Причины школьной неуспеваемости

Дети с задержкой психического развития, по данным дефектологов, составляют не меньше половины неуспевающих в начальной школе учеников. Это особый контингент детей, которым трудно учиться и которых трудно учить. Своеобразие развития личности такого ребенка в основном определяется именно этим — низкими отметками, недовольством учителей и родителей, низким социальным статусом в классе, отсутствием радости от хорошо сделанной работы. Поскольку позиция неуспевающего так важна для понимания личностного развития, остановимся сначала на общих проблемах неуспеваемости.

Школьная неуспеваемость бывает ранней и поздней. Так называемая ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, еще в 1-м классе. Причины отставания в учении в это время разнообразны.

Довольно много детей оказываются неспособными успешно учиться из-за педагогической запущенности. С ними недостаточно занимались перед поступлением в школу, и они не приобрели умений, необходимых первокласснику. Они плохо читают и считают, а иногда совсем не умеют этого делать. Педагогически запущенные дети чаще всего воспитываются в неблагополучных семьях, где им мало уделяют внимания. Обычный стиль воспитания в таких случаях — гипоопека. Ребенок, оставленный на попечение бабушки или кого-то из родителей и лишенный с раннего детства заботы и контроля не посещающий детский сад, оказывается в самом тяжелом положении: он не только не умеет читать, считать и писать но и не знает элементарных вещей. При поступлении в школу ему трудно ответить на вопросы: где и кем работают его родители, где он живет (назвать точный адрес и т. п.). Если ребенок посещал детский сад, ситуация более благоприятна: он смог получить больше знаний и обладает определенными умениями; уровень его подготовки к школе зависит от качества детсадовских занятий.

Менее распространенные причины школьной неуспеваемости — недостаточная подготовка к школе больных детей. Дошкольники, тяжело или часто болеющие, требуют особого внимания. Когда они проходят курс лечения, лежат в больнице или просто дома, они, как правило, не занимаются. Когда они выздоравливают, их нужно включать в занятия, но очень осторожно, избегая перегрузок. Если ребенка готовят к школьному обучению в детском саду или специальной группе (в Доме творчества детей и молодежи, частной подготовительной группе и т. д.), после болезни ему трудно снова начать работать вместе со всеми, пусть и в игровой форме, — он отстал от сверстников. Образуются пробелы в знаниях, ликвидировать которые без умелой помощи родителей очень сложно.

Редко, но встречаются случаи педагогической запущенности в благополучных семьях, где ребенка, не абсолютно здорового, но и не особенно больного, боятся перегрузить занятиями. Избыток заботы, постоянный страх за здоровье ребенка могут привести и к отсутствию должной подготовки, и к избалованности, лени, нежеланию «напрягаться» ни при каких обстоятельствах. Последний эффект наблюдается и у совершенно здоровых детей, воспитывающихся по принципу «кумира семьи».

Педагогическая неготовность к школе обычно сочетается у первоклассников с психологической неготовностью, по крайней мере, по каким-то ее параметрам.

Педагогически запущенные дети имеют нормальное интеллектуальное развитие, иногда даже высокие потенциальные способности в некоторых областях. Но из-за отсутствия необходимой базы (знаний, умений, навыков) они не могут проявить свои сильные стороны в процессе обучения и производят впечатление учеников малоспособных или умственно ограниченных.

Причиной школьной неуспеваемости, широко представленной в начальных классах, может быть низкая обучаемость. Под обучаемостью понимается общая умственная способность к усвоению знаний. Как показали Н. А. Менчинская и З. И. Калмыкова, обучаемость — это комплекс интеллектуальных свойств, от которого зависит продуктивность учебной деятельности: обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость и самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи. Одним из показателей высокой обучаемости становятся быстрота и легкость усвоения учебного материала.

Низкая обучаемость характерна для детей с задержкой психического развития и умственно отсталых. (Причины и проявления задержки психического развития будут рассмотрены ниже.)

В массовой школе иногда учатся дети-олигофрены (дебилы). Их обучаемость гораздо ниже, чем у учащихся с задержкой развития. В начальных классах они могут по нескольку раз оставаться на второй год, а в средних классах их обучение в обычной школе становится окончательно невозможным. Рано или поздно этих детей переводят во вспомогательную школу.

Педагогически запущенным детям можно помочь: дополнительные занятия восстанавливают имеющиеся пробелы в знаниях, и ученик осваивает дальше учебную программу в том же темпе, что и его хорошо успевающие сверстники. При олигофрении (в наиболее легкой степени дебильности) помощь принимается с большим трудом или вообще не принимается, и дополнительные занятия не имеют развивающего эффекта. При любом типе обучения и объеме помощи со стороны учителя или родителей умственно отсталый школьник остается на низком уровне развития интеллекта.

Дети с задержкой психического развития оказываются как бы промежуточным звеном между нормально развивающимися и умственно отсталыми. Они неплохо воспринимают помощь, но им необходимо обучение по специальным программам и в более медленном темпе. Со временем при наличии коррекционной работы они «догоняют» своих благополучных сверстников.

Кроме названных детей неуспевающими в 1-м классе могут стать ученики с плохим зрением, слухом или речью, т. е. с нарушениями анализаторных систем. Даже при относительной психологической готовности к школе ученики начинают отставать в учении из-за того, что не видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель. В легких случаях процесс обучения таких детей в классе можно достаточно успешно организовать, посадив их на первые парты и уделяя им больше внимания. В более тяжелых случаях, при значительных нарушениях, учеников переводят в специальные школы — для глухих, слабослышащих, слабовидящих, детей с нарушениями речи.

Редко, но встречаются первоклассники, не успевающие из-за недостаточного развития образного мышления. А. Л. Венгер называет их «вербалистами»: у них прекрасно развита речь. Высокий уровень речевого развития и хорошая память проявляются при «вербализме» на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. Обычно дети рано овладевают сложными грамматическими конструкциями, имеют богатый словарный запас, могут воспроизводить «взрослые» фразы; благодаря этому их часто считают вундеркиндами. В то же время, предпочитая чисто словесное общение со взрослыми, они недостаточно включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с родителями и игры с другими детьми. «Вербализм» приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными способами и некоторым другим особенностям, не позволяющим успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми довольно быстро дает высокие результаты; она требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста, — игре, конструированию, рисованию и т. д., способствующим прежде всего развитию образного мышления.

Значительные трудности в учении, а затем и неуспеваемость могут быть вызваны некоторыми личностными особенностями учеников. Это главным образом тревожность и демонстративность. (О тревожности будет сказано в гл. 8.) Демонстративность — черта, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании окружающих.

Если первоклассник учится не блестяще и не вызывает восхищения своими школьными успехами, он начинает удовлетворять свою слишком сильную потребность во внимании другими способами: аффективно, с театральными эффектами, а иногда и с агрессивностью нарушает принятые в школе правила поведения. Негативизм распространяется не только на дисциплинарные нормы, но и на чисто учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть нужными знаниями и умениями и успешно учиться.

Становясь неуспевающим, он играет в классе роль хулигана или клоуна.

Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а, наоборот, наиболее избалованными детьми.

Дети с такой негативистской демонстративностью, нарушая правила поведения, добиваются необходимого им внимания. И пусть это недоброжелательное внимание (раздражение, замечания, нотации), все равно оно служит подкреплением данной черты. Ребенок, действуя по принципу «Лучше пусть ругают, чем не замечают», извращенно реагирует на порицание и продолжает делать то, за что его наказывают.

Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее место для проявления демонстративности — сцена. Помимо участия в концертах и спектаклях детям подходят другие виды художественной деятельности, в частности изобразительная. Но самое главное — снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых, причем очень трудная, — обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать за крупные.

Поздняя неуспеваемость появляется в средних классах. В это время усложняется школьная программа, учиться становится труднее. Вместо одного учителя в класс приходят разные преподаватели, с разными требованиями, к которым нужно приспосабливаться. Небольшая часть детей, удовлетворительно или хорошо учившихся раньше, в этой ситуации резко снижает уровень успеваемости. Это могут быть дети с высокой обучаемостью, подготовленные к школе лучше многих одноклассников. Учиться им было достаточно легко: они достигали успеха без большого труда, приобрели относительно высокий статус в классе и соответствующую самооценку. Когда требования возрастают, а умения и желания трудиться нет, ученики перестают получать привычные поощрения. Учебные неудачи, необходимость снова завоевывать авторитет приводят к изменению учебной мотивации. Происходит перелом в отношении к учению, иногда возникает стремление уйти из школы.

Нежелание учиться приводит к неуспеваемости и бывших троечников. Переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интересов на общение со сверстниками. Иногда учеба запускается из-за того, что большая часть времени посвящается делу, которым подросток бурно увлекается.

Если ученик любого возраста отстает в учении, необходимо прежде всего установить причину неуспеваемости. Учителя и родители могут оказать ему эффективную помощь, лишь зная истоки этого явления. Как писала Н. А. Менчинская, «за неуспеваемостью того или иного ученика стоит сложная индивидуальность с присущей ей своеобразной историей развития».

Источник: 
Кулагина И.Ю., Личность школьника
Комментарии
Аватар пользователя Александра
Александра (Анонимно)

Интересная статья. Однако, на мой взгляд, мало конкретики – хотелось бы узнать, какие конкретно «рецепты» борьбы со школьной неуспеваемостью предлагается использовать. Я как специалист – приверженец подхода бихевиоризма, т.е. работы с поведением учащихся. И мне кажется, что при тех подходах, когда ребенком занимается учитель и психолог совместно, анализируют его поведение с точки зрения причин, приводящих к неуспешности, выявляют их и корректируют, можно добиться впечатляющих результатов.