Причины школьной неуспеваемости

Дети с задержкой психического развития, по данным дефектологов, составляют не меньше половины неуспевающих в начальной школе учеников. Это особый контингент детей, которым трудно учиться и которых трудно учить. Своеобразие развития личности такого ребенка в основном определяется именно этим — низкими отметками, недовольством учителей и родителей, низким социальным статусом в классе, отсутствием радости от хорошо сделанной работы. Поскольку позиция неуспевающего так важна для понимания личностного развития, остановимся сначала на общих проблемах неуспеваемости.

Школьная неуспеваемость бывает ранней и поздней. Так называемая ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, еще в 1-м классе. Причины отставания в учении в это время разнообразны.

Довольно много детей оказываются неспособными успешно учиться из-за педагогической запущенности. С ними недостаточно занимались перед поступлением в школу, и они не приобрели умений, необходимых первокласснику. Они плохо читают и считают, а иногда совсем не умеют этого делать. Педагогически запущенные дети чаще всего воспитываются в неблагополучных семьях, где им мало уделяют внимания. Обычный стиль воспитания в таких случаях — гипоопека. Ребенок, оставленный на попечение бабушки или кого-то из родителей и лишенный с раннего детства заботы и контроля не посещающий детский сад, оказывается в самом тяжелом положении: он не только не умеет читать, считать и писать но и не знает элементарных вещей. При поступлении в школу ему трудно ответить на вопросы: где и кем работают его родители, где он живет (назвать точный адрес и т. п.). Если ребенок посещал детский сад, ситуация более благоприятна: он смог получить больше знаний и обладает определенными умениями; уровень его подготовки к школе зависит от качества детсадовских занятий.

Менее распространенные причины школьной неуспеваемости — недостаточная подготовка к школе больных детей. Дошкольники, тяжело или часто болеющие, требуют особого внимания. Когда они проходят курс лечения, лежат в больнице или просто дома, они, как правило, не занимаются. Когда они выздоравливают, их нужно включать в занятия, но очень осторожно, избегая перегрузок. Если ребенка готовят к школьному обучению в детском саду или специальной группе (в Доме творчества детей и молодежи, частной подготовительной группе и т. д.), после болезни ему трудно снова начать работать вместе со всеми, пусть и в игровой форме, — он отстал от сверстников. Образуются пробелы в знаниях, ликвидировать которые без умелой помощи родителей очень сложно.

Редко, но встречаются случаи педагогической запущенности в благополучных семьях, где ребенка, не абсолютно здорового, но и не особенно больного, боятся перегрузить занятиями. Избыток заботы, постоянный страх за здоровье ребенка могут привести и к отсутствию должной подготовки, и к избалованности, лени, нежеланию «напрягаться» ни при каких обстоятельствах. Последний эффект наблюдается и у совершенно здоровых детей, воспитывающихся по принципу «кумира семьи».

Педагогическая неготовность к школе обычно сочетается у первоклассников с психологической неготовностью, по крайней мере, по каким-то ее параметрам.

Педагогически запущенные дети имеют нормальное интеллектуальное развитие, иногда даже высокие потенциальные способности в некоторых областях. Но из-за отсутствия необходимой базы (знаний, умений, навыков) они не могут проявить свои сильные стороны в процессе обучения и производят впечатление учеников малоспособных или умственно ограниченных.

Причиной школьной неуспеваемости, широко представленной в начальных классах, может быть низкая обучаемость. Под обучаемостью понимается общая умственная способность к усвоению знаний. Как показали Н. А. Менчинская и З. И. Калмыкова, обучаемость — это комплекс интеллектуальных свойств, от которого зависит продуктивность учебной деятельности: обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость и самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи. Одним из показателей высокой обучаемости становятся быстрота и легкость усвоения учебного материала.

Низкая обучаемость характерна для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых. (Причины и проявления задержки психического развития будут рассмотрены ниже.)

В массовой школе иногда учатся дети-олигофрены (дебилы). Их обучаемость гораздо ниже, чем у учащихся с задержкой развития. В начальных классах они могут по нескольку раз оставаться на второй год, а в средних классах их обучение в обычной школе становится окончательно невозможным. Рано или поздно этих детей переводят во вспомогательную школу.

Педагогически запущенным детям можно помочь: дополнительные занятия восстанавливают имеющиеся пробелы в знаниях, и ученик осваивает дальше учебную программу в том же темпе, что и его хорошо успевающие сверстники. При олигофрении (в наиболее легкой степени дебильности) помощь принимается с большим трудом или вообще не принимается, и дополнительные занятия не имеют развивающего эффекта. При любом типе обучения и объеме помощи со стороны учителя или родителей умственно отсталый школьник остается на низком уровне развития интеллекта.

Дети с задержкой психического развития оказываются как бы промежуточным звеном между нормально развивающимися и умственно отсталыми. Они неплохо воспринимают помощь, но им необходимо обучение по специальным программам и в более медленном темпе. Со временем при наличии коррекционной работы они «догоняют» своих благополучных сверстников.

Кроме названных детей неуспевающими в 1-м классе могут стать ученики с плохим зрением, слухом или речью, т. е. с нарушениями анализаторных систем. Даже при относительной психологической готовности к школе ученики начинают отставать в учении из-за того, что не видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель. В легких случаях процесс обучения таких детей в классе можно достаточно успешно организовать, посадив их на первые парты и уделяя им больше внимания. В более тяжелых случаях, при значительных нарушениях, учеников переводят в специальные школы — для глухих, слабослышащих, слабовидящих, детей с нарушениями речи.

Редко, но встречаются первоклассники, не успевающие из-за недостаточного развития образного мышления. А. Л. Венгер называет их «вербалистами»: у них прекрасно развита речь. Высокий уровень речевого развития и хорошая память проявляются при «вербализме» на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. Обычно дети рано овладевают сложными грамматическими конструкциями, имеют богатый словарный запас, могут воспроизводить «взрослые» фразы; благодаря этому их часто считают вундеркиндами. В то же время, предпочитая чисто словесное общение со взрослыми, они недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. «Вербализм» приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, не позволяющим успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми довольно быстро дает высокие результаты; она требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста, — игре, конструированию, рисованию и т. д., способствующим прежде всего развитию образного мышления.

Значительные трудности в учении, а затем и неуспеваемость могут быть вызваны некоторыми личностными особенностями учеников. Это главным образом тревожность и демонстративность. (О тревожности будет сказано в гл. 8.) Демонстративность — черта, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании окружающих.

Если первоклассник учится не блестяще и не вызывает восхищения своими школьными успехами, он начинает удовлетворять свою слишком сильную потребность во внимании другими способами: аффективно, с театральными эффектами, а иногда и с агрессивностью нарушает принятые в школе правила поведения. Негативизм распространяется не только на дисциплинарные нормы, но и на чисто учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть нужными знаниями и умениями и успешно учиться.

Становясь неуспевающим, он играет в классе роль хулигана или клоуна.

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а, наоборот, наиболее избалованными детьми.

Дети с такой негативистской демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. И пусть это недоброжелательное внимание (раздражение, замечания, нотации), все равно оно служит подкреплением данной черты. Ребенок, действуя по принципу «Лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на порицание и продолжает делать то, за что его наказывают.

Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности — сцена. Помимо участия в концертах и спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в частности изобразительная. Но самое главное — снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых, причем очень трудная, — обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать за крупные.

Поздняя неуспеваемость появляется в средних классах. В это время усложняется школьная программа, учиться становится труднее. Вместо одного учителя в класс приходят разные преподаватели, с разными требованиями, к которым нужно приспосабливаться. Небольшая часть детей, удовлетворительно или хорошо учившихся раньше, в этой ситуации резко снижает уровень успеваемости. Это могут быть дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе лучше многих одноклассников. Учиться им было достаточно легко: они достигали успеха без большого труда, приобрели относительно высокий статус в классе и соответствующую самооценку. Когда требования возрастают, а умения и желания трудиться нет, ученики перестают получать привычные поощрения. Учебные неудачи, необходимость снова завоевывать авторитет приводят к изменению учебной мотивации. Происходит перелом в отношении к учению, иногда возникает стремление уйти из школы.

Нежелание учиться приводит к неуспеваемости и бывших троечников. Переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интересов на общение со сверстниками. Иногда учеба запускается из-за того, что большая часть времени посвящается делу, которым подросток бурно увлекается.

Если ученик любого возраста отстает в учении, необходимо прежде всего установить причину неуспеваемости. Учителя и родители могут оказать ему эффективную помощь, лишь зная истоки этого явления. Как писала Н. А. Менчинская, «за неуспеваемостью того или иного ученика стоит сложная индивидуальность с присущей ей своеобразной историей развития».

Ключевые слова: Школа, Школьники
Источник: Кулагина И.Ю., Личность школьника
Материалы по теме
Адаптация первоклассника к школе
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Личностное развитие младшего школьника
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Основные психологические новообразования младшего школьника
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Особенности развития воображения младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Готовность к обучению в школе
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Восприятие и внимание младшего школьника
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Младший школьный возраст
Дарвиш О.Б., Возрастная психология
Речевое развитие детей младшего школьного возраста
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Комментарии
Аватар пользователя Александра
Александра

Интересная статья. Однако, на мой взгляд, мало конкретики – хотелось бы узнать, какие конкретно «рецепты» борьбы со школьной неуспеваемостью предлагается использовать. Я как специалист – приверженец подхода бихевиоризма, т.е. работы с поведением учащихся. И мне кажется, что при тех подходах, когда ребенком занимается учитель и психолог совместно, анализируют его поведение с точки зрения причин, приводящих к неуспешности, выявляют их и корректируют, можно добиться впечатляющих результатов.

Оставить комментарий