Анализ состояния организации

Для анализа состояния организации в первую очередь необходимо выяснить ряд важных моментов.

Насколько эффективна действующая стратегия. Чтобы это определить нужно оценить стратегию как с качественной (законченность, внутренняя согласованность, обоснованность, соответствие ситуации), так и с количественной (стратегические и финансовые результаты деятельности) точки зрения. Ухудшение этих показателей и (или) быстрое изменение внешней ситуации, определяемое анализом состояния отрасли и действий конкурентов, являются сигналом к тому, что назрела необходимость пересмотра стратегии.

Критериями успешности действующей стратегии является финансовое положение организации за последнее время, а также:

  • рыночная доля, место в отрасли;
  • динамика размера прибыли (в сравнении с конкурентами);
  • тенденция изменения чистой прибыли на инвестиции;
  • более быстрый (медленный) рост продаж организации, чем на рынке в целом;
  • размер кредитов;
  • имидж организации;
  • лидерство в технологии, инновациях, качестве.

В чем сильные и слабые стороны организации, какие у нее есть возможности и что ей угрожает. Сильные стороны организации являются залогом успеха и важны как основные элементы стратегии. Слабые стороны важны, поскольку они обнаруживают уязвимые участки, требующие особого внимания. Возможности и внешняя угроза важны для анализа, так как стратегия всегда нацелена на использование наиболее благоприятных возможностей и на защиту от опасностей, угрожающих благополучию организации.

Возможности и угроза сигнализируют о стратегических изменениях. После построения матрицы SWOT не лишним будет ответить на вопросы:

  • имеет ли организация сильные стороны и достоинства, на которых можно строить стратегию;
  • делают ли слабые стороны организацию уязвимой;
  • какие возможности использовать;
  • какой угрозы опасаться?

Конкурентоспособны ли цены и издержки организации. Признаком, свидетельствующим о прочности положения организации, является конкурентоспособность ее цен и издержек в сравнении с этими показателями конкурентов в отрасли. Анализ издержек и ЦЦ — необходимый инструмент сравнительной оценки цен и издержек организации и ее конкурентов при определении эффективности отдельных видов деятельности организации и выявлении сфер деятельности, которые требуют более тщательного изучения.

Различия в издержках конкурентов могут быть вызваны различиями:

  • в ценах на сырье, комплектующие, энергию и другие товары поставщиков;
  • технологии и возрасте оборудования;
  • производственных издержках (кривая опыта, экономия на масштабах, уровень оплаты труда, производительность, расходы на административный аппарат, разные уровни налогообложения и т.д.);
  • зависимости конкурентов от инфляции и смены курса валют;
  • затратах на маркетинг;
  • издержках на транспортировку сырья и товара;
  • издержках на сбытовую сеть.

Стратегический анализ издержек включает в себя сравнение издержек организации с издержками ее основных конкурентов по всей цепочке, начиная от покупки сырья и заканчивая ценами, уплаченными за товар конечными потребителями.

Цепочка ценностей (ЦЦ, как мы уже говорили) позволяет определить основные виды деятельности организации, создающие стоимость для потребителя, и вспомогательные виды деятельности; ЦЦ служит средством для стратегической оценки связи между видами деятельности, осуществляемыми в самой организации и за ее пределами, что важно для разработки стратегии, а также для определения того, как можно развить существующие преимущества (мастерство).

Необходимо понять:

  • пытается ли организация добиться конкурентных преимуществ путем снижения издержек или дифференциации;
  • как формируются издержки в каждом звене цепочки и то, как затраты на выполнение одного вида деятельности влияют на издержки в остальных звеньях;
  • предоставляет ли связь между видами производственной деятельности в ЦЦ организации возможность для снижения цен.

Конкурентоспособность организации с точки зрения издержек зависит не только от внутрифирменных издержек (собственной ЦЦ организации), но и от издержек в ЦЦ поставщиков и дистрибьюторов.

Сравнительная оценка затрат организации и затрат ее конкурентов, а также организаций, достигших лучших результатов, дает ясную картину конкурентоспособности организации по издержкам. Оценка возможна на основе информации, полученной из опубликованных материалов или в ходе переговоров с осведомленными промышленными аналитиками, клиентами и поставщиками. Однако сравнительная оценка включает в себя достаточно конфиденциальную информацию о способах достижения низкого уровня издержек, получить ее непросто.

Если причина слишком высоких издержек по сравнению с издержками конкурентов находится в первом или третьем звеньях ЦЦ, то организация может восстановить конкурентоспособность, если расширит круг собственных операций.

Анализ ЦЦ — мощный управленческий инструмент для определения того, какие виды деятельности в цепочке потенциально имеют конкурентное преимущество.

Основой конкурентного преимущества скорее являются навыки и способности сотрудников организации по сравнению с навыками и способностями сотрудников конкурентов, точнее, пределы возможности организации обеспечивать более эффективную, чем у конкурентов работу всех звеньев ЦЦ .

Конкурентная стратегия организации, как правило, базируется на использовании сильных в конкурентном отношении сторон и борьбе со слабыми сторонами. Сильные для организации и слабые для конкурентов стороны — наилучшая база для наступательных инициатив.

С какими стратегическими проблемами сталкиваются организации. Необходимо разработать как можно более полный перечень вопросов, ответы на которые требуются для создания стратегии. Этот перечень составляется по результатам анализа состояния организации, отрасли и конкурентов. Основной акцент делается на выводах о слабых и сильных сторонах организации, а также на соображениях, которые должны быть учтены менеджерами при разработке стратегии.

Ключевые слова: Организация, Анализ
Источник: Лапыгин Ю.Н., Бизнес-план. Стратегии и тактика развития компании
Материалы по теме
Организационно-управленческий анализ
Корпоративный менеджмент
Предмет и объекты экономического анализа. Роль анализа финансово-хозяйственной деятельности в управлении организацией
Финансовый Анализ Управление Финансами, Н.Н. СЕЛЕЗНЕВА, А.Ф. ИОНОВА, г. Москва 2006
Структурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля в конфликтной ситуации работников организации
Р. И. Остапенко
Понятие расходов организации
Финансовый Анализ Управление Финансами, Н.Н. СЕЛЕЗНЕВА, А.Ф. ИОНОВА, г. Москва 2006
Виды бюрократических структур управления организациями
Менеджмент. Учебное пособие
Процесс политического анализа
Соловьев А.И., Политология: Политическая теория, политические технологии:. Учебник для...
Подчиненные в организации
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Инновационные цели организации
Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд. — СПб.: Питер, 2008...
Оставить комментарий