Психологи-практики и их функции

Психологи, непосредственно обслуживающие пациентов, занимаются их проблемами в случае эмоционального или социального кризиса, другие стремятся помочь решить проблемы, возникающие в области образования или производственной деятельности, третьи пишут программы, готовят анкеты для привлечения внимания людей к различным общественным мероприятиям или непосредственно участвуют в них. Какие же функции они выполняют?

Клинический психолог — его роль не следует путать с ролью психиатра. Клинические психологи работают главным образом в центрах психического здоровья или в консультационных кабинетах. Чаще всего они имеют дело с людьми, которые жалуются на состояние тревоги, выражающееся в функциональных расстройствах эмоционального или сексуального плана, а также на трудности в преодолении неурядиц повседневной жизни. Психолог должен уяснить себе проблему путем бесед с пациентом или психологического обследования, с тем чтобы выбрать и использовать наиболее подходящую терапию.

Психолог-консультант (психоаналитик) — своей главной задачей считает оказание помощи людям, не нуждающимся в психотерапии. К нему, в основном, обращаются с проблемами, касающимися отношений между людьми, чаще всего супружеских или семейных. В таких случаях он должен облегчить налаживание конструктивного диалога между супругами или между родителями и детьми, чтобы они могли разрешить свои проблемы.

Сексолог — пытается оказать помощь людям, озабоченным сексуальными проблемами. В зависимости от серьезности этих проблем он может либо просто помочь клиенту преодолеть какие-то психологические барьеры, либо — в случае более сложных дисфункций психологического происхождения — предложить соответствующее лечение.

Школьный психолог — оказывает психологическую поддержку учащимся, у которых возникают трудности, связанные с процессом адаптации; психолог либо помогает учащемуся разрешить эти проблемы, либо рекомендует соответствующую психотерапию. Он также активно участвует в профориентационной работе: помогает учащимся выбрать специальность или работу, наиболее соответствующую их интересам и способностям.

Промышленному психологу — поручают организацию программ обучения, направленных на повышение производительности труда и чувства сопричастности к делу предприятия у служащих и рабочих. Он может выступать также в роли консультанта как рабочих, так и руководителей производства, предпринимателей и играть важную роль в разрешении конфликтов между ними.

Педагогический психолог — занимается разработкой наиболее эффективных методов обучения; в частности, он использует при этом открытия когнитивных психологов и теоретиков, занимающихся исследованием процессов обучения. Они специализируются также в области "управления классом", помогая преподавателям выработать в себе психологические и социальные навыки, которые позволяют создать в школе приятную и продуктивную атмосферу.

Психологи-эргономисты — на основе накопленных знаний о поведении людей дают рекомендации конструкторам машин и иных устройств, с которыми будут иметь дело рабочие. Психолог-эргономист должен одинаково хорошо судить о наилучшем расположении как рычагов управления ротационной машиной, так и кнопок, циферблатов и тумблеров на приборной доске в кабине пилота, уметь оценивать интенсивность шума и освещенность, приемлемые для эффективной работы человека на производстве.

В различные области человеческой деятельности все чаще проникают представители других отраслей психологической науки. Сейчас уже никого не удивляют такие словосочетания, как психология рекламы, юридическая психология, военная психология, психология религии, экономическая психология, психология творчества и др.

Во всех этих областях трудно отделить теоретиков от практиков: нередко одни и те же люди изменяют и свои взгляды на данную проблему, и используемые методы в зависимости от получаемых результатов.

Источник: 
Шапарь В.Б., Практическая психология. Инструментарий
Темы: