Роль стратегического планирования в управлении компанией

Стратегия определяет рамки будущего развития компании, а именно то, какими видами деятельности она будет заниматься, на каком сегменте рынка будет работать и то, каким образом будут "проинсталлированы" бизнес-процессы компании. В тоже время, основой управления бизнесом является не просто разработка стратегии, а и ее адаптация к специфике деятельности компании с последующей поэтапной реализацией. Стратегия представляет собой комплексный план управления бизнесом компании. Она направлена на укрепление рыночного положения компании и обеспечение координации действий подразделений с возможностью успешно конкурировать на рынке, привлекать клиентов и достигать глобальных целей.

Стратегия подразделяется на общекорпоративную, функциональную и операционную. Стратегия корпоративного уровня является инструментом распределения ресурсов между подразделениями. В тоже время, корпоративную стратегию нельзя назвать суммой составляющих стратегий подразделений. Самостоятельные подразделения имеют свои стратегии — функциональные и операционные, которые должны четко и конкретно описывать цели этих подразделений — на каких позициях они находятся сейчас и к чему они должны прийти в будущем, а также программу действий — как именно они будут двигаться к данной цели.

Фактически стратегия — это набор рекомендаций, которых компания планирует придерживаться для достижения поставленной цели. Иными словами, стратегия — это не только то, чем компания будет заниматься в будущем, но и ограничения: чем компания не планирует заниматься.

Безусловно, ответственным за составление корпоративной стратегии является управление компании даже в тех случаях, когда в штате предприятия есть отдел стратегического развития. Важным моментом при разработке стратегии является оценка ее на реализуемость. Основной критерий реализуемости стратегии и достижения поставленных целей — наличие необходимого для этого ресурса, в первую очередь капитала. В том случае, когда компания оценивает стратегию как реализуемую, она осуществляет постановку целей для компании в целом и каждого из ее подразделений в отдельности. Глубже понять цикл стратегического управления в компании поможет процесс стратегического управления, который схематично представлен на рис. 1.1.

Процесс выработки стратегии осуществляется путем выбора направления развития компании. Данный выбор будущего развития компании описывается двумя основными составляющими:

  • миссией компании;
  • видением развития.

Миссия компании определяет положение и деятельность компании в настоящий момент, а также долгосрочный курс, который на основе миссии определит стратегический путь развития компании. При формулировании миссии компании необходимо учитывать три основные ее элемента:

  • потребности покупателя, т.е. то, что должна удовлетворить компания в результате своей деятельности;
  • объект обслуживания — группа потребителей результатов деятельности компании;
  • предполагаемые действия, необходимые технологии и знания — как компания планирует создавать потребительскую ценность и этим удовлетворять потребности клиентов.

Если все это обобщить, то бизнес компании определяется покупательскими потребностями, которые она удовлетворяет; целевыми группами потребителей, с которыми она работает; действиями, которые она предпринимает; технологиями и знаниями, которыми компания обладает.

На базе выбранной миссии компания формирует стратегическое видение своего развития. Обычно стратегическое видение определяется минимум на пять лет и включает в себя следующие элементы:

  • изменения в том сегменте рынка, с которым связана деятельность компании, и их влияние на развитие компании;
  • изменение потребностей покупателей, которые компании необходимо удовлетворять;
  • изменение и появление новых потребительских сегментов, которые желательно освоить;
  • новые географические или товарные рынки, на которые необходимо выйти;
  • имидж компании через пять лет и ее будущее.

Процесс разработки стратегии компании основан на изучении всех возможных направлений развития деятельности и заключается в выборе общего направления, рынков для освоения, обслуживаемых клиентских сегментов, моделей бизнеса, методов конкуренции. Другими словами, стратегия — это выбор путей развития и методов ведения бизнеса, которые направлены на достижение целей компании.

Стратегия неразрывно связана с моделью бизнеса, т.е. экономической составляющей стратегического развития. Модель бизнеса на основании показателей прибыли, а также издержек, получаемых в результате реализации стратегии, показывает, насколько экономическая составляющая стратегии обеспечивает жизнеспособность компании.

Стратегия задает ориентиры во всех сферах деятельности компании, и определяет основу для координации работы всех подразделений компании.

Логическим завершением выбора направления стратегического развития компании является постановка целей, которых должна достигнуть компания в течение периода стратегического планирования.

Источник: 
Немировский И.Б., Старожукова И.А., Бюджетирование
Материалы по теме
Планирование в менеджменте
Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС,...
Планирование процесса управления качеством
Ребрин - Управление качеством
Планирование управления риском
К. Хелдман.,Профессиональное управление проектом
Управленческий цикл
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Принципы управления качеством
Управление конкурентоспособностью организации
Виды управленческого контроля
Менеджмент. Учебное пособие
Система управления инвестиционной деятельностью
Под редакцией Афоничкина А.И. - Основы менеджмента (Учебник для вузов) - 2007
Миссия организации и цели менеджмента
Менеджмент. Введение в профессию : учебное пособие / В.В. Бондаренко, В.А. Юдина. — М. :...
Оставить комментарий