Сущность неосознаваемых процессов и состояний

Психика имеет две сферы: сознания и бессознательного. Тема бессознательного впервые была поставлена на обсуждение Г. Лейбницем (XVIII в.), а свою научную концепцию получила в трудах 3. Фрейда (конец XIX в.). В частности, 3. Фрейд различал четыре уровня функционирования психики:

  • бессознательное (как совершенно недоступные сознанию явления);
  • подсознательное (как явления, воспроизводимые сознанием, но с помощью особых приемов);
  • досознательное (как осознаваемое, но лишь при необходимости);
  • сознание (как явления, поддающиеся волевой регуляции).

Было показано, что содержательная емкость не осознаваемых индивидом процессов превосходит емкость осознаваемой информации. Неосознаваемое — это такие психические процессы и состояния, которые обусловлены поступающими воздействиями, но вместе с тем человек не дает себе отчета об их влиянии. Они просто не отражаются в его сознании.

Психика бессознательного еще не имеет устоявшейся классификации. Синтез точек зрения различных авторов позволяет выделить в сфере бессознательного ряд психических процессов и состояний, изученных к настоящему времени с неодинаковой степенью детальности.

Неосознаваемые автоматизмы - это действия, реализуемые человеком без контроля со стороны сознания. Те из них, которые никогда не находились под таким контролем, называются автоматическими («Я сделал это автоматически», - говорим мы иногда). Обычно их происхождение врожденное. Примеры:

  • расширение зрачков глаз при ощущении боли;
  • периодическое мигание.

Те же действия, которые вначале нуждались в контроле со стороны сознания, но в результате их постоянной повторяемости потеряли такую потребность, называют автоматизированными, или навыками. Это типовые, часто повторяющиеся задачи, решая которые человек действует как бы «на автопилоте». Примеры:

  • «автоматическое» перемещение ног при обычной ходьбе (прохаживаясь, человек может быть занят мыслями о проблеме, совершенно не связанной с ходьбой);
  • поддержание своего тела в равновесии при обычной ходьбе;
  • печатание несложного текста;
  • восприятие смысла бегло прочитанного текста без осознания значения каждой отдельной буквы;
  • непроизвольное узнавание ранее виденных образов при их случайном повторном восприятии («Я где-то это видел!»).

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий - действия непроизвольного типа, играющие роль своеобразного «кортежа» для основного целенаправленного и мотивированного действия. Примеры:

  • гримаса (искаженное выражение) лица при глотании чего-то горького, кислого, острого;
  • поглаживание пальцами висков при мысленном поиске решения в сложной ситуации;
  • непроизвольное открытие рта при наблюдении чего-то удивительного, необычного;
  • проективные действия индивида при выполнении проективного теста (см. подразд. 2.2.7);
  • явления идеомоторных актов (мышечные напряжения при усиленном мысленном представлении какого-либо действия);
  • изменение артериального давления, электрической активности головного мозга, потоотделения, фокусировки зрения при ответах на вопросы существенной значимости для индивида (при испытании подследственных на полиграфе).

Неосознаваемые установки (по Д. Н. Узнадзе). Это состояние моторной, умственной и перцептивной готовности организма, предшествующее реагированию (действию) человека на какой-то внезапный раздражитель. Примеры;

  • априорная внутренняя установка следователя на виновность подследственного как первопричина некритического анализа реальных событий, сопутствующих преступлению, и ошибочности конечных выводов;
  • посадка самолета «на брюхо» как ошибка пилота, вызванная не его забывчивостью, а уверенным априорным виртуальным представлением о том, что шасси выпущено;
  • неосознаваемое различие в оценке роста одного и того же человека, представленного студентам как профессор, доцент и ассистент (реальный опыт).

Невротические симптомы - сильные энергетические очаги полученных когда-то индивидом психических травм, пережитых им и постепенно вытесненных в сферу бессознательного. Они не находятся под постоянным контролем сознания, но проявляют себя при обстоятельствах, психологически соответствующих тем, при которых когда-то появились. Человек вновь переживает их. Примеры:

  • случай падения ребенка с забора, лестницы, крыши сарая может навсегда оставить «в наследство» чувство неосознанной боязни высоты;
  • сильные обиды и унижения, многократно испытанные индивидом в раннем возрасте, вызывают у него впоследствии взрывы негодования, зачастую неадекватные текущей объективной ситуации.

Ошибочные акты. Любая непроизвольная ошибка, допущенная индивидом в процессе выполнения какой-либо работы, разговора, конспектирования, есть результат скрытых от сознания переживаний. Случайные оговорки и описки появляются в результате внутреннего противостояния преднамеренных и бессознательных побуждений человека, скрывающего истинные мотивы. Примеры:

  • забывание индивидом фамилий людей как результат недостаточной значимости их личностей для него;
  • воспетые юмористами-профессионалами сцены семейной жизни, когда неверный муж случайно называет жену именем своей любовницы.

Hадсознательные процессы (по Ю. Б. Гиппенрейтер). Сознанию иногда не под силу «в одиночку» осуществить некоторые действия, особенно те, которые касаются интеллектуальной сферы. Более того, результаты появляются как бы сами по себе, внезапно. Это - вклад бессознательного. Примеры:

  • интуитивное решение задачи или ситуации, появляющееся внезапно и не поддающееся самоанализу;
  • любовь к асоциальному человеку, опасному преступнику.

Конечно, в мире все связано причинно-следственными отношениями. «Надсознательные» процессы -это следствие продолжительной и интенсивной предварительной работы сознания. Вполне возможно, что в подобных ситуациях задействуется генетическая память, связанная с долговременной. Она определяет направленность мыслительных процессов в данный момент времени на поставленную задачу (как бы подает «тележку» с информацией, необходимой для решения текущей задачи, которую сознательно поставил для себя человек).

Измененные состояния сознания (ИСС). Они появляются в результате употребления психотропных веществ (наркотики, алкоголь, транквилизаторы, табак, кофе и др.), специальных психотехник и приемов (гипноз, медитации, патологические изменения и др.). ИСС характеризуются качественным сдвигом в работе психики. Согласно теории И. Павлова при определенных состояниях ЦНС наблюдается некоторая заторможенность коры больших полушарий. Работа нервных клеток перестает подчиняться правилу силовых отношений: чем сильнее раздражитель, тем интенсивнее ответная реакция. В состоянии заторможенности клетки не реагируют на сильный раздражитель, зато слабый вызывает у них сильную реакцию. Слабые раздражители создают мощные очаги (пункты) возбуждения, которые в свою очередь изменяют обычное течение психических процессов.

Каждый из многочисленных типов психотропных средств (наркотики, алкоголь, химические вещества) по-своему воздействует на психические процессы и поведение человека. Общим является то, что все они нарушают процессы передачи и обработки информации человеком: сигналы либо блокируются, либо ускоряются, либо искажаются.

Гипноз также переводит стрелку работы психики с уровня сознания на уровень подсознания. Все методы гипноза основаны на приемах отключения сознания. Главное здесь - заставить, интенсивно работать «чувственное» правое полушарие головного мозга и отправить «на кратковременный отдых» умное, логичное левое полушарие.

При различных видах медитации внимание человека концентрируется на резко ограниченном числе раздражителей, уменьшая тем самым сферу деятельности сознания. Создается доминанта - сильный очаг возбуждения в коре головного мозга. Именно она позволяет настроить человека на мистическую волну, поверить в любое чудо.

В последнее время много говорят о технологиях кодирования личности. Кодирование - это жесткое императивное внушение, которое является стрессовым видом психологического воздействия на человека. Технологии кодирования предполагают возможность применения фармакологических психотропных средств.

Ключевые слова: Психика
Материалы по теме
Психика и организм
Психология : учебное пособие : в 2 т. Т. 1 / автор-составитель А. Р. Трощий. - Ульяновск :...
Виды развития психики
Григорович Л.А., Педагогика и психология
Архитектоника психической деятельности
...
Основы функции психики. Особенности психического отражения
Столяренко Л.Д., Основы психологии
Формы психических расстройств с астеническим синдромом
В.В. Шевляков. Медицинская психология - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Сознание как высшая форма психики
Андреева, И. Н., Основы психологии и педагогики : учеб.-метод. комплекс для студентов техн....
Закономерности психического развития
Урунтаева Г.А., Детская психология
Изменение психических функций в период взрослости
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Оставить комментарий