Организационно-управленческий анализ

схема
В широком смысле организационно-управленческий анализ направлен на исследование системы управления в ее текущем состоянии. Система управления — это совокупность активных социальных и пассивных технических объектов, реализующих процессы управления в рамках существующих организационной структуры и организационной культуры. В целях анализа систему управления рационально рассматривать как совокупность следующих элементов:

  • системы целей компании и стратегий их достижения;
  • организационной структуры управления;
  • системы процессов управления и структуры информации, циркулирующей в рамках этих систем;
  • организационной культуры.

Поэтому организационно-управленческий анализ представляет собой исследовательскую деятельность, направленную на изучение системы целей компании и стратегии их достижения, организационной структуры управления, управленческих процессов и организационной культуры.

Организационно-управленческий анализ состоит из следующих этапов.

  1. Установление рабочих отношений с исследуемой компанией, определение ограничений на доступ к необходимой информации.
  2. Сбор и первичная обработка необходимой информации.
  3. Выявление и анализ системы целей компании и стратегии их достижения.
  4. Моделирование и анализ существующей организационной структуры управления.
  5. Моделирование и анализ процессов управления.
  6. Разработка информационной модели.
  7. Анализ сложившейся системы управления, выявление проблемных зон и узких мест, оценка организационно-управленческого потенциала компании.
  8. Определение основных подходов, методов и средств организационного проектирования исходя из поставленных целей и результатов анализа.
  9. Презентация результатов организационно-управленческого анализа.

Рассмотрим последовательно этапы организационно-управленческого анализа.

Установление рабочих отношений с исследуемой компанией является важным этапом, поскольку организационно-управленческий анализ затрагивает существенные для персонала компании проблемы распределения деятельности, т.е. прав, обязанностей, полномочий, подчиненности. Организационно-управленческий анализ может проводиться или уполномоченной группой сотрудников самой компании, или привлекаемой консультационной фирмой. В любом случае должен быть установлен доброжелательный контакт, значительное внимание следует уделять межличностному общению с целью получения достоверной и полной информации.

Сбор необходимой информации включает:

  • изучение внутренней информации на основе:
  • штатного расписания,
  • организационной структуры,
  • положений о структурных подразделениях и должностных обязанностях,
  • приказов и распоряжений,
  • внутреннего регламента (распорядка) деятельности,
  • документации, регламентирующей управленческие процессы (стандарты, информационные схемы и пр.);
  • интервьюирование сотрудников;
  • наблюдение, в том числе:
  • организации рабочих мест,
  • условий труда,
  • организации труда,
  • оснащения рабочих мест,
  • компьютеризации и пр.

Выявление и анализ системы целей компании и стратегии их достижения включает:

  1. анализ миссии компании на четкость ее формулирования, соответствие ее стратегии и целям компании, осознание ее персоналом, соответствие ее перспективам развития компании;
  2. анализ целей на базе построения иерархического дерева целен компании. Анализ дерева целей компании должен сопровождаться формированием различных сценариев развития компании в зависимости от различных вариантов реализации внешней и внутренней среды. Это позволяет учесть неопределенность внешней среды и выявить ключевые факторы успеха выполнения миссии и целей для достижения эффективных результатов;
  3. анализ системы ответственности за достижение целей и выполнение действий, направленных на достижение целей. При этом анализируется матрица распределения ответственности, которая позволяет выявить полноту соответствия целей, мероприятий и исполнителей.

Моделирование и анализ существующей организационной структуры управления

В данном разделе рассматриваются основные принципы. Организационная структура представляет собой совокупность организационных единиц (структурных подразделений и должностных лиц), упорядоченных в административно-деятельностном пространстве, с целью управления деятельностью компании.

Организационная структура управления характеризуется:

  • • составом и соотношением линейного, функционального и целевого управления;
  • количеством и составом управленческих подразделений на разных иерархических уровнях, типом существующей структуры управления, числом уровней управления (линейного и функционального);
  • численностью и соотношением различных категорий руководителей, специалистов и технических исполнителей в целом по системе управления и по отдельным подразделениям;
  • объемом перерабатываемой информации в целом по системе управления и по отдельным подразделениям;
  • стоимостью и соотношением занятых в подразделениях различных видов оргтехники, территориальным расположением подразделений аппарата управления;
  • степенью регламентации оргструктуры, уровнем управляемости в сравнении с нормой управляемости, уровнем качества существующей оргструктуры управления;
  • количеством и соотношением числа решений, подготавливаемых и принимаемых в разных подразделениях и на различных уровнях аппарата управления;
  • числом линий соподчинения, числом связей между подразделениями, соответствием важности решаемых задач уровню линейного руководства;
  • затратами на управление по отдельным функциональным подразделениям и уровням управления;
  • составом обслуживающих звеньев управления и их соотношением с линейными, функциональными и целевыми подсистемами управления.

Моделирование и анализ процессов управления

Процессом управления называется объективно существующая совокупность взаимосвязанных единиц управленческой деятельности (операций, задач, работ), описываемая в терминах «вход», «процесс», «выход». Организационная структура является формой управления, в которой реализуются процессы управления.

В рамках моделирования и анализа процессов управления производится наложение управленческих процессов и информационных связей на организационную структуру и осуществляется анализ их эффективности с точки зрения существующих и развивающихся сфер деятельности компании.

Разработка информационной модели. На базе изучения организационной структуры и процессов управления формируется информационная модель компании, представляющая модель информации, циркулирующей в компании. Анализ информационного пространства компании позволяет выявить эффективность системы информационного обмена и поддержки управленческих процессов, обнаружит!) слабые места в информационном обеспечении.

На основе анализа сложившейся системы управления выявляются проблемные зоны и узкие места и происходит оценка организацией управленческого потенциала компании. Далее следует определение основных подходов, методов и средств организационного проектирования исходя из поставленных целей развития компании и результатов анализа.

Результатом организационно-управленческого анализа является комплекс требований к перепроектированию организационной структуры и системы управления.

Источник: 
Корпоративный менеджмент
Материалы по теме
Основные принципы управления в организации
Фролов С.С., Социология организаций
Управление по отклонениям
Менеджмент. Учебное пособие
Свойства и функции системы управления в организации
Фролов С.С., Социология организаций
Взаимосвязь финансового и управленческого анализа. Пользователи информации как субъекты проведения анализа
Финансовый Анализ Управление Финансами, Н.Н. СЕЛЕЗНЕВА, А.Ф. ИОНОВА, г. Москва 2006
Применение контроля в управлении организацией
Фролов С.С., Социология организаций
Управление социально-психологическим климатом организации
Урбанович А. А. Психология управления
Управление организационными изменениями
Комаров Е.И.,Менеджмент социальной работы
Структурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля в конфликтной ситуации работников организации
Р. И. Остапенко
Оставить комментарий