Акцентуации характера у подростков

Знать характер человека — значит знать те существенные для него черты, которыми определяется его поведение. В характере закрепляются привычные мотивы поведения, наиболее значимые для человека отношения к окружающей действительности, труду, другим людям и самому себе. Черт характера много, жизнерадостность, общительность, честность, решительность, сдержанность, аккуратность, лень... Список можно продолжать достаточно долго. Каждому человеку присущи одни черты и несвойственны другие. Черта, представленая у разных людей, проявляется по-разному — у кого-то ярко, у кого-то слабо и эпизодически.

Об акцентуациях характера говорят, когда отдельные черты чрезмерно усилены, «заострены». Акцентуации бывают скрытыми, так что даже при длительном наблюдении трудно определить тип характера. Это обычные варианты нормы.

Заостренные черты характера могут ярко и неожиданно выявиться в определенных ситуациях, при психических травмах. Но не любая тяжелая ситуация или травма способствует проявлению акцентуации, а только та, которая предъявляет повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления» в характере. Например, для замкнутого, погруженного в свой внутренний мир мальчика трудной ситуацией становится вхождение в новый коллектив, необходимость установить неформальные отношения с малознакомыми людьми; одиночество он переносит легко. Его сверстник с противоположными чертами характера, очень общительный, энергичный, склонный к риску и авантюрам, наоборот, с легкостью входит в любую группу, но не выносит одиночества и жесткого режима.

При акцентуациях, таким образом, появляется избирательная уязвимость в отношении некоторых психогенных воздействий (при хорошей устойчивости к другим).

Когда черты характера определенного типа становятся достаточно постоянными и выраженными, акцентуацию называют явной. Для ее диагностики используют специальные опросники, а также наблюдения и сбор сведений о биографии и родственниках.

Некоторые акцентуации можно заметить в детстве — у дошкольников и младших школьников, но чаще всего черты характера заостряются в подростковом возрасте. Этому способствует и пубертатный кризис, и личностная нестабильность, на фоне которой интенсивно формируются личностные образования, в том числе характер. Кроме того, подростковый возраст так же, как и ранний (от 1 года до 3 лет), является сензитивным (максимально чувствительным) к разного рода воздействиям.

У подростков с явными акцентуациями характера, попадающих в тяжелые для них ситуации, могут наступать временные нарушения адаптации, появляться отклонения в поведении. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы.

Подростки данной категории — это «трудные» подростки. Что же происходит с их характерами на протяжении этого сложного возрастного периода и какая перспектива их ожидает? Рассмотрим динамику развития акцентуаций.

Первый вариант — трансформация типов акцентуаций. Предполагается, что акцентуации характера имеют эндогенную, генетическую обусловленность. У ребенка изначально есть предрасположенность к появлению и развитию определенных черт. Влияние среды, прежде всего семейное воспитание, или усиливает их, или сглаживает, или изменяет.

Существуют «чистые» типы характера (или типы личности), с доминированием отдельных ярких черт. Они описаны П. Б. Ганнушкиным на материале психиатрической клиники; К. Леонгардом, чья классификация акцентуированных личностей получила широкое распространение в зарубежной психологии. В психологии личности есть и другие типологии. Поскольку нас интересует подростковый возраст, мы будем использовать классификацию А. Е. Личко — психиатра из Санкт-Петербурга, работающего с подростками. Она представлена в следующем параграфе.

У подростков (так же, как у взрослых) кроме «чистых» наблюдаются и смешанные типы характеров. Иногда их формирование тоже определяется генетическими факторами, возможно, и условиями развития в раннем детстве. В других случаях характер трансформируется из-за неадекватного воспитания: на исходные черты как бы наслаиваются черты другого типа. Например, ребенка повышенно возбудимого, агрессивного и конфликтного необходимо воспитывать достаточно жестко, постоянно контролируя его поведение и не давая резко проявляться его отрицательным качествам. Если же он воспитывается по типу «кумира семьи», эти черты интенсивно развиваются и к ним добавляются новые, главным образом демонстративность. Такой домашний тиран не только устраивает скандалы своим родственникам, но и использует театральные эффекты, шантажируя их уходом из дома или самоубийством, удовлетворяя свою безудержную потребность во внимании и поклонении.

Следует отметить, что есть черты, которые не могут сочетаться друг с другом, не могут быть присущи одному человеку. В то же время существуют довольно часто встречающиеся сочетания черт разного типа, образующих смешанный или «мозаичный» характер.

Изменения характера наблюдаются не так уж часто. Обычно происходит усиление, развертывание черт присущего подростку типа. Как уже указывалось, под влиянием трудных ситуаций или психических травм скрытая акцентуация может перейти в явную. На фоне явной акцентуации характера возникают временные нарушения поведения, острые аффективные реакции, неврозы и некоторые другие неблагоприятные явления. Аффекты всегда кратковременны, длятся не более суток. Подростки в аффективном состоянии бегут из трудно переносимой ими ситуации, проявляют агрессию по отношению к окружающим или себе, разыгрывают бурные сцены. Если травмирующая ситуация слишком тяжела или длительна, развивается затяжной невроз.

Типичные для подросткового возраста нарушения поведения — это делинквентность1, алкоголизация, токсикомания, наркомания, бродяжничество, суицидальное поведение (попытки самоубийства) и некоторые другие. Поскольку они ситуативно обусловлены, быстрая смена обстановки может привести к позитивным результатам. Главное — не допустить необратимых изменений и упрочения опасных форм поведения.

Усиление явной акцентуации приводит и к заострению черт характера до психопатического уровня. Приобретенная в подростковом возрасте психопатия — уже не крайний вариант нормы, как акцентуация. Когда говорят о психопатических чертах, имеют в виду зачатки патологии. При психопатии появляются тотальность и относительная стабильность патологических черт характера, их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию. П. Б. Ганнушкин определял психопатии как аномалии характера, которые определяют весь психических облик человека, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток, в течение жизни не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям и мешают приспособиться к окружающей среде.

Так как акцентуации могут стать почвой для развития патологических черт, подростков с явными акцентуациями характера считают группой повышенного риска.

Еще один вариант развития связан с благоприятным прогнозом. В подростковом возрасте черты характера заостряются. В это время возможны различные осложнения, временное нарушение адаптации в тяжелых ситуациях, «бьющих» по слабому месту характера. Но затем, в следующие возрастные периоды, происходят сглаживание и компенсация заостренных черт. Явные акцентуации переходят в скрытые.

Источник: 
Кулагина И.Ю., Личность школьника