Акцентуации характера и нарушения поведения подростка

Как отмечалось в начале главы, трудности, которые испытывают подростки, обусловлены, в том числе, и его характерологическими особенностями. Речь идет о так называемых акцентуациях характера, проявляющихся в подростковом возрасте и влияющих на поведение подростков.

Ранее, в связи с анализом развития самосознания личности подростка, в том числе и такой его составляющей, как система отношений к самому себе, был сделан вывод о незавершенности процесса формирования характера в подростковом возрасте. В связи с этим известный детский психоневролог А. Е. Личко подчеркивает, что в этом возрасте характер как таковой еще не сформирован, и потому лучше говорить лишь об отдельных акцентуированных его чертах.

Акцентуации характера - это крайний вариант нормы, когда отдельная черта чрезмерно у силена, отчего и возникает избирательная уязвимость индивида в отношении определенных психогенных воздействий. Поэтому, закрепление некоторых патологических черт характера мешает подростку адаптироваться к окружающей среде и может стать одной из причин его отклоняющегося поведения. Не случайно акцентуации характера рассматриваются в качестве предпосылок отклоняющегося (девиантного) поведения подростков. Во всяком случае, можно с уверенностью сказать, что именно акцентуации делают подростковый возраст «трудным».

В связи с этим возникает вопрос о распространенности того или иного типа акцентуаций среди подростков. В 1985 г. Н.Я.Ивановым акцентуации характера фиксировались у 52-62% социально-адаптированных подростков. В 1989 г. По данным И.А.Горьковой акцентуации отмечались у 97% подростков, а в 1994 г. у 96%. Таким образом, за последние 5 лет не произошло изменений в степени распространенности акцентуаций. Более того, они действительно стали характерной особенностью подросткового возраста. Интересно отметить, что по степени распространенности акцентуаций социально-адаптированные подростки сравнялись с подростками-правонарушителями, среди которых подростков с выраженными акцентуациями в 1989г. было 96%, а в 1994 г. - 100%.

Ведущими типами акцентуаций среди социально-адаптированных подростков являются гипертимный - 26 %, шизоидный - 19% , лабильный - 15% и эпилетоидный -13%, а среди подростков-девиантов: гипертимный - 35%, эпилептоидный - 25% и шизоидный - 21%3. Таким образом, хотя акцентуации характера - это неотъемлемая характеристика подросткового возраста, имеется определенная специфика в их распределении у социально-адаптированных подростков и правонарушителей. У последних в сравнении законопослушными доминирует эпилептоидный тип.

Результаты изучения степени распространенности и выраженности акцентуаций характера у 14-15 летних подростков с помощью опросника Х.Смишека, предпринятого нами в 1995-1997 г.г., выявили следующее (см. табл. 14).

Из представленных данных видно, что между мальчиками и девочками существуют различия по степени выраженности шести акцентуаций из десяти. Девочки в сравнении с мальчиками более эмоциональны, экзальтированнее, проявляют большую демонстративность в поведении, а мальчики более тревожны, неустойчивы и дистимны. Качественный анализ показывает, что большинство акцентуаций - эмотивная, экзальтированная, тревожная и дистимная - относятся к темпераменту и только две— демонстративная и неуравновешенная - к характеру. Таким образом, в основе межполовых различий по степени выраженности у подростков акцентуаций доминируют различия, обусловленные типом темперамента, и в меньшей степени - типом характера.

Анализ степени распространенности акцентуаций у подростков показывает, что наиболее широко они представлены в группе девочек. Если у девочек наиболее распространенными оказываются эмотивный, экзальтированный, гипертимный и циклотимный типы акцентуаций, то у мальчиков - гипертимный, циклотимный и экзальтированный типы. Общим является связь акцентуаций с темпераментом, а также то, что в подростковом возрасте наиболее распространенными, независимо от пола, являются гипертимный, циклотимный и экзальтированный типы акцентуаций. Типично женскими акцентуациями в подростковом возрасте можно назвать эмотивный, экзальтированный и гипертимный типы, т.к. они наиболее распространены и выражены, а типично мужскими - гипертимный, циклотимный, возбудимый и тревожный типы. Интересно отметить, что в 14-15 летнем возрасте уровень тревожности и неуравновешенности мальчиков значимо выше, чем у девочек.

Нетипичными для подросткового возраста оказываются дистимный, неустойчивый и педантичный типы акцентуаций. Это означает, что в целом для подростков не характерны ни депрессия, пессимизм, апатия (дистимный тип), ни «застревание» на какой-то сверхценной идее, принципиальность или развитое чувство долга (неустойчивый, застревающий тип).

Выше уже отмечалась возможность наличия связи между отдельными акцентуациями характера и проявлениями подростками асоциального поведения. В табл. 15 представлены данные о степени выраженности и распространенности акцентуаций среди законопослушных и девиантных подростков-мальчиков.

Не обнаружены значимые различия между законопослушными подростками и подростками-девиантами по степени выраженности у них акцентуаций характера. Наряду с этим среди девиантов в сравнении с законопослушными значительно меньше представлены гипертимный, тревожный и эмотивный типы акцентуаций. То есть среди девиантов гораздо меньше подростков общительных, энергичных законопослушных подростков и оптимистичных (гипертимный тип), робких, тревожных, пугливых (тревожный тип), эмоционально чувствительных, мягких и участливых (эмотивный тип). Сами по себе эти личностные особенности вряд ли следует рассматривать в качестве значимых детерминант девиантного поведения. Но в сочетании с другими личностными параметрами (например, самосознания) они могут стать предпосылками и для формирования агрессивного, противоправного поведения и закрепления девиантных черт личности.

Характеристику подросткового возраста мы начали с описания его мифов, распространенных среди взрослых. Моей целью было развенчание этих мифов с помощью современных научных психологических знаний об этом периоде развития. Эти представления, как мне кажется, способствуют развенчанию мифологических взглядов на подростка и построению взгляда реалистического.

Каковы его основные составляющие?
1. Подростковый возраст не является временем патологии. Это нормальный и совершенно необходимый период развития человека. Большинство подростов справляется со всеми возрастными проблемами. Подтверждением тому, мы с вами взрослые люди, в том числе и читатели этой книги.
2. Ни один период в жизни человека (разве что только внутриутробный) не характеризуется столь быстрыми темпами развития как подростковый. Между быстро развивающейся девушкой и медленно развивающимся мальчиком возможен разрыв в 6 лет. Столь же велики могут быть отличия в умственном, эмоциональном и социальном развитии подростков.
3. Да, некоторые подростки еще дети, но многие (особенно в половом отношении) уже взрослые.
4. Любое развитие подростка (физическое, эмоциональное, умственное или личностное) происходит не синхронно, а неравномерно и гетерохронно. Хорошо развитие физически мальчики и девочки не всегда и не обязательно столь же хорошо развиты умственно и эмоционально. Другие же с задержками физического или полового развития наоборот, не могут быть готовы к выполнению серьезных обязанностей наряду со взрослыми.
5. Подростковый возраст - это переходный, кризисный период в жизни человека и он характеризуется своими особенностями. Не стоит преувеличивать проблемы и трудности, равно как и преуменьшать их. Взрослей не имеет права абстрагироваться от этих проблем. Наоборот, его задача, зная особенности подростка, помочь ему в coздании условий для самостоятельного и успешного разрешения им этих проблем и трудностей.

Подведем итоги. На протяжении всей книги я старался показать процесс становления личности от рождения к ранней юности. Важнейшим элементом такого развития является становление ее самосознания. Если в младенческом возрасте первым фактом становящегося самосознания стало биологическое и физическое отделение от матери, то в раннем детстве фактом самосознания стало появление у ребенка первичного представления о себе и полоролевая идентичность. Следующим этапом в развитии самосознания стало формирование внутренней позиции ребенка в дошкольном детстве и произвольность поведения в младшем школьном возрасте. И, наконец, в подростковом возрасте мы увидели два этапа становления самосознания, один из которых присущ младшему подростковому, а другой - старшему подростковому возрасту. На представлены в схематическом виде описанные выше этапы. Характеризуя их, всегда нужно помнить о ведущей деятельности ребенка на каждом из них, которая обусловливает движение вперед, а также меняющийся характер взаимоотношений между ребенком и взрослыми (социальная ситуация развития), неучитывание которой приводит к возникновению конфликтных отношений между ребенком и взрослыми, и как следствие этого - к замедлению темпа психического развития.

Источник: 
Аверин В. А., Психология детей и подростков