Финансовый менеджмент

В рыночных условиях неизбежна конкуренция, которую следует рассматривать как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность предприятию, акционерному обществу, любому другому хозяйствующему субъекту может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в их распоряжении.

Финансовый менеджмент направлен на управление финансовыми отношениями и движениями финансовых ресурсов между хозяйствующими субъектами. Финансовый менеджмент охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма.

К функциям управления финансами компании относятся обеспечение ее финансовыми средствами (управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию) и распределительная функция, нацеленная на обеспечение сбалансированности движения материальных и финансовых ресурсов в процессе производства.

Объектом финансового менеджмента является совокупность основных и оборотных средств компании (активов) и источников их формирования (пассивов), условий осуществления денежного оборота и кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений. Субъектом финансового менеджмента является специализированная группа людей (финансовая дирекция или подразделение), ориентированная на выработку и осуществление различных форм управленческих воздействий на объекты управления.

Отдельными направлениями финансового менеджмента являются выработка целей финансовой деятельности (отвечающей целям функционирования компании в рыночных условиях), стратегическое и тактическое ее планирование в соответствии с выбранными целями, организация деятельности, а также регулирование, координация и контроль за финансовой работой в компании.

Управление капиталом компании является, по сути, центральной задачей финансового менеджмента. Основные направления управления капиталом компании включают:
• работу с источниками финансирования (собственный капитал, привлечение заемного капитала, краткосрочное и долгосрочное кредитование, распределение прибыли, выпуск и приобретение ценных бумаг и пр.);
• инвестиции компании и оценку их эффективности (доходность капитала, текущая и перспективная стоимость компании, оценка финансовых рисков и т.д.);
• управление основным и оборотным капиталом;
• финансовое планирование (финансовый план, бюджет, бизнес-планирование, финансовая и бухгалтерская отчетности и пр.);
• анализ и контроль финансовой деятельности. Финансовый менеджмент делится на стратегический и оперативно-тактический.

Стратегический финансовый менеджмент представляет собой управление инвестициями и включает:
- выработку финансовой стратегии компании;
- финансовую оценку проектов вложения капитала;
- отбор критериев принятия инвестиционных решений;
- определение источников финансирования.

Финансовая стратегия компании нацелена:
- на анализ финансового состояния компании;
- анализ структуры и цены капитала компании, его оптимизацию и реструктуризацию;
- выработку политики увеличения и рационального распределения прибыли;
- определение налоговой и ценовой политики компании; У определение политики компании в расширении производства и диверсификации капитала и хозяйственной деятельности;
- формирование политики в области ценных бумаг, в том числе дивидендную политику.

Финансовая стратегия компании разрабатывается с учетом реального положения и перспектив развития рыночных условий хозяйствования, разнообразных рисков, инфляции и форс-мажорных обстоятельств.

В этом направлении большое значение уделяется диверсификации, нацеленной на получение большего объема прибыли и проявляющейся в двух направлениях:
1) инвестировании свободных финансовых ресурсов в реальные объекты или ценные бумаги;
2) расширении видов предпринимательской деятельности для завоевания более устойчивого положения на рынке.

Оперативно-тактический финансовый менеджмент представляет собой оперативное управление движением финансов и реализацию функций финансового менеджмента в компании.

Источник: 
Корпоративный менеджмент