникновения затрат (центрам ответственности). Организация учета по местам возникновения затрат и центрам ответственности позволяет децентрализовать управление затратами.

Источник: 
Ионова, Финансовый анализ, 2006