Психические состояния

В эмоциях отражаются отношения человека к тем или иным событиям, явлениям, людям в виде переживаний. Но роль эмоций в нашей жизни не ограничивается субъективными отношениями. Переживаемые эмоции являются также фоном, на котором протекают все остальные психические процессы. В каждый момент времени человек испытывает определенные чувства, которые различаются по качеству и интенсивности, колеблясь от слабо осознаваемых переживаний до великих страстей. Эти временные изменения в психике человека получили название психических состояний.

Крупнейший специалист в области исследования психических состояний Н. Д. Левитов определял их как целостную характеристику психической деятельности и поведения человека за определенный период времени, показывающую своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующих состояний и свойств личности. Иными словами, различные формы поведения и деятельности человека протекают на фоне некоторой совокупности состояний, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на адекватность и успешность поведения и деятельности в целом. Наиболее актуальными являются состояния утомления, монотонии и психической напряженности как наиболее часто встречающиеся в жизни человека.

Утомление определяют как временное снижение работоспособности под влиянием длительных нагрузок.

С физиологической точки зрения развитие утомления свидетельствует об истощении внутренних резервов организма и переходе его на менее эффективные способы функционирования. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность и координированность движений.

С психологической точки зрения утомление — это своеобразно переживаемое психическое состояние, в котором, по мнению Н. Д. Левитова, можно выделить следующие компоненты:

  • чувство неуверенности в правильности действий, невозможность поддерживать работоспособность на прежнем уровне;
  • расстройства внимания (снижение объема, нарушение процессов переключения и распределения, отвлекаемость);
  • расстройства сенсорных процессов, снижение чувствительности различных анализаторных систем;
  • нарушение двигательных функций (замедление простых и сложных двигательных реакций выбора, разрушение сложных навыков. Однако иногда с ростом утомления наблюдается парадоксальное ускорение двигательных реакций, которое сопровождается снижением точности движений. В целом человек становится вялым, малоактивным или, наоборот, хаотично активным);
  • нарушение памяти (ухудшение процессов воспроизведения, затруднение извлечения информации из долговременной памяти);
  • нарушение мышления (поиск новых решений подменяется готовыми стандартными ответами); стереотипность (неупорядоченность и дезорганизация процессов мышления);
  • трансформация мотивов деятельности (деловая мотивация заменяется мотивами ухода от деятельности);
  • ослабление воли (снижение выдержки, решительности и самоконтроля, исчезновение настойчивости);
  • сонливость как результат развития охранительного торможения. Человек часто засыпает в любом положении, даже стоя или на ходу.

Состояние утомления развивается постепенно. Легкое утомление сопровождает практически любую деятельность и может восприниматься даже как положительное состояние. Но по мере отягощения и подключения новых психологических компонентов оно становится нежелательным явлением. Скорость развития утомления и степень его выраженности зависят не только от объективных обстоятельств, но и от субъективных причин. Среди последних наиболее важными являются возраст, пол, физическое развитие, состояние здоровья, мотивация, уровень развития волевых качеств.

Близким, но не тождественным утомлению является состояние монотонии. В то время как утомление — естественная реакция организма на чрезмерно длительную или интенсивную работу, состояние монотонии — результат однообразия деятельности (бедность внешней информации, несложные стереотипные действия и т. д.). По своему влиянию на деятельность монотония стимулирует утомление: работоспособность падает значительно раньше, чем развиваются объективные признаки утомления. Но если внести разнообразие в деятельность, то работоспособность поднимается до прежнего уровня. Таким образом, если при утомлении наблюдается прогрессивное падение работоспособности, то при монотонии — скачкообразные ее колебания. Подверженность человека монотонии зависит от индивидуально-психологических способностей. Главным образом это относится к мотивации и чертам личности. Положительная мотивация, высокое чувство ответственности препятствуют развитию монотонии.

Устойчивость к развитию монотонии, по результатам исследований, связана со свойствами нервной системы. Монотофильный тип нервной системы (устойчивый к монотонии) характеризуется инертностью и слабостью нервных процессов; монотофобный тип (подверженный монотонии) — подвижностью и силой нервных процессов. Кроме того, женщины более терпеливы в монотонной работе, чем мужчины. Люди, положительно относящиеся к монотонной работе (монотофилы), умеют находить интерес и новизну даже в повторяющихся операциях, либо же способны отвлекаться от однообразной деятельности, думая о своем, мечтая или предаваясь воспоминаниям.

Существуют определенные приемы предупреждения монотонии:

  • повышение заинтересованности в выполнении однообразных действий, осознание их необходимости, понимание соотношения глобальных целей и отдельных этапов работы;
  • периодическая смена приемов и ритма выполнения действий;
  • использование посторонних раздражителей, например, функциональной музыки;
  • разнообразие внешних условий деятельности, ослабляющих впечатление повторяемости и однообразия.

Состояние психической напряженности возникает в усложненных условиях деятельности, к которым относятся: ограничение времени на выполнение какой-либо работы, ситуации повышенной ответственности — экзамены, соревнования, необходимость действовать в присутствии начальства, а также недостаток информации.

Состояние психической напряженности зависит от условий деятельности и в то же время само влияет на ее эффективность. Умеренное психическое напряжение характеризуется повышенной активностью, хорошим самочувствием, мотивированностью на достижение высоких результатов. Повышенное напряжение сопровождается чувством дискомфорта, растерянности и обычно приводит к срывам деятельности.

Существует определенная закономерность между успешностью деятельности и уровнем психической напряженности. Впервые она была обнаружена в экспериментах Йеркса и Додсона в 1908 г. В этих экспериментах изучалась зависимость скорости научения от силы мотивации. Мотивация, особенно мотив избегания наказания, является одной из причин возникновения состояния напряженности. Оказалось, что наиболее успешное научение происходит при умеренной мотивации. Слабая и слишком сильная мотивация увеличивают время научения. Эта закономерность справедлива как для крыс, цыплят и кошек, так и для человека. Оптимум мотивации различается для заданий разного уровня сложности. Для более сложных задач этот оптимум обычно ниже.

Современные   исследования   отечественных   психологов (В. Л. Марищук, Е. А. Милерян, К. К. Платонов и др.) показали, что кроме общих закономерностей влияния напряженности на поведение и эффективность деятельности существуют и индивидуальные различия в реагировании. Наиболее часто выделяют четыре формы поведения в экстремальных условиях:

  1. Напряженный тип поведения проявляется в общей заторможенности, скованности, напряженности и импульсивности действий и движений. Люди с таким типом поведения в стрессовых условиях (экзамен, ожидание важных результатов, отказа в работе приборов) кусают губы, их внимание приковано к случайным объектам, на неожиданные или эмоционально значимые факторы они реагируют сильно и импульсивно, действуют лихорадочно и хаотично.
  2. Тормозной тип поведения характеризуется почти полной заторможенностью действий в неожиданных, ответственных или эмоциональных ситуациях.
  3. Трусливый тип поведения заключается в том, что человек в ответственных ситуациях отказывается от выполнения своих функций. Наблюдаются апатия, пассивность, стремление уклониться от всякого вмешательства в ход событий.
  4. Прогрессивный тип поведения. Существует такая категория людей, которые в экстремальных условиях достигают наибольшей эффективности деятельности. Эти люди как бы сами ищут опасности. Сложности их воодушевляют, прибавляют оптимизма, повышают работоспособность, мобилизуют физические и психические силы.

Психологи видят три основные способа профилактики повышения психической напряженности:

  • психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях;
  • воспитание эмоциональных, моральных и волевых качеств личности, которые способствуют возможности управления психическими состояниями;
  • создание благоприятного психологического климата и оптимизация условий деятельности.
Ключевые слова: Психика
Источник: ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник. Под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М. К. Тутушкиной
Материалы по теме
Структура психики
...
Закономерности психического развития в онтогенезе
Слободчиков В.И., Психология развития человека
Особенности психического развития в дошкольном возрасте
Марцинковская. Детская практическая психология
Нарушение психических функций при поражении вторичных полей кожно-кинестетического анализатора
Нейропсихология: учебник для вузов / М.Е. Баулина. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — 391 с...
Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет
Урунтаева Г.А., Детская психология
Психические расстройства при сосудистых заболеваниях головного мозга
Краткий курс по судебной психиатрии : учеб. пособие / А.В. Горшков, Г.Р. Колоколов. — М. :...
Мозговая организация психических процессов
Семенович А.В., Введение в нейропсихологию детского возраста
Клинический метод диагностики психического расстройства
Справочник по психиатрии / Н.М. Жариков, Д.Ф. Хритинин, М.А. Лебедев. — М.: ООО «...
Оставить комментарий