Профессионально-деловой портрет психолога

Успешная профессиональная деятельность психолога требует глубоких знаний по ряду учебных дисциплин. Сюда относятся прежде всего:

- социально-гуманитарные (философия, культурология, основы права, политология, этика, религиоведение, социология, педагогика и др.);
- естественнонаучные (основы экологии, высшая математика, основы информатики и программирования и др.);
- общепрофессиональные и специальные (общая психология, психодиагностика, психология развития, психология индивидуальных различий и др.).

Психология связана с другими науками, имеющими мощные инструментарии исследования. Овладеть этим богатством - профессиональный долг психолога. Психолог должен, конечно, быть более наблюдательным, чем многие другие люди, но это не означает, что он должен познавать мир только с помощью одного зажмуренного глаза. Профессиональный психолог обязан владеть технологиями математической и логической обработки информации, иметь мировоззрение, открытое для новых идей.

Такие требования порождены как характером объектов деятельности психолога, так и сферой приложения психологических знаний. Ведь в сфере основных профессиональных интересов психолога могут оказаться:
- преподавательская деятельность с ее задачами воспитания и развития личности обучаемых;
- научная деятельность но решению актуальных психологических проблем индивидов и групп;
- практическая деятельность по оказанию консультационной помощи в вопросах профессиональной ориентации и отбора, психологической адаптации индивида к текущим условиям, коррекции поведения и др.

Труд психолога предполагает систему воздействий на людей в целях их всестороннего развития как активных членов общества. При многообразии форм воздействий (педагогическая, интеллектуальная, моральная, физическая и др.) объективно существует лишь один реальный механизм таких воздействий -психологический. Только через психику человека можно влиять на его поведение, взгляды, интересы, образ жизни и т. д. Профессиональное мастерство психолога состоит в его умении проникнуть в тайные лабиринты души собеседника, затронуть тонкие и хрупкие струны его психики. Каково будет прикосновение к этим струнам, таков будет и звук.

Величайшая забота психолога состоит в том, чтобы его собеседники увидели в нем личность. Только в этом случае он сможет выполнить свою высокую социальную миссию. В противном случае ему уготована роль примитивного звукового аппарата, безошибочно и равнодушно воспроизводящего чужие (а иногда и чуждые ему) мысли. В этой связи отсутствие у психолога таких личностных качеств, как доброжелательность, терпимость, умение владеть собой, способность к сопереживанию, готовность следовать нравственным ценностям, высокий интеллект, правомерно квалифицировать как его профессиональную непригодность.

Источник: 
Козубовский В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Мн., 2008.