Взаимосвязь финансового и управленческого анализа. Пользователи информации как субъекты проведения анализа

Анализ хозяйственной деятельности включает два крупных раздела: финансовый анализ и управленческий производственный анализ.

Организация, объекты и методы в решении задач финансового и управленческого анализа имеют свою специфику.

В процессе финансового (внешнего) анализа выполняются расчеты по определению:

  • абсолютных показателей прибыли, выручки, издержек;
  • относительных показателей рентабельности;
  • рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности организации;
  • эффективности использования собственного капитала;
  • эффективности использования заемных средств;
  • эффективности авансирования капитала (инвестиционный анализ);
  • экономической диагностики финансового состояния организации и рейтинговой оценки организации-эмитента.

В свою очередь, предметом управленческого, или производственного, анализа, являются:

  • обоснование бизнес-плана;
  • система маркетинга;
  • комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;
  • технико-организационный уровень и другие условия производства;
  • эффективность использования производственных ресурсов;
  • производство и реализация продукции;
  • взаимосвязь себестоимости, объема продукции и прибыли.

Поскольку финансовый анализ основывается на данных бухгалтерской отчетности, он является внешним анализом, особенностями которого являются:

  • множественность субъектов анализа (пользователей информации);
  • разнообразие целей и интересов субъектов анализа;
  • наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
  • ориентация анализа только на публичную отчетность организации;
  • максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности организации.

Особенностями управленческого анализа являются:

  • ориентация результатов анализа для руководства организации;
  • отсутствие регламентации анализа со стороны;
  • комплексность анализа, изучение деятельности организации с экономической, финансовой и технической сторон;
  • интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;
  • закрытость результатов анализа с целью сохранения коммерческой тайны.

Основой информации финансового и управленческого анализа являются данные производственного учета (учета производственных затрат). Сравнительные характеристики финансового и производственного учета рассмотрены ранее, в разделе I.

Субъектами экономического анализа являются пользователи экономической информации коммерческой организации как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в ее деятельности.

Спектр основных пользователей информации весьма широк. К первой группе относятся те, кто связан с организацией участием в капитале, долговыми и другими хозяйственными отношениями, ко второй — те, кто использует экономическую информацию в чисто профессиональных целях. Эта часть пользователей информации непосредственно не заинтересована в деятельности организации, но по условиям контракта должна защищать интересы первой группы пользователей.

Различаются не только пользователи информации, но и их экономический интерес (участие) к хозяйственной деятельности организации и цель, которой они добиваются при анализе.

Источник: 
Финансовый Анализ Управление Финансами, Н.Н. СЕЛЕЗНЕВА, А.Ф. ИОНОВА, г. Москва 2006
Чтобы оставить комментарий или обсудить материал на форуме, необходимо зарегистрироваться или войти.