Управление по целям

При управлении реализацией стратегического плана, процесса контроля и обеспечения высокой степени согласованности используются бюджеты и управление по целям.

Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, используемый для достижения целей, охарактеризованный количественно.

Планирование тесно увязывается с контролем. Такая увязка является существенной для обеспечения эффективности процесса управления в целом. Популярным методом управления, обладающим потенциальными возможностями объединить планирование и контроль в сложной области человеческих ресурсов, является управление по целям (management by objectives — сокращенно МВО). Управление по целям — это еще и способ мотивации, который позволяет преодолеть отрицательное воздействие контроля на поведение работника. Этот метод дает возможность оценивать руководителей на основе результатов, а не личных качеств. Если подчиненному сообщить, что он малоинициативен, то это не является полезной формой обратной связи. Но если подчиненному сообщают, что его производительность упала на 10%, то это дает четкую систему координат для обсуждения возникших проблем.

Формальное стратегическое планирование связано с проведением необходимых изменений, которые являются ключом к реализации стратегии. Проведение стратегических изменений в организации является сложной задачей и поэтому неизбежно связано с преодолением сопротивления. Носителями сопротивления так же, как и носителями изменений, являются люди, которые боятся, что изменения затронут их статус-кво. Поэтому они внутренне сопротивляются изменениям, опасаясь попасть в новую, не совсем ясную для них ситуацию. Отношение сотрудников к изменениям может проявляться от явного и пассивного одобрения до открытого и скрытого неприятия вводимых изменений. Руководство и менеджеры должны выявить реакцию и принять максимум усилий для уменьшения сопротивления, проявляя при этом уверенность и последовательность, а также различные стили управления (демонстрация, компромисс, сотрудничество, приспособление, самоустранение и др.).

Наряду с изменениями и созданием в организации необходимого климата важной задачей, которую приходится решать руководству организации на стадии реализации стратегии, являются формирование и мобилизация ресурсов организации и ее человеческого потенциала, развитие чувства приверженности и устойчивого восприятия к проводимым изменениям.

Заключительным этапом реализации стратегии является ее оценка, которая включает ряд количественных и качественных показателей.

В качестве примера количественных показателей можно назвать: долю рынка, рост объема продаж, уровень затрат и эффективность производства, текучесть кадров, прибыль, норму дивидендов и др. В качестве примера качественных показателей можно привести: расширение объема услуг клиентам, углубление знания рынка, снижение количества опасностей, использование возможностей.

Оценка стратегии производится путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Для того чтобы оценка процесса стратегического планирования была эффективной, необходимо больше внимания уделять стандартизированным критериям.

После выбора стратегии и разработки последующего плана руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выявить, соответствует ли она достижению общефирменных целей.

Источник: 
Менеджмент. Учебное пособие