Задержка психического развития у школьников

Задержка психического развития — крайний вариант нормы, один из видов дизонтогенеза (нарушения онтогенетического развития). Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники, на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной ее могут быть алкоголизм родителей, болезни матери в период беременности, родовые травмы, инфекции, перенесенные в первые месяцы жизни, и некоторые другие вредные факторы, вызывающие слабовыраженную органическую недостаточность центральной нервной системы. В западной психологии и невропатологии это явление называют минимальной мозговой дисфункцией.

Задержка психического развития не относится к стойким и необратимым видам психического недоразвития: это временное замедление темпа развития. Отставание преодолевается с возрастом, причем тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком. Очень важны своевременная диагностика и создание специальных условий воспитания и обучения. Лучшие результаты в коррекционной работе можно получить, когда ребенок еще не достиг младшего школьного возраста; занятия с дошкольниками наиболее эффективны. К сожалению, родители нередко не замечают или не придают значения отставанию в развитии до поступления ребенка в школу. Только в начале обучения обнаруживаются незрелость мышления и эмоциональной сферы, ограниченность представлений и знаний, недостаточность интеллектуальной активности. Маленький ученик оказывается не в состоянии усвоить учебную программу и становится неуспевающим.

При задержке психического развития наблюдаются нарушения как эмоционально-потребностной, так и интеллектуальной сфер. Но в одних случаях преобладает эмоциональное недоразвитие, в других — нарушения познавательной деятельности. Вообще, группа детей с задержкой развития неоднородна. Выделяют чаще всего две подгруппы: дети с задержкой психического развития конституционального происхождения (психическим или психофизическим инфантилизмом) и дети с задержкой развития церебрально-органического происхождения.

При задержке развития конституционального происхождения младшие школьники даже внешне похожи на детей более раннего возраста — дошкольников. Они часто физически менее развиты, чем их сверстники, их отличают яркие эмоциональные реакции, детская непосредственность, большая внушаемость, несамостоятельность, игровые интересы. Инфантильность психики не дает им возможности адаптироваться к условиям обучения — включиться в длительную интеллектуальную деятельность на уроках и подчиняться школьным правилам поведения. В 1-м классе дети пытаются играть во время занятий и нарушают дисциплину. В качестве примера приведем выдержки из характеристики ребенка с психическим инфантилизмом.

«Алеша А., 7,5 лет, поступил в диагностическую группу Института дефектологии из 1-го класса массовой школы. В жалобах отмечалось полное отсутствие интереса к школьным занятиям, значительные затруднения в обучении, общее беспокойство и недисциплинированность. По сведениям, полученным от матери, известно, что мальчик родился недоношенным (7,5 месяца), вскармливался искусственно, в раннем возрасте перенес ветрянку, коклюш, у него был нарушен обмен веществ (диатез), несколько задержано развитие моторики и речи...

Алеша пошел в школу в возрасте 7 лет, где с первых же дней выявилась его полная неподготовленность к школьному обучению: он не понимал школьной ситуации, ходил во время урока, играл с учебными принадлежностями, задавал неуместные вопросы, к школьным занятиям интереса не проявлял и программный материал не усваивал... За время пребывания в диагностической группе выявился ряд особенностей в поведении и познавательной деятельности Алеши. К занятиям он приступал крайне неохотно, мог сосредоточиться на них лишь на очень короткий промежуток времени и то с помощью педагога. Во время занятий вертелся, доставал книжки, ручку, карандаш и играл с ними. Во время урока болтал, задавал много вопросов, не выслушивал ответа. С детской непосредственностью делал замечания ученикам, просил игрушки и разрешения поиграть. В игре был активен, но предпочтение отдавал подвижным шумным играм. По своему физическому развитию Алеша отставал от возрастных норм и был похож на дошкольника» (Власова Т. А., Певзнер М. С., 1967, с. 78—80).

Задержка психического развития церебрально-органического происхождения оказывается, как правило, наиболее тяжелой. Недостаточность развития памяти и внимания, инертность психических процессов, их медлительность и пониженная переключаемость обусловливают существенные нарушения познавательной деятельности. Непродуктивность мышления, отсутствие содержательных обобщений и неразвитость отдельных интеллектуальных операций приводят к тому, что иногда детям с задержкой развития ставят неверный диагноз «олигофрения».

«Надя Т., 8 лет, ученица 2-го класса вспомогательной школы. Девочка происходит из семьи наследственно отягощенной. Отец — алкоголик, дед по отцу умер в психиатрической больнице, а сестра отца была умственно отсталой. По линии матери наследственность не отягощена...

В 7-летнем возрасте Надя пошла в школу, где с самого начала оказалась трудной по поведению. Она не подчинялась школьным требованиям, в занятия не включалась, ходила во время урока по классу, дралась с детьми, выходила в коридор, завтракала на уроке, занималась игрушками, которые приносила из дома. В течение всей первой четверти не усвоила ни одной буквы и порядкового счета. Круг представлений девочки был крайне беден, запас слов ограничен, хотя речевых дефектов у нее не было. К концу первой четверти Надя была направлена на обследование к врачу-психоневрологу. Последний констатировал у девочки снижение умственных способностей, недостаточную ориентировку в окружающем и отсутствие элементарных школьных навыков. На основании этого был поставлен диагноз «олигофрения», и Надя была направлена в 1-й класс вспомогательной школы...

В 1-м классе педагог заметил, что девочка лучше усваивает материал, чем другие ученики, и вел ее по повышенному индивидуальному плану. В начале второго года обучения у педагога возникли сомнения относительно умственной отсталости Нади.

В связи с этим девочка была направлена на медико-педагогическое обследование...

Динамика развития, которая выявилась у Нади, показывает, что диагноз «олигофрения» и последующий перевод девочки во вспомогательную школу были ошибочными. Для нее характерна лишь временная задержка в развитии» (Власова Т. А., Певзнер М. С., 1967, с. 83—85).

Дети с задержкой развития церебрально-органического происхождения часто расторможены, повышенно возбудимы; реже наблюдаются заторможенность и эмоциональная вялость. У них могут появляться неврозоподобные явления (страхи, навязчивые движения, заикание, энурез), немотивированные колебания настроения. Нередко встречаются церебрастенические явления. Это повышенная истощаемость, резкое снижение работоспособности, а также ранимость, слезливость, понижение настроения. Приведем еще один пример.

«Саша А., 11 лет, ученик 3-го класса массовой школы, был направлен в детский нервный санаторий в связи с головными болями, повышенной утомляемостью, заиканием и резким снижением успеваемости в школе...

В преддошкольном возрасте у мальчика отмечалась незначительная задержка развития. С 9 месяцев до 2,5 лет Саша перенес ряд детских инфекционных заболеваний — коклюш, корь, ветрянку и дважды дифтерию... С 3 лет у Саши появилось заикание...

В школу Саша поступил 7,5 лет... Мальчик плохо запоминал буквы, долго не мог овладеть слоговым чтением. Особенно трудно ему давалось письмо. Во 2-м класс Сашу перевели, хотя у него не было достаточных знаний и навыков. Во 2-м классе, в конце первой четверти, Саша упал с третьего этажа, получив тяжелую травму — перелом обеих рук, челюсти и сотрясение мозга... Поскольку он очень отстал в учебе, его вернули в 1-й класс, из которого он был переведен во 2-й. Во 2-м классе Саша слабо успевал по всем предметам, кроме чтения, которым интересовался, но его все-таки перевели в 3-й класс. Здесь Саша... совершенно не мог справиться с программным материалом...

Мальчик из-за быстро наступающего утомления в процессе учебных занятий не удерживает в уме продиктованной ему фразы, допускает нелепые ошибки в письме, не запоминает условия задач, механически манипулирует цифровыми данными, ставит вопросы, не отвечающие производимым действиям, полученные результаты не анализирует.

В психоневрологическом санатории Саша пробыл 3 месяца... Полного устранения всех симптомов церебральной астении за столь короткий срок добиться не удалось. Это и понятно, так как легкая задержка в развитии имелась у Саши с самого раннего детства; она усугубилась возникновением заикания, а затем сотрясением мозга. Впоследствии к этому присоединилась и большая педагогическая запущенность» (Власова Т. А., Певзнер М. С., 1967, с. 98—100).

Кроме этих двух вариантов задержки развития (конституционального и церебрально-органического происхождения) иногда выделяют и другие. К. С. Лебединская рассматривает также задержку психического развития соматогенного происхождения (появляющуюся при хронических инфекциях и аллергиях, пороках сердца и т. п.) и психогенного происхождения (связанную с неблагоприятными условиями воспитания). Следует подчеркнуть, что замедление темпа психического развития и возникновение отклонений в развитии личности ребенка возможны только при длительной и серьезной соматической недостаточности и крайне неблагоприятном воспитании, приводящем к патологическому формированию личности. Обычно в других, не столь тяжелых случаях наблюдается только педагогическая запущенность, не представляющая собой патологического явления.

Источник: 
Кулагина И.Ю., Личность школьника