Экономический анализ — это способ познания хозяйственных процессов экономического субъекта, основанный на разложении целого на составные элементы и изучении последних в их взаимосвязи и взаимозависимости путем синтеза, т.е. объединения выделенных ранее частей объекта.
Экономический анализ представляет собой процесс применения аналитических инструментов и методов к показателям различных экономических и финансовых документов с целью выявления существенных связей и характеристик, преобразования экономических данных в информацию.
Являясь важным элементом в системе управления производством, экономический анализ может использоваться:
- как вариант предварительного прогноза при оценке инвестиционных проектов;
- как инструмент прогнозирования финансовых условий и результатов;
- для выявления текущих проблем управления производством, выявления внутренних резервов, присущих каждому функционирующему объекту;
- для оценки финансового состояния организации.
Оценка финансового состояния организации предполагает систему последовательных аналитических процедур:
- рассмотрение каждого показателя, полученного в результате анализа с точки зрения соответствия его уровня параметрам, нормальным для данной организации;
- выявление факторов, повлиявших на величину показателя, и расчет возможных изменений последнего при динамике того или иного фактора;
- прогнозирование необходимой величины показателя на перспективу и установление способов достижения этой величины;
- выявление взаимозависимости показателей финансового состояния с целью обеспечения их целенаправленного воздействия на повышение эффективности деятельности организации;
- обоснование гипотез динамики финансового состояния при изменении условий деятельности предприятия.
В результате экономического анализа повышается обоснованность составления бизнес-планов и нормативов, устанавливается экономическая эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявляются и измеряются внутренние резервы, осуществляется контроль за выполнением и оптимизацией хозяйственных решений.
Экономический анализ является важной составной частью экономических и финансовых наук, составляющих теоретическую основу экономической работы в организации. Он имеет свой предмет, объекты исследования, а также методы (приемы) исследования показателей и взаимосвязи между ними.
Предмет экономического анализа включает:
- экономические процессы, происходящие в результате хозяйственной деятельности организации;
- познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности организации;
- классификацию, систематизацию, моделирование, измерение причинно-следственных связей, складывающихся под влиянием различных объективных и субъективных факторов и получающих отражение в системе экономической информации.
Объектами анализа являются основные экономические результаты хозяйственной деятельности:
- производство и реализация продукции;
- себестоимость продукции;
- использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
- финансовые результаты производства;
- финансовое состояние организации.
Система управления любой организацией включает разнообразные взаимосвязанные элементы, среди которых можно выделить следующие блоки, связанные с экономическим анализом.
Планирование определяет направления и содержание деятельности организации; учет обеспечивает сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления. В ходе анализа проводится первичная обработка экономических данных, что позволяет принять необходимые решения. Это определяет место экономического анализа в управленческом процессе.
Ведущую роль при проверке исполнения принятых решений играет оперативный анализ. Внедрение управленческого учета, действенного коммерческого расчета, соблюдение режима экономии требуют повседневного анализа затрат по статьям и элементам, непроизводительных расходов и потерь. Принятие тактических управленческих решений делает необходимым постоянный анализ различных вариантов экономических параметров.
Выбор наилучшего варианта хозяйственного развития неразрывно связан с текущим и прогнозным экономическим анализом и основывается на экономико-математическом моделировании, системном анализе эффективности.
Без анализа влияния на экономику организации внешней и внутренней среды, состояния рынка, покупателей и потребителей продукции, конкурентной обстановки, рыночных цен, конечных финансовых результатов невозможны разработка маркетинговых программ и контроль за их исполнением.
Экономический анализ и его составная часть — финансовый анализ являются неотъемлемой частью составления практически всех видов бизнес-планов и существенными элементами управления финансами в целом. Практически все пользователи финансовой отчетности используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Для управления финансами рассматриваются три взаимосвязанных аналитических блока:
- анализ финансовых результатов деятельности организации;
- анализ финансового состояния организации;
- анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.
Решение взаимосвязанных аналитических задач позволяет обеспечивать основные функции финансового менеджмента:
- управление текущей устойчивостью деятельности организации, ее ликвидностью, платежеспособностью и источниками краткосрочного финансирования;
- управление финансовой рыночной устойчивостью развития организации;
- управление инвестиционной деятельностью организации;
- управление долгосрочными источниками финансирования развития бизнеса;
- управление портфелем ценных бумаг, долгосрочными и краткосрочными финансовыми вложениями;
- управление финансами организации при ее реорганизации и ликвидации, в условиях банкротства, при работе на международных рынках капиталов.
В последнее время необходимым элементом управления деятельностью организации становится аудит. Он предполагает обязательное использование методов экономического анализа для: определения аудитором деловой активности клиента; оценки финансово-хозяйственных перспектив его функционирования; выявления зон возможных преднамеренных и непреднамеренных ошибок во внешней отчетности клиента.
Аналитические процедуры аудитора в ходе предварительного ознакомления с бизнесом клиента сводятся к следующим действиям:
- сравнению текущих данных с данными предыдущих периодов;
- сравнению текущих данных с данными плана и прогноза;
- сопоставлению текущих данных с нормативными показателями;
- сравнению текущих данных предприятия со среднеотраслевыми данными;
- расчет финансовых коэффициентов в динамике.
Таким образом, экономический анализ является одним из важных слагаемых планирования, регулирования и управления организацией.