Экономический анализ хозяйственной деятельности включает два раздела: финансовый анализ; управленческий анализ.
Сущность, объекты и методы решения задач финансового и управленческого анализа имеют свою специфику.
Финансовый анализ применяется внешними пользователями информации о деятельности организации, а также управленческим персоналом компании с целью получения детальных данных, содержащихся непосредственно в регистрах бухгалтерского учета.
Поскольку финансовый анализ основывается на данных бухгалтерской отчетности, то он является внешним анализом, особенностями которого являются:
- множественность субъектов анализа (пользователей информации);
- разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
- наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
- ориентация анализа на публичную и внутреннюю отчетность предприятия;
- максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.
Спектр основных пользователей результатов финансового анализа весьма широк. Субъектами анализа выступают пользователи информации, как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности организации (рис. 1.4).
К первой группе относятся те, кто связан с организацией участием в капитале, долговыми и другими хозяйственными отношениями. Ко второй те, кто использует экономическую информацию в чисто профессиональных целях. Эта часть пользователей информации непосредственно не заинтересована в деятельности организации, но по условиям контракта должна защищать интересы первой группы пользователей.
Различают не только пользователей информации, но и их экономический интерес (участие) в хозяйственной деятельности компании и цель, которой они добиваются при анализе.
Для собственников предпочтительной целью финансового анализа является оценка эффективности деятельности организации, интересы собственников заключаются в получении дохода на капитал, финансовой устойчивости компании. Соответственно для менеджеров компании цель — получение максимальной информации о хозяйственной деятельности организации с целью принятия соответствующих управленческих решений, что определяет их интересы как пользователей результатами экономического анализа. Для кредиторов цель проведения финансового анализа состоит в определении ликвидности, платежеспособности и возможности организации сформировать положительный чистый поток денежных средств с целью оценки потенциала компании по платежам за кредит, своевременного возврата заемных средств в срок и полностью. Партнеров по хозяйственной деятельности (поставщики и покупатели продукции) интересует платежеспособность и устойчивая конкурентоспособность организации, что определяет положение компании на рынке. Государство в лице налоговых органов заинтересовано в финансовых результатах и платежеспособности организации, которая должна своевременно и полностью уплачивать текущие налоги. Наконец, для работников предприятия важны стабильность функционирования компании и величина полученной чистой прибыли; это обусловливает высокую занятость работников, уровень оплаты труда и возможность получать доходы, формируемые за счет чистой прибыли организации.
В процессе финансового (внешнего) анализа оцениваются:
- изменение абсолютных показателей прибыли, выручки, издержек;
- динамика относительных показателей эффективности деятельности хозяйствующего субъекта;
- рыночная устойчивость, ликвидность и платежеспособность организации;
- эффективность использования собственного капитала и заемных средств;
- эффективность авансирования капитала (инвестиционный анализ).
В результате осуществляется финансовая диагностика организации и дается рейтинговая оценка предприятия-эмитента.
На основе более широкого спектра внутренней информации, поступающей от экономистов, финансовых аналитиков, бухгалтеров, службы маркетинга, специалистов по управленческому учету, выполняется управленческий или внутренний анализ, результаты которого оформляются в виде статистической, производственной и финансовой отчетности, нормативных данных организации.
Предметом управленческого анализа являются:
- обоснование бизнес-плана;
- система маркетинга;
- комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;
- технико-организационный уровень и другие условия производства;
- эффективность использования производственных ресурсов;
- производство и реализация продукции;
- взаимосвязь себестоимости, объема продукции и прибыли.
К свойствам управленческого анализа следует отнести:
- ориентацию результатов анализа на использование руководством организации; отсутствие регламентации форм и методов анализа;
- комплексность анализа, изучение деятельности предприятия с экономической, финансовой и технической сторон;
- интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;
- закрытость результатов анализа с целью сохранения коммерческой тайны.
Субъектами управленческого анализа являются пользователи экономической информации непосредственно коммерческой организации.
Всех пользователей экономической информации можно разделить на две большие группы — внутренние и внешние. Соответственно выделяют две области учета:
- финансовый учет, который имеет целью подготовить достаточную информацию для удовлетворения потребностей, в первую очередь, внешних пользователей о финансовом положении организации, о финансовых результатах деятельности предприятия, его имущественном состоянии при минимально возможных затратах на ее получение;
- управленческий учет, который представляет собой совокупность методов, приемов и процедур, позволяющих производить сбор, обработку, преобразование и интерпретацию внутренней информации, поступающей из различных подразделений и служб предприятия, и предоставление этой информации в виде, необходимом и достаточном для контроля и принятия эффективных управленческих решений.
Критерий эффективности в каждом особом случае устанавливает субъект управления. В одном случае это может быть устойчивость, способность сохранять рабочие параметры в заданных границах при больших изменениях внешних и внутренних факторов. В другом случае это может быть рентабельность, в третьем — занятие определенного сегмента рынка сбыта как географического, так и ассортиментного.
Западный управленческий учет, который появился под влиянием развития и углубления рыночных процессов как элемент практической деятельности предприятий с целью увеличения эффективности предпринимательской деятельности, сформировался как система к началу 70-х годов XX в. С появлением и ростом в России организаций, ориентированных на рынок, активно начал развиваться и управленческий учет. В конкурентной среде от правильных, адекватных управленческих решений зависит существование и развитие бизнеса. Это связано с усложнением структуры бизнеса, возникновением потребности в его дроблении на множество юридических лиц, в диверсификации деятельности хозяйствующего субъекта, в формировании значительного количества структурных подразделений (отделов, служб) как на уровне отдельных юридических лиц, так и на уровне группы взаимосвязанных организаций.
Предмет управленческого учета — совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством. Содержание предмета раскрывают его многочисленные объекты, которые можно объединить в две группы:
- производственные и трудовые ресурсы;
- хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность организации:
- снабженческо-заготовительная;
- производственная;
- финансово-сбытовая;
- организационная:
- создание организационной структуры организации;
- организация информационной системы на предприятии;
- координирование действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия.
Важно отметить, что именно там, где финансовое управление бизнесом рассматривается как отдельное его направление, приносящее владельцам предприятия прибыль наравне с другими направлениями, управленческий учет приносит наибольшую отдачу.
Целью управленческого учета является обеспечение информацией руководителей предприятия и менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных показателей. При этом управленческий учет решает следующие основные задачи:
- обеспечивает руководство предприятия информацией о том, каковы обобщенные результаты бизнеса, состоящего из неограниченного числа юридических лиц и структурных подразделений;
- показывает результаты работы отдельных направлений (ими могут быть виды деятельности, группы товаров или другие элементы в зависимости от специфики бизнеса) независимо от того, как эти направления распределены между юридическими лицами, входящими в бизнес;
- показывает результаты работы также и по структурным подразделениям, которыми могут быть отделы, цехи, юридические лица;
- осуществляет контроль над издержками путем их учета по видам и центрам затрат;
- накапливает статистику о доходах и расходах предприятия в определенном разрезе и выявляет общие тенденции изменения их структуры и динамики;
- осуществляет планирование и контролирует выполнение бюджета как отдельными центрами затрат, так и бизнесом в целом;
- ведет оперативный учет расчетов с отдельными контрагентами, взаиморасчетов между структурными подразделениями, юридическими лицами, входящими в группу взаимосвязанных организаций.
На всех предприятиях существует три основных вида учета:
- бухгалтерский,
- налоговый,
- управленческий.
Они тесно связаны между собой, но имеют свои особенности. Так, бухгалтерский учет действует в интересах сторонних пользователей. Поэтому бухгалтерский баланс не является закрытым документом, а в случае с открытым акционерным обществом он даже публикуется в средствах массовой информации. Государственные органы и общественные организации разрабатывают стандарты бухгалтерского учета, обязательные для всех предприятий. В России такими стандартами являются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). В настоящее время российские организации, в первую очередь стремящиеся выйти на мировой рынок инвестиций, готовятся к составлению финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (International Financial Reporting Standarts — IFRS). Это позволит в значительной степени снизить затраты на составление отчетности и облегчить работу тех лиц, кто готовит отчеты по организации или группе. Более того, конвергенция МСФО с национальными стандартами поможет также пользователям информации принимать обоснованные экономические решения.
Налоговый учет тесно связан с бухгалтерским, но отличается от него тем, что он вводит правила по начислению и уплате налогов, а его нормативными источниками являются Налоговый кодекс и иные законодательные акты.
Бухгалтерский и налоговый виды учета привязаны к юридическим лицам. Однако бизнес может состоять как из одного, так и из нескольких юридических лиц, когда владельцу бизнеса важно знать результаты в разрезе группы взаимосвязанных организаций. Кроме того, специфика каждого отдельного бизнеса требует разных подходов к финансовой информации. Например, руководству организации может быть важно для принятия управленческих решений знать себестоимость реализованной продукции по отдельным ее видам, в то время как для фискальных и бухгалтерских целей вполне достаточно иметь общую сумму затрат.
Финансовый учет — это официальный учет, ведение которого в соответствии с установленными стандартами обязательно для всех организаций. Документы представляются в налоговые органы, являются объектом аудиторской проверки, могут быть опубликованы.
Управленческий учет — учет, необходимый руководству организации, специалистам для принятия управленческих решений, планирования и контроля. Его данные составляются в форме, удобной для пользователей, а сам учет носит факультативный характер.
Источником информации финансового учета являются только данные бухгалтерского учета и элементы системы налогообложения. Исходными данными управленческого учета являются также нормы расхода материальных ресурсов, технологические карты, результаты исследований рынка и др.
Результаты финансового учета (финансовая отчетность) представляются по установленным формам, результаты управленческого учета — по произвольной форме, удобной для внутренних пользователей.
Измерителями финансовой информации являются денежные измерители, а управленческого учета — любые показатели, включая натуральные, трудовые, денежные.
Объектом финансового учета является организация в целом.
Объектами управленческого учета могут быть филиалы, обособленные подразделения организации, центры ответственности, сегменты бизнеса и др.
Финансовые отчеты отражают информацию об уже совершившихся операциях; управленческие документы дополнительно к отчетной информации несут данные об ожидаемых будущих затратах и поступлениях.
Финансовая отчетность составляется строго в установленные сроки, а публикуется раз в год. Управленческая информация поступает по разным направлениям деятельности тогда, когда в ней появляется необходимость.
Исходная информация финансовой отчетности — системный бухгалтерский учет. Управленческий учет использует не только данные финансового учета, но и нормативную, плановую, статистическую внутрихозяйственную информацию.
В то же время оба вида учета фокусируют внимание на издержках производства, в значительной степени определяющих эффективность хозяйствования. Однако использование одних и тех же данных позволяет получать показатели для финансовой отчетности и выполнять различный спектр расчетов для целей планирования, контроля и управления (рис. 1.5).
По данным финансового учета определяются:
- себестоимость проданной продукции;
- стоимость материально-производственных запасов как часть активов баланса
- прибыль (убытки) от реализации.
Соответственно важными операциями управленческого учета в области издержек являются:
- распределение накладных расходов по видам продукции;
- калькуляция себестоимости единицы продукции;
- анализ безубыточности;
- составление смет, в том числе гибких;
- контроль и анализ себестоимости по отклонениям.
Под объектом учета затрат понимается признак, согласно которому производя' группировку производственных издержек для целей управления. В целом систем, управленческого учета производственных затрат распределяет издержки по двум главным группам объектов:
- по носителям затрат (объект калькулирования) — виды продукции, полуфабрикаты продукты различной степени готовности определенной потребительской стоимости;
- по местам возникновения затрат (центрам ответственности) — структурных единицы или подразделения предприятия, в которых происходит потребление про изведенных ресурсов (вид деятельности, производства, цех, бригада, рабочее место процесс). Руководитель (менеджер) данного структурного подразделения предприятия несет ответственность за целесообразность понесенных расходов.
В практике зарубежных и отечественных предприятий центры ответственности обычно устанавливают в зависимости от организационной структуры управления г функций, выполняемых каждым подразделением.
Организация учета по местам возникновения затрат и центрам ответственности позволяет децентрализовать управление затратами, наблюдать за их формированием на всех уровнях управления, использовать специфические методы контроля расходов с учетом особенностей деятельности каждого подразделения, выявлять виновников непроизводительных затрат и в конечном итоге существенно повысить экономическую эффективность хозяйствования.
При организации учета по центрам ответственности следует:
- четко определить сферу полномочий, прав и обязанностей менеджеров каждого центра
- стремиться к тому, чтобы в большинстве из них была возможность измерить не только издержки, но и объем деятельности;
- желательно, чтобы для каждого вида расходов предприятия существовал такой центр затрат, в котором данные затраты являются прямыми.
Вместе с тем степень детализации планирования (бюджетирования) и учета затрат должна быть достаточной для анализа и принятия управленческих решений, не не избыточной.
Опыт зарубежных предприятий свидетельствует о том, что чаще всего центры ответственности классифицируют по следующим признакам.
1. По объему полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров различают:
- центр затрат: подразделение внутри предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты. Примером может быть производственный цех, не выпускающий конечной или завершенной продукции и полуфабрикатов, отделы заводоуправления, социальные службы и т. п.;
- центр инвестиций: подразделение, руководитель которого отвечает за затраты и результаты инвестиционного процесса, эффективность использования капитальных вложений. Задача такого центра — обеспечить максимальную рентабельность вложенного капитала, его быструю окупаемость, увеличение акционерной стоимости предприятия. Управляют затратами с помощью операционного бюджета, отчетности о его исполнении, информации о движении денежных потоков;
- центр продаж: подразделения маркетинго-сбытовой деятельности, руководители которых отвечают только за выручку от реализации продукции, товаров, услуг и за затраты, связанные с их сбытом. Им предоставляется информация о наиболее рентабельных в производстве или закупках товаров, а результаты деятельности оценивают главным образом по объему и структуре продаж в натуральном и стоимостном выражении и величине издержек обращения;
- центр прибыли: подразделения, руководители которых ответственны не только за затраты, но и за финансовые результаты своей деятельности. Это могут быть отдельные предприятия в составе крупного объединения, филиалы, дочерние компании, торговые представительства и т. п.
2. По функциям, выполняемым каждым центром, различают основные и обслуживающие центры ответственности.
Основное содержание
- Финансовый или внешний анализ применяется внешними пользователями информации о деятельности организации, а также управленческим персоналом компании с целью получения детальных данных, содержащихся непосредственно в регистрах бухгалтерского учета.
- На основе более широкого спектра внутренней информации, поступающей от экономистов, финансовых аналитиков, бухгалтеров, службы маркетинга, специалистов по управленческому учету, выполняется управленческий, или внутренний анализ, результаты которого оформляются в виде статистической, производственной и финансовой отчетности, нормативных данных организации.
- Цель финансового учета — подготовить необходимую информацию для удовлетворения потребностей в первую очередь внешних пользователей о финансовом положении организации, о финансовых результатах деятельности предприятия, его имущественном состоянии при минимально возможных затратах на ее получение.
- Управленческий учет представляет собой совокупность методов, приемов и процедур, позволяющих производить сбор, обработку, преобразование и интерпретацию внутренней информации, поступающей из различных подразделений и служб предприятия, и предоставление этой информации в виде, необходимом и достаточном для контроля и принятия эффективных управленческих решений.
- Финансовый и управленческий учет различаются по ряду признаков: степени регламентации; степени точности информации; объекту отчетности; цели учета; пользователям информации; принципам учета; структуре учета; временным рамкам информации; форме предоставления информации; частоте подачи информации; срокам предоставления пользователям; степени ответственности за данные учета.
- Оба вида учета фокусируют внимание на издержках производства, в значительной степени определяющих эффективность хозяйствования. Однако использование одних и тех же данных позволяет получать важные показатели для финансовой отчетности и выполнять различный спектр расчетов для целей планирования, контроля и управления.
- Признак, согласно которому производят группировку производственных издержек для целей управления, называется объектом учета затрат. Система управленческого учета производственных затрат распределяет издержки по двум главным группам объектов — по носителям затрат (объект калькулирования), по местам возникновения затрат (центрам ответственности). Организация учета по местам возникновения затрат и центрам ответственности позволяет децентрализовать управление затратами.