Роль стратегического планирования в управлении компанией

Стратегия определяет рамки будущего развития компании, а именно то, какими видами деятельности она будет заниматься, на каком сегменте рынка будет работать и то, каким образом будут "проинсталлированы" бизнес-процессы компании. В тоже время, основой управления бизнесом является не просто разработка стратегии, а и ее адаптация к специфике деятельности компании с последующей поэтапной реализацией. Стратегия представляет собой комплексный план управления бизнесом компании. Она направлена на укрепление рыночного положения компании и обеспечение координации действий подразделений с возможностью успешно конкурировать на рынке, привлекать клиентов и достигать глобальных целей.

Стратегия подразделяется на общекорпоративную, функциональную и операционную. Стратегия корпоративного уровня является инструментом распределения ресурсов между подразделениями. В тоже время, корпоративную стратегию нельзя назвать суммой составляющих стратегий подразделений. Самостоятельные подразделения имеют свои стратегии — функциональные и операционные, которые должны четко и конкретно описывать цели этих подразделений — на каких позициях они находятся сейчас и к чему они должны прийти в будущем, а также программу действий — как именно они будут двигаться к данной цели.

Фактически стратегия — это набор рекомендаций, которых компания планирует придерживаться для достижения поставленной цели. Иными словами, стратегия — это не только то, чем компания будет заниматься в будущем, но и ограничения: чем компания не планирует заниматься.

Безусловно, ответственным за составление корпоративной стратегии является управление компании даже в тех случаях, когда в штате предприятия есть отдел стратегического развития. Важным моментом при разработке стратегии является оценка ее на реализуемость. Основной критерий реализуемости стратегии и достижения поставленных целей — наличие необходимого для этого ресурса, в первую очередь капитала. В том случае, когда компания оценивает стратегию как реализуемую, она осуществляет постановку целей для компании в целом и каждого из ее подразделений в отдельности. Глубже понять цикл стратегического управления в компании поможет процесс стратегического управления, который схематично представлен на рис. 1.1.


Процесс выработки стратегии осуществляется путем выбора направления развития компании. Данный выбор будущего развития компании описывается двумя основными составляющими:

  • миссией компании;
  • видением развития.

Миссия компании определяет положение и деятельность компании в настоящий момент, а также долгосрочный курс, который на основе миссии определит стратегический путь развития компании. При формулировании миссии компании необходимо учитывать три основные ее элемента:

  • потребности покупателя, т.е. то, что должна удовлетворить компания в результате своей деятельности;
  • объект обслуживания — группа потребителей результатов деятельности компании;
  • предполагаемые действия, необходимые технологии и знания — как компания планирует создавать потребительскую ценность и этим удовлетворять потребности клиентов.

Если все это обобщить, то бизнес компании определяется покупательскими потребностями, которые она удовлетворяет; целевыми группами потребителей, с которыми она работает; действиями, которые она предпринимает; технологиями и знаниями, которыми компания обладает.

На базе выбранной миссии компания формирует стратегическое видение своего развития. Обычно стратегическое видение определяется минимум на пять лет и включает в себя следующие элементы:

  • изменения в том сегменте рынка, с которым связана деятельность компании, и их влияние на развитие компании;
  • изменение потребностей покупателей, которые компании необходимо удовлетворять;
  • изменение и появление новых потребительских сегментов, которые желательно освоить;
  • новые географические или товарные рынки, на которые необходимо выйти;
  • имидж компании через пять лет и ее будущее.

Процесс разработки стратегии компании основан на изучении всех возможных направлений развития деятельности и заключается в выборе общего направления, рынков для освоения, обслуживаемых клиентских сегментов, моделей бизнеса, методов конкуренции. Другими словами, стратегия — это выбор путей развития и методов ведения бизнеса, которые направлены на достижение целей компании.

Стратегия неразрывно связана с моделью бизнеса, т.е. экономической составляющей стратегического развития. Модель бизнеса на основании показателей прибыли, а также издержек, получаемых в результате реализации стратегии, показывает, насколько экономическая составляющая стратегии обеспечивает жизнеспособность компании.

Стратегия задает ориентиры во всех сферах деятельности компании, и определяет основу для координации работы всех подразделений компании.

Логическим завершением выбора направления стратегического развития компании является постановка целей, которых должна достигнуть компания в течение периода стратегического планирования.

Ключевые слова: Планирование, Управление
Источник: Немировский И.Б., Старожукова И.А., Бюджетирование
Материалы по теме
Планирование в менеджменте
Основы менеджмента : учебное пособие / В.Л. Полукаров. — 2-е изд., перераб. — М.: КНОРУС,...
Планирование управления риском
К. Хелдман.,Профессиональное управление проектом
Планирование процесса управления качеством
Ребрин - Управление качеством
Управленческий цикл
Ладанов И.Д., Практический менеджмент
Управление внутригрупповыми и межгрупповыми конфликтами
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Классификация и требования к органам управления
...
Графические методы планирования
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Психология кадрового менеджмента и подготовка руководителя
...
Оставить комментарий