Педагогический контроль в высшей школе

Эффективное управление познавательной деятельностью студентов и учебным процессом предполагает точное знание результатов обучения.

В области контроля можно выделить три основные взаимосвязанные функции:

  1. диагностическую  – выявление уровня знаний, умений и навыков студента;
  2. обучающую  – активизация работы по изучению и усвоению учебного материала;
  3. воспитательную  – направление деятельности студента, помощь в выявлении пробелов в знаниях, формирование творческого отношения к предмету, стимулирование развития способностей, развитие личности студента.

В вузах применяют следующие формы педагогического контроля:
экзамены, зачеты, устные опросы, собеседования, контрольные работы, курсовые работы, лабораторные работы, проектные работы, рефераты, коллоквиумы, журналы наблюдений, выпускные квалификационные работы.

Каждая из этих форм имеет свои особенности. Умелое сочетание разных форм контроля – показатель уровня постановки учебного процесса в вузе в целом и один из важных показателей педагогической квалификации преподавателя.

По времени проведения педагогический контроль делится на текущий, рубежный, итоговый, заключительный.

  • Текущий контроль  помогает дифференцировать знания студентов, мотивирует обучение.
  • Рубежный контроль  – это проверка учебных достижений каждого студента по усвоению определенного материала перед тем, как преподаватель переходит к следующему разделу дисциплины.
  • Итоговый контроль  – экзамен (зачет) по курсу; это – итог изучения пройденной дисциплины, который выявляет способность студента к дальнейшей учебе.
  • Заключительный контроль  – государственный экзамен, защита выпускной квалификационной работы или дипломного проекта, присвоение квалификации Государственной аттестационной комиссией.

Оценка и отметка являются результатами проведенного педагогического контроля.
Оценка   – способ выражения результата, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков студента целям и задачам обучения. Она предполагает выявление причин неуспеваемости, способствует активизации учебной деятельности. При оценивании преподаватель обращает внимание студента на допущенные ошибки, неточности.
Отметка   – числовой аналог оценки по принятой в российской системе образования пятибалльной шкале. В таком подходе есть и свои недостатки, и свои достоинства. Преимущества шкалы – в относительной простоте ее применения, недостатки – в субъективизме преподавателя при определении степени успешности студента, а также слабая дифференцирующая возможность.

Проблема оценивания знаний очень актуальна. В разных странах пользуются различными системами оценивания. Во Франции, например, применяют 10-балльную шкалу отметок. В России в разное время также использовали разные системы оценивания. В Мариинском институте благородных девиц до революции существовала дифференциация отметки «4»: «хорошие знания», «очень хорошие знания», «весьма хорошие знания».

В системе высшего образования эффективность контроля зависит от степени использования его результатов для оперативной и перспективной корректировки учебного процесса, совершенствования преподавания.

Ключевые слова: Школа
Источник: Луковцева А.К., Психология и педагогика
Материалы по теме
Проблема готовности к школьному обучению
Смирнова Е.О., Детская психология
Готовность к обучению в школе
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Готовность ребенка к школе
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Адаптация первоклассника к школе
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Личностная готовность к школьному обучению
Кулагина И.Ю., Личность школьника
Причины школьной неуспеваемости
Кулагина И.Ю., Личность школьника
Волевая готовность к школе
Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. - Психологический справочник учителя
Влияние школы на креативность
Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. Психология креативности»: Когито-Центр»;...
Оставить комментарий