Организационно-управленческий анализ

схема

В широком смысле организационно-управленческий анализ направлен на исследование системы управления в ее текущем состоянии. Система управления — это совокупность активных социальных и пассивных технических объектов, реализующих процессы управления в рамках существующих организационной структуры и организационной культуры. В целях анализа систему управления рационально рассматривать как совокупность следующих элементов:

  • системы целей компании и стратегий их достижения;
  • организационной структуры управления;
  • системы процессов управления и структуры информации, циркулирующей в рамках этих систем;
  • организационной культуры.

Поэтому организационно-управленческий анализ представляет собой исследовательскую деятельность, направленную на изучение системы целей компании и стратегии их достижения, организационной структуры управления, управленческих процессов и организационной культуры.

Организационно-управленческий анализ состоит из следующих этапов.

  1. Установление рабочих отношений с исследуемой компанией, определение ограничений на доступ к необходимой информации.
  2. Сбор и первичная обработка необходимой информации.
  3. Выявление и анализ системы целей компании и стратегии их достижения.
  4. Моделирование и анализ существующей организационной структуры управления.
  5. Моделирование и анализ процессов управления.
  6. Разработка информационной модели.
  7. Анализ сложившейся системы управления, выявление проблемных зон и узких мест, оценка организационно-управленческого потенциала компании.
  8. Определение основных подходов, методов и средств организационного проектирования исходя из поставленных целей и результатов анализа.
  9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа.

Рассмотрим последовательно этапы организационно-управленческого анализа.

Установление рабочих отношений с исследуемой компанией является важным этапом, поскольку организационно-управленческий анализ затрагивает существенные для персонала компании проблемы распределения деятельности, т.е. прав, обязанностей, полномочий, подчиненности. Организационно-управленческий анализ может проводиться или уполномоченной группой сотрудников самой компании, или привлекаемой консультационной фирмой. В любом случае должен быть установлен доброжелательный контакт, значительное внимание следует уделять межличностному общению с целью получения достоверной и полной информации.

Сбор необходимой информации включает:

  • изучение внутренней информации на основе:
  • штатного расписания,
  • организационной структуры,
  • положений о структурных подразделениях и должностных обязанностях,
  • приказов и распоряжений,
  • внутреннего регламента (распорядка) деятельности,
  • документации, регламентирующей управленческие процессы (стандарты, информационные схемы и пр.);
  • интервьюирование сотрудников;
  • наблюдение, в том числе:
  • организации рабочих мест,
  • условий труда,
  • организации труда,
  • оснащения рабочих мест,
  • компьютеризации и пр.

Выявление и анализ системы целей компании и стратегии их достижения включает:

  1. анализ миссии компании на четкость ее формулирования, соответствие ее стратегии и целям компании, осознание ее персоналом, соответствие ее перспективам развития компании;
  2. анализ целей на базе построения иерархического дерева целен компании. Анализ дерева целей компании должен сопровождаться формированием различных сценариев развития компании в зависимости от различных вариантов реализации внешней и внутренней среды. Это позволяет учесть неопределенность внешней среды и выявить ключевые факторы успеха выполнения миссии и целей для достижения эффективных результатов;
  3. анализ системы ответственности за достижение целей и выполнение действий, направленных на достижение целей. При этом анализируется матрица распределения ответственности, которая позволяет выявить полноту соответствия целей, мероприятий и исполнителей.

Моделирование и анализ существующей организационной структуры управления

В данном разделе рассматриваются основные принципы. Организационная структура представляет собой совокупность организационных единиц (структурных подразделений и должностных лиц), упорядоченных в административно-деятельностном пространстве, с целью управления деятельностью компании.

Организационная структура управления характеризуется:

  • • составом и соотношением линейного, функционального и целевого управления;
  • количеством и составом управленческих подразделений на разных иерархических уровнях, типом существующей структуры управления, числом уровней управления (линейного и функционального);
  • численностью и соотношением различных категорий руководителей, специалистов и технических исполнителей в целом по системе управления и по отдельным подразделениям;
  • объемом перерабатываемой информации в целом по системе управления и по отдельным подразделениям;
  • стоимостью и соотношением занятых в подразделениях различных видов оргтехники, территориальным расположением подразделений аппарата управления;
  • степенью регламентации оргструктуры, уровнем управляемости в сравнении с нормой управляемости, уровнем качества существующей оргструктуры управления;
  • количеством и соотношением числа решений, подготавливаемых и принимаемых в разных подразделениях и на различных уровнях аппарата управления;
  • числом линий соподчинения, числом связей между подразделениями, соответствием важности решаемых задач уровню линейного руководства;
  • затратами на управление по отдельным функциональным подразделениям и уровням управления;
  • составом обслуживающих звеньев управления и их соотношением с линейными, функциональными и целевыми подсистемами управления.

Моделирование и анализ процессов управления

Процессом управления называется объективно существующая совокупность взаимосвязанных единиц управленческой деятельности (операций, задач, работ), описываемая в терминах «вход», «процесс», «выход». Организационная структура является формой управления, в которой реализуются процессы управления.

В рамках моделирования и анализа процессов управления производится наложение управленческих процессов и информационных связей на организационную структуру и осуществляется анализ их эффективности с точки зрения существующих и развивающихся сфер деятельности компании.

Разработка информационной модели. На базе изучения организационной структуры и процессов управления формируется информационная модель компании, представляющая модель информации, циркулирующей в компании. Анализ информационного пространства компании позволяет выявить эффективность системы информационного обмена и поддержки управленческих процессов, обнаружит!) слабые места в информационном обеспечении.

На основе анализа сложившейся системы управления выявляются проблемные зоны и узкие места и происходит оценка организацией управленческого потенциала компании. Далее следует определение основных подходов, методов и средств организационного проектирования исходя из поставленных целей развития компании и результатов анализа.

Результатом организационно-управленческого анализа является комплекс требований к перепроектированию организационной структуры и системы управления.

Ключевые слова: Организация, Управление, Анализ
Источник: Корпоративный менеджмент
Материалы по теме
Анализ состояния организации
Лапыгин Ю.Н., Бизнес-план. Стратегии и тактика развития компании
Взаимосвязь финансового и управленческого анализа. Пользователи информации как субъекты проведения анализа
Финансовый Анализ Управление Финансами, Н.Н. СЕЛЕЗНЕВА, А.Ф. ИОНОВА, г. Москва 2006
Виды бюрократических структур управления организациями
Менеджмент. Учебное пособие
Организация как объект управления
...
Виды органических структур управления организациями
Менеджмент. Учебное пособие
Организационно-правовые формы управления организациями
Основы менеджмента., Семенов, Набоков., 2008
Предмет и объекты экономического анализа. Роль анализа финансово-хозяйственной деятельности в управлении организацией
Финансовый Анализ Управление Финансами, Н.Н. СЕЛЕЗНЕВА, А.Ф. ИОНОВА, г. Москва 2006
Управленческий учет и определение целей организации
Волкова. Управленческий учет
Оставить комментарий