Структура и функции аттитюда

В своем подходе к структуре аттитюда, разработанном в 1942 г., М.Смит представлял социальную установку как осознание (когнитивный компонент), оценку (аффективный компонент) и поведение (конативный, поведенческий компонент) в отношении социального объекта. В настоящее время в связи с особым интересом к изучению аттитюдных систем структура аттитюда определяется более широко. Аттитюд выступает как "ценностная диспозиция, устойчивая предрасположенность к определенной оценке, основанная на когнициях, аффективных реакциях, сложившихся поведенческих намерениях ( интенциях) и предшествующем поведении, способная в свою очередь влиять на познавательные процессы, на аффективные реакции, на складывание интенций и на будущее поведение" (Zanna M.P., Rempel J.K., 198 8 - цит. по: Зимбардо Ф., Ляйппе М, 2000. С.46). Таким образом, поведенческая составляющая социальной установки представлена не только непосредственным поведением (некоторыми реальными, уже осуществленными действиями), но и интенциями, Поведенческие интенции могут включать в себя различные ожидания, стремления, замыслы, планы действий- все, что только намеревается сделать человек. При этом интенции в конечном счете не всегда могут найти свое воплощение в реальных действиях человека, в его поведении.

Что касается когнитивной составляющей, то в нее могут входить убеждения, представления, мнения, все когниции, образованные в результате познания социального объекта. Аффективные реакции представляют собой различные эмоции, чувства и переживания, связанные с объектом установки. Сама же установка выступает как суммарная оценка ( оценочная реакция), включающая в себя все перечисленные компоненты.

Необходимо подчеркнуть, что все элементы установочной системы взаимосвязаны и представляют собой систему реакций, специфичную для каждой конкретной личности. Поэтому изменение одного компонента может вызвать изменение какого-либо другого. Так, например, изменение убеждений относительно некоего социального объекта может привести к изменению установки, а вслед за этим и к изменению поведения в отношении данного социального объекта.

Кроме того, элементы системы могут выходить за рамки одной установочной системы и "устанавливать" взаимосвязи с элементами другой. Например, одна и та же когниция может быть взаимосвязана с различными установками. Если изменится эта когниция, можно предположить, что изменятся и обе установки (Зимбардо Ф., Ляйппе М., 2000).

Структура аттитюда (или установочная система) не может рассматриваться отдельно от функций, которые она выполняет. Подход к этой проблеме был намечен еще в 50-е годы в работах М.Смита, Д.Брунера и Р.Уайта (Smith M., Bruner D., White R., 1956). M. Смит и его коллеги выделили три общие функции аттитюда:
• оценка объекта;
• социальное приспособление;
• экстернализация.

Функция оценки объекта заключается в оценивании с помощью аттитюда поступающей из внешнего мира информации и соотнесении ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Установка упрощает задачу изучения новой информации, снабжая человека уже "готовыми" оценочными категориями. Функция оценки объекта, выполняемая аттитюдом, в конечном счете может привести человека к пересмотру фактов реальности в соответствии со своими собственными интересами и потребностями. Таким образом, посредством выполнения этой функции аттитюд включается в процесс социального познания.

С помощью функции аттитюда заключающегося в социальном приспособлении осуществляется помощь человеку в оценке того, как другие люди относятся к социальному объекту.

При этом социальная установка опосредует отношения человека с другими людьми. Основной постулат заключается в том, что аттитюд может выступать как средство сохранения отношения с другими, либо как средство разрыва этих отношений. Установка, по мнению М.Смита и его коллег, может способствовать идентификации человека с группой ( позволяет взаимодействовать с людьми, принимая их установки) или приводит его к противопоставлению себя группе ( в случае несогласия с установками других членов группы).

Экстернализация (функция воплощения) связана с существованием у человека внутренних, неразрешимых проблем. Установка к социальному объекту "является открытым символическим заменителем для скрытой установки, принятой во внутренней борьбе" (Smith М., 1968, p. 43). Таким образом, социальная установка может стать "выразителем" внутренних, глубинных мотивов человека.

Более известной функциональной теорией (имеющей определенное сходство с теорией М. Смита, Д. Брунера и Р. Уайта), является теория Д. Каца (Katz D., 1960). В ней делается попытка интегрировать представления об установке различных теоретических ориентаций: бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии и когнитивизма. Предложив изучать установку с точки зрения потребностей, которые она удовлетворяет, Кац выделяет четыре функции:
• инструментальную (приспособительную, адаптивную, утилитарную);
• эго - защитную;
• функцию выражения ценностей;
• функцию организации знания.

Инструментальная функция выражает приспособительные тенденции поведения человека, помогает увеличить вознаграждения и уменьшить потери. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Кроме того поддержка определенных аттитюдов помогает человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми, поскольку людей скорее привлекает тот, у кого аттитюды сходны с их собственными.

Эго - защитная функция, - аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности, защищает людей от получения неприятной информации о самом себе и о значимых для него социальных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации. Так, например, чтобы повысить свою собственную значимость или же значимость своей группы, человек часто прибегает к формированию негативного аттитюда по отношению к членам аутгруппы.

Функция выражения ценностей (функция ценности, самореализации): - аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него и организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществляя определенные действия в соответствии со своим аттитюдом человек реализует себя в отношении к социальным объектам. Эта функция помогает человеку самоопределиться, понять, что он из себя представляет.

Функция организации знаний - основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. Аттитюды помогают человеку осмыслить действительность, "объясняют" происходящие события или действия других людей. Аттитюд позволяет избежать чувства неопределенности и неясности, задает определенное направление интерпретации событий.

Итак, социальные установки дают упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту или ситуации, они задают направление мыслям и действиям людей. Социальные установки помогают человеку устанавливать и поддерживать свою идентичность, адаптироваться к условиям окружающего мира, выполняют функцию эго-защиты и выражения ценностей. Таким образом, аттитюды активно задействованы как в процессе социального познания, так и в процессе регуляции социального поведения. Как же образуются установки в структуре личности? Какие факторы определяют их формирование? На эти вопросы в социальной психологии существуют разные мнения, зависящие, в частности, от тех научных подходов, в рамках которых разрабатывается проблема формирования аттитюдов.

Источник: 
Белинская Е.П., Социальная психология личности