Психологическая установка — теория, разработанная грузинским психологом Д. М. Узнадзе. Эта теория раскрывает закономерности неосознаваемой регуляции психических состояний, что обеспечивает человеку готовность к действию, выполнению деятельности, направленной на удовлетворение собственных потребностей.
В классическом варианте установка человека — это первичная, неосознанная реакция на ситуацию, в которой он осознает и решает задачи.
Следовательно, основным условием создания актуальной установки являются:
- потребность,
- ситуация,
- процесс удовлетворения потребности или решения задачи.
В случае возникновения одних и тех же условий, установка способна закрепляться, и тогда создается фиксированная установка, которая и освобождает сознание человека от акта принятия решения действовать так, а не иначе.
В зависимости от того, на какой компонент деятельности направлена установка, выделяют три типа регуляции деятельности человека:
- смысловые установки, когда их предметом становиться мотивационная деятельность;
- целевые установки — осознание продукта, который должен быть создан действиями;
- операционные установки — способность осуществлять регуляцию деятельности, соответственно условиям ее осуществления.
Функции установки, ее эффекты и содержание раскрываются в саморегуляции деятельности. А именно:
Во-первых, установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный процесс осуществления действий, то есть является механизмом стабилизации, который сохраняет их направленность в беспрерывно меняющихся условиях деятельности.
Во-вторых, фиксированная установка освобождает сознание человека от необходимости принимать решение и произвольно контролировать действия в стандартных и известных условиях.
В-третьих, установка может стать фактором, который обусловливает инертность, возбудимость действий, их скованность, что создает трудности в приспособлении к новым условиям выполнения деятельности.
Отечественная психология своими исходными позициями считает принципы целостности психической жизни личности, взаимосвязи психических процессов и свойств, развития личности в процессе обучения и воспитания, социальной обусловленности психической жизни человека.