Адаптация первоклассника к школе

Резкая смена социально-психологических условий жизни ребенка, столь же резкий рост физических, эмоциональных и интеллектуальных нагрузок, безусловно, отражается на физическом и психическом состоянии первоклассника. Факторы воздействия школы на ребенка многообразны. Это

  1. неспособность ребенка справиться с учебной нагрузкой;
  2. враждебное отношение педагога;
  3. смена коллектива;
  4. неприятие ребенка школьным коллективом.

Оценивая влияние школы на физическое, неврологическое и психическое здоровье детей большинство авторов подчеркивают достаточно выраженные изменения в нервной системе, соматовегетативных отношениях, психической сфере.

С физиологической точки зрения адаптация первоклассника к школе проходит 3 этапа.

  1. Первый из них - ориентировочный, когда организм на комплекс новых воздействий отвечает бурной реакцией и напряжением всех своих систем - это этап «физиологической бури», продолжительность которого 2-3 недели. На этом этапе организм ребенка тратит все, что у него есть, а иногда и «в долг берет», что свидетельствует о чрезвычайно высокой «цене» уплачиваемой им.
  2. На втором этапе «буря» начинает стихать, а «цена» снижается. Отмечается неустойчивое приспособление организма, находятся какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия.
  3. На третьем этапе организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Продолжительность всех трех этапов составляет 5-6 недель, причем наиболее сложным оказывается период с первой по четвертую недели. Окончание его приходится на 10-15 октября.

Как же конкретно происходит адаптация к школе?

Прежде всего, отмечается низкий уровень и неустойчивость работоспособности, напряжение сердечно-сосудистой системы, симпатоадреналиновой системы, низкие показатели координации различных систем организма между собой. Если сравнить эти воздействия с воздействиями на организм взрослого, то это примерно соответствует действию невесомости на космонавта. Не случайно, поэтому у значительной части учеников в конце занятий отмечается резко выраженное утомление. Только на пятой-шестой неделе обучения наблюдается стабилизация показателей работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма.
 
Наряду с психофизиологической адаптацией первоклассника к школе происходит и психологическая адаптация первоклассника к школе. Исследования Э. М. Александровской показали, что только 56% детей обладают адекватной формой такой адаптации. Среди оставшихся 30% составляют дети с неустойчивой адаптацией, для которых характерна повышенная утомляемость, заболеваемость, нарушения сна, склонность к страхам, и 14%-дети с нарушениями форм социально-психологической адаптации, выражающейся в плохом усвоении учебной программы, поведенческих проблемах, трудностях в установлении контактов с учителями и сверстниками. Этими же исследованиями установлено, что трудности протекания адаптации ребенка к школе в значительной мере обусловлены его личностными особенностями. Выделено несколько личностных типов, среди которых доля детей, составляющих так называемый гармонический тип, только 35%. Эти дети не испытывают трудностей в обучении, хорошо овладевают программой, стремятся к высоким результатам. В психологическом плане - это интеллектуальные, общительные и уверенные в себе дети, с достаточно развитым самоконтролем.

Приведенные данные позволяют рассматривать поступление в школу как фактор дезадаптации. С этой точки зрения интересны данные Т.Н.Осипенко о динамике неврологического и психоэмоционального состояния детей от 3-х к 7-и годам.

Очевидно, что поступление в школу сказывается на нервно-психическом состоянии ребенка самым неблагоприятным образом. Остановимся на некоторых фактах нервно-психической дезадаптации первоклассника. Функциональные нарушения центральной нервной системы в виде неврологических реакций отмечаются у 70% школьников. При этом чаще всего регистрируются:

  • астенический синдром (53%), проявляющийся в повышенной истощаемости и утомляемости организма, снижении порогов чувствительности, неустойчивом настроении и нарушении сна;
  • гипердинамический синдром (39%), выражающийся в двигательном беспокойстве, неусидчивости, эпизодической агрессивности;
  • соматовегетативные расстройства (39%), для которых характерны головные боли, боли в области сердца, живота и т.д.;
  • наконец, реакции страха (19%).

У трети первоклассников появляются вредные привычки - сосание пальца, обкусывание ногтей.

Важно отметить различное протекание процесса адаптации первоклассника к школе в зависимости от пола ребенка. Показано, что хуже адаптируются к школе мальчики, нежели девочки. Например, к концу учебного года утомляемость у мальчиков в 8-10 раз выражена больше, чем у девочек. Учителям и родителям нужно иметь в виду, что более успешно выполняются задания, если они воспринимаются ребенком как соответствующие его полу. Например, интерес к решению трудных задач у мальчиков выше при материальном, а у девочек - при эмоциональном поощрении успеха. Мальчики успешнее работают в одиночку, а девочки - в смешанной по полу группе. Уровень притязаний у мальчиков выше, они более автономны, и как бы запрограммированы не любить поощряемые взрослыми виды деятельности. Если мальчики в ответ на фрустрацию (препятствие получить желаемое) чаще реагируют уменьшением общения, то девочки - более жестким, направленным на достижение цели, поведением.
 
Из сказанного вытекает, что самые первые шаги ребенка в школе должны находиться под пристальным вниманием родителей, педагогов и врачей, что эти шаги нелегко даются и организму, и психике ребенка и потому так важно и необходимо знать особенности психического развития в этом возрасте.

Ключевые слова: Школа, Школьники
Источник: Аверин В. А., Психология детей и подростков
Материалы по теме
Причины школьной неуспеваемости
Кулагина И.Ю., Личность школьника
Зарубежные и отечественные воспитательные системы
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Внимание и особенности гиперактивного поведение младших школьников
Дубровина И.В., Младший школьник
Формы коррекционно-развивающей работы
Акимова М.К., Диагностика умственного развития детей
Классный руководитель в воспитательной системе школы
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Особенности памяти младших школьников
Дубровина И.В., Младший школьник
Как помочь первокласснику адаптироваться в школе
Суркова Л.М., Ребенок от 3 до 7 лет
Детские общественные объединения в воспитательной системе школы
Сластенин В.А. — «Педагогика»
Оставить комментарий