Планирование представляет собой наиболее существенную из всех менеджерских функций, поскольку связано с целями, альтернативным выбором, определяет действия как перспективные, так и текущие. Планирование находит отражение во всех функциях менеджмента, но логически предшествует им, т. е. менеджер организует, контролирует, стимулирует и руководит в соответствии с планами.
Планирование — это базовая, стартовая функция менеджмента. Именно с составления планов начинается деятельность любой организации.
Планирование— процесс о пределения целей и приоритетных направлений развития организации, а также программы действий по их достижению.
Планирование — это заблаговременное решение вопросов: Что следует сделать? Когда следует сделать? Как следует сделать? Кто должен сделать? У планирования есть пять важных целей:
- снизить отрицательный эффект неопределенности внешней среды;
- сосредоточить внимание на главных задачах: добиться экономичного функционирования; способствовать интеграции деятельности различных подразделений в достижении целей предприятия;
- облегчить контроль. Для того чтобы планирование было эффективным, оно должно опираться на разнообразную и достоверную информацию о состоянии внешней среды, оперативно «улавливать» и предвидеть все происходящие в ней изменения.
В зависимости от возможности отслеживания состояния внешней среды выделяются:
- плановое реагирование (выявление изменений, происходящих во внешней среде, и адаптация структуры организации и ее деятельности к этим изменениям);
- упреждающее тонирование (будущие характеристики внешней среды прогнозируются, и, соответственно, характер будущей плановой деятельности «подстраивается» под ожидаемые внешние условия);
- активное плановое воздействие (определяются желательное состояние внешней среды и способы достижения такого состояния).
Само состояние внешней среды может квалифицироваться как контролируемое, частично контролируемое или неконтролируемое.
Существует несколько разновидностей планов, их можно сгруппировать следующим образом:
По уровню управления:
- корпоративные;
- отдельного предприятия;
- подразделения предприятия;
- проекта;
- задачи.
По временному признаку:
- перспективные (до 10—15 лет);
- среднесрочные (до 3 лет);
- годовые;
- оперативные (на квартал, месяц).
По типу:
- операциональные;
- тактические;
- стратегические;
- нормативные (бюджетные).
По временной ориентации в технологии разработки:
- реактивные (ориентация у плановиков на прошлое);
- инактивные (ориентация у плановиков на настоящее);
- преактивные (ориентация на будущее — упреждение);
- интерактивные (ориентация на взаимодействие, учитывает прошлое, настоящее и будущее как различные, но неразделимые аспекты планируемого).
По объекту (предметной области):
- производство;
- маркетинг;
- капитальное строительство;
- материальное снабжение и запасы;
- кадры;
- финансы;
- организационный;
- развитие (совершенствование);
- бизнес-план.
По составу лиц, участвующих в планировании: традици-онное, осуществляемое профессиональными плановиками; партисипативное — с вовлечением в процесс планирования всех, кого оно непосредственно затрагивает.
План — это документ, фиксирующий решения относительно целей, стратегий, программ и распределения ресурсов. Чем сложнее объект планирования, тем больше планов, сложных и многосторонних, используется в управлении.
План с изложением ожидаемых результатов в числовом выражении — это бюджет. В узком смысле назначение бюджета состоит в сравнении фактических затрат с плановыми показателями и осуществлении на этой основе контроля. В более широком определении бюджет является финансовым планом, а также планом использования трудовых и материальных ресурсов.
На предприятии разрабатывается много видов бюджетов, которые можно объединить: в основной, операционный, финансовый.
Основной бюджет определяет потребности в капитале для достижения поставленных целей. Он состоит из трех финансовых документов:
- прогноза счета прибылей и убытков;
- прогноза движения денежных средств;
- прогноза баланса предприятия.
Основной бюджет разрабатывается на базе операционного и финансового. Первый состоит из бюджетов:
- продаж;
- производства;
- запасов;
- затрат на материалы;
- накладных расходов;
- прямых затрат на оплату труда;
- коммерческих расходов;
- управленческих расходов;
- прибылей и убытков.
Финансовый бюджет включает:
- инвестиционный бюджет;
- кассовый бюджет;
- балансовый отчет.
Фундаментом бюджетирования является правильная оценка объема продаж, а следовательно, хорошо «поставленные» маркетинговые исследования и как их результат — план маркетинга.
К сожалению, бюджеты быстро устаревают. Существует два направления смягчения этого недостатка:
- создание «роллинг»-бюджетов. В каждый квартал годового бюджета вносятся небольшие дополнения, цель которых — переоценить следующие девять месяцев;
- гибкое отношение к бюджету. Внесение изменений в существующий бюджет по мере их появления.