Понятие аттитюда. История его изучения

Под социальной установкой (attitude) в социальной психологии понимается "определенная диспозиция индивида, в соответствии с которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта" (Smith M.B., 1968,-P.26). Этим понятием определяется едва ли не самый важный психологический механизм включения индивида в социальную систему. Аттитюд функционирует одновременно и как элемент психологической структуры личности, и как элемент социальной структуры.

Сложность и многогранность понятия "аттитюд" зачастую служат причиной его неоднозначного толкования. Понимание природы социальной установки, функций, которые она выполняет, определяется концептуальным подходом к ее изучению.

Так, в психоаналитической концепции социальная установка выступает в роли регулятора реакций, уменьшающих внутриличностную напряженность и разрешающих конфликты между мотивами.

Проблема аттитюда в рамках когнитивных теорий в целом решается на основе модели " мыслящего человека" - в центр внимания ставится его когнитивная структура. С этой точки зрения социальная установка представляет собой когнитивное образование, сформированное человеком в процессе его социального опыта и опосредующее поступление и переработку информации к индивиду. При этом наиболее важным отличием аттитюда от других когниций - мнений, представлений, убеждений - признается его способность направлять и регулировать поведение индивида.

Бихевиористы рассматривают социальную установку как опосредствующую поведенческую реакцию - промежуточную переменную между объективным стимулом и внешней реакцией.

Впервые понятие "аттиттюд" было введено в 1918 году социологами У.Томасом и Ф.Знанецким при изучении проблем адаптации польских крестьян, эмигрировавших в Америку. В своей работе "Польский крестьянин в Европе и в Америке" они определили аттитюд как " состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности" (Thomas W.I, Znaniecki F.1918.-P. 279), переживание человеком смысла этой ценности.

Дальнейшая история исследования аттитюдов в американской социальной психологии может быть разделена на несколько основных этапов:
•от введения этого термина в 1918 г. до второй мировой войны (характерная черта этого периода - бурный рост популярности проблемы и числа исследований по ней);
•4 0-50 годы (спад интереса к изучению социальных установок в связи с рядом обнаружившихся затруднений и тупиковых позиций);
•50-60 годы ( возрождение интереса к проблеме, возникновение ряда новых идей, но вместе с тем признаки кризисного состояния исследований);
•70- е годы ( явный застой, связанный с обилием противоречивых и несопоставимых фактов) (Шихирев, 1979).
•80-90- е годы - изучение аттитюда продолжается, нарастающий интерес к нему связан в основном с запросами различных областей практики.

Рассмотрим более подробно, чем определялся каждый период изучения аттитюдов в социальной психологии.

Первый этап изучения установок характеризуется дискуссиями о содержании понятия, а также разработкой способов измерения социальной установки. Вокруг точной дефиниции понятия "аттитюд" была развернута бурная полемика, однако можно сказать, что и до настоящего момента не существует четкого, однозначного его определения. Это связано, с одной стороны, с различными подходами к его изучению, с другой - со сложностью и комплексностью самого явления, получившего название социальной установки.

Наиболее часто цитируемым остается определение аттитюда, данное Г.Олпортом в 1935г. На основании проделанной работы по обобщению всех имевшихся к тому времени определений, он вывел следующее: " Установка есть состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и ( или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан".

В период 30-40-х годов в исследованиях по массовой коммуникации начинает развиваться идея, высказанная ранее Дж.Мидом и связанная с работами "Чикагской школы". Ключевая гипотеза Мида состоит в том, что каждый человек формирует свои установки путем принятия установок других людей. Исследования по массовой коммуникации основываются на следующем обобщении: если источник коммуникации нам нравится, мы склонны принять даваемую им информацию; соответственно, если коммуникатор нам неприятен, мы будем склонны к неприятию содержания информации. Таким образом, в это время изучение установки уже вышло за рамки психологии индивида и аттитюд начинает анализироваться в большей степени как функция структуры межличностных отношений. Такой взгляд на аттитюды, механизм их формирования может быть обозначен как структурный подход (Дэвис Дж.Э., 1972).

Другим аспектом изучения аттитюдов в этот период, как уже было сказано, явилась проблема их измерения. Для измерения установок в 20-30-е годы в основном использовались вопросники. В качестве испытуемых выступали, как правило, студенты, а в качестве индикаторов установок изучались декларируемые мнения по поводу самых разных проблем, связанных с жизнью общества. Одним из первых к измерению аттитюдов приступил Г.Олпорт, при этом, он не только изучал определенные мнения, но и пытался соотнести их с личностными особенностями испытуемых. Шкала Г.Олпорта (разработанная в сотрудничестве с Д.Хартманом), предполагала высказывания респондентов относительно самых разных объектов установки, включая Лигу наций, Ку-клукс-клан и "сухой закон". Чрезвычайно важной новацией Г. Олпорта было введение экспертной процедуры, сыгравшей значительную роль в разработке Л.Терстоуном " шкал равных интервалов".

С именем Л.Терстоуна в социальной психологии связывается конструирование установочных шкал, предназначенных для измерения позитивной или негативной напряженности отношения человека к какому-либо социальному объекту, явлению или социальной проблеме. Для получения сравнимых показателей разных шкал были придуманы специальные процедуры: равенство расстояний между единицами измерений шкал и одномерность ( однородность) вопросов. Кроме этого, методика требовала участия в работе экспертов, классифицировавших утверждения, полученные первоначально в опросе респондентов. Процедура конструирования шкалы равных интервалов разрабатывалась Л.Терстоуном по аналогии с процедурами поиска психофизиологических порогов восприятия.

Л.Терстоун и его сотрудники (Ю.Чейв, Х.Смит, Д.Дроба и др.) выполнили в конце 20... - начале 30-х годов с помощью такого рода процедур целую серию исследований, посвященных измерению отношения к войне, смертной казни, церкви, цензуре и многим другим общественным институтам, а также обычаям, традициям, проблемам расовой и национальной принадлежности. Сам Л.Терстоун отмечает в качестве лучшей работы этого периода серию исследований, посвященных влиянию кинофильмов на динамику установок и предвосхитивших многие более поздние работы по изучению эффективности пропаганды. Метод оказал громадное влияние как на социальную психологию, так и на социологию.

В этот период начинается настоящий "бум" создания шкал в терстоуновском стиле.

Следующим шагом в измерении установок явились шкалы Р.Лайкерта, предложившего альтернативу терстоуновской шкале без использования экспертных оценок. Задания для измерения установок отбирались только на основе ответов испытуемых, а единственным критерием отбора служила их внутренняя согласованность этих ответов. В отличие от шкал Терстоуна шкалы Лайкерта более удобны для применения при массовых опросах ( см. Девятко И.Д., 1993.).

О громное количество эмпирических работ, использовавших для изучения установок те или иные измерительные процедуры, к сожалению, не внесло большого вклада в концептуальное осмысление аттитюда. Более того, именно разработка измерительных процедур еще сильнее проявила неопределенность этого явления и поставила множество новых вопросов.

Второй этап (4 0-50-е годы) в разработке проблематики, связанной с социальной установкой, отмечен поисками и изучением ее структурных составляющих. Особый вклад в направлении исследования структуры аттитюда был сделан представителями так называемого " мультикомпонентного взгляда на аттитюд" - М.Смитом (первым сформулировавшим этот подход), а также Д.Кречем и Р.Крачфилдом. В социальной установке было выделено три компонента: когнитивный ( знания об объекте установки), аффективный ( эмоциональная оценка объекта), конативный (поведенческий) компонент ( целенаправленные действия по отношению к объекту).

Третий этап (50-60-е г.г.) - период нового всплеска интереса к социальной установке. Особый интерес вызывала проблема изменения установок, проблема связи ее различных компонентов между собой. В это же время появляются функциональные теории, а также совершенствуются методы измерения установок.

Процесс изменения установок был положен в основу исследований убеждающей коммуникации, осуществлявшихся под руководством К.Ховланда в 50-х годах в Йельском университете США. Предполагалось, что изменение когнитивного компонента установки ( мнения, убеждения) меняет эмоциональное отношение субъекта, т.е. увеличивает или уменьшает чувство симпатии или антипатии к объекту установки.

Модели, направленные на изучение различных условий и механизмов изменения установки, разрабатываются также и в рамках когнитивистской ориентации - в ряде теорий, названных впоследствии теориями когнитивного соответствия.

Четвертый этап (70- 80-е г.г.) - время осмысления ошибок и противоречий, полученных в течение всего периода изучения установки. На этом этапе создается множество " минитеорий", предназначенных объяснить накопленный эмпирический материал по проблеме аттитюда.

Пятый этап (80-90- е г.г.) характеризуется интересом к аттитюдным системам - комплексным образованиям, включающим в себя основные реакции человека на социальный объект (McGuire W.J., 1985).

Кроме изучения аттитюдных систем не ослабевает интерес к проблеме изменения аттитюдов, роли установок в обработке поступающей информации. 80-е годы были отмечены созданием когнитивных моделей убеждающей коммуникации Р.Петти и Дж.Качоппо, а также Ш.Чейкен. Особый интерес представляет рассмотрение проблемы взаимосвязи аттитюдов и поведения. В целом состояние проблемы социальной установки в настоящее время можно выразить словами, сказанными Г.Келмэном еще в середине семидесятых годов: "Аттитюды живы и здоровы и эффективно используются в сфере регуляции деятельности" ( цит. по: Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности.- Л., 1983. С.104)

Наш краткий исторический очерк не был бы полным, если бы мы не коснулись исследования установки в отечественной психологии.

На иболее детально и обстоятельно разрабатывался феномен установки (set) в школе Д.Н.Узнадзе. В 1941 г. в своей работе "Основные положения теории установки" Д.Н.Узнадзе дает определение первичной установке как " целостному отражению, на почве которого может возникнуть или созерцательное, или действенное отражение. Оно заключается в своеобразном налаживании, настройке субъекта, его готовности... к тому, чтобы в нем появились именно те психические или моторные акты, которые обеспечат адекватное ситуации созерцательное или действенное отражение". (Цит. по: Асмолов А.Г., 1996. с.274) Возникновение первичной установки обычно связано с удовлетворением простейших, физиологических потребностей человека в ситуациях хорошо знакомых и несложных. К тому же действие установки осуществляется на бессознательном уровне, что отличает ее от социальной установки, являющейся состоянием сознания человека. В отличие от аттитюда установка (set) не затрагивает вопросов, связанных с анализом социальных ситуаций и социальных объектов, а самое главное- не раскрывает механизма детерминации поведения человека со стороны общества. Таким образом, можно сказать, что установка (set) обеспечивает функционирование организма на индивидуальном уровне, тогда как аттитюд выполняет свои функции на социальном уровне ( на уровне социальной общности, социальной группы).

Разработка проблемы установки была предпринята и в рамках деятельностного подхода А.Н.Леонтьева. Прежде всего это связано с разработкой проблемы смысловой установки ( Асмолов А.Г., Ковальчук М.А., 1977.; Асмолов А.Г., 1979). Смысловая установка представляет собой выражение личностного смысла в виде готовности к определенным образом направленной деятельности и придает деятельности устойчивый характер.

Идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, обсуждается в " концепции отношений человека" В.Н.Мясищева (1960). " Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания" - так определяет В.Н.Мясищев основное понятие своей концепции (Мясищев В.Н.,1995.,- С.16). Отношение сходно с такими понятиями, как диспозиция, предрасположенность, склонность к позиции, т.е. предполагает некоторую направленность возможного поведения, определенную опытом социальной жизни индивида. С аттитюдом понятие " отношение" сближают такие характеристики, как осознанность индивидом, опосредованность социальным опытом, эмоциональная наполненность, избирательность и направленность на определенное поведение.

Другим схожим с понятием " аттитюд" в отечественной психологии является понятие " направленность личности", используемое Л.И.Божович (1969) при изучении формирования личности в детском возрасте. В основе направленности личности лежит возникающая в процессе жизни устойчивая система мотивов. Направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному миру. Она и определяет поведение и деятельность человека в конкретных социальных ситуациях и в отношении к окружающим его людям.

В отечественной психологии и социологии активно разрабатывается и такое понятие, как ценностные ориентации, которые толкуются как система социальных фиксированных установок личности, Ценностные ориентации проявляются личностью в отношении к окружающему миру, в значимых ситуациях ее социальной активности. Они воспринимаются как общая направленность сознания и поведения личности.

Таким образом, в отечественной традиции осуществляется разработка различных понятий, сходных с аттитюдом по функциям и значению для жизнедеятельности человека в социуме. При этом внимание обращено на механизмы реализации не только отдельных поведенческих актов, но и на осуществление целостного поведения и деятельности субъектом.

Источник: 
Белинская Е.П., Социальная психология личности