Стиль деятельности

Стиль деятельности - это устойчивая система индивидуально-своеобразных приемов и способов, которая формируется у человека в целях оптимального уравновешивания собственной (типологически обусловленной) индивидуальности с внешними условиями деятельности (Климов Е.А., 1969).

Стиль определяется как природными, врожденными особенностями человека, так и прижизненно сложившимися качествами личности, возникшими в ходе взаимодействия человека с предметной и социальной средой. Стиль обеспечивает эффективность взаимодействия человека с окружающим миром и является целостным психическим образованием, включающем сознательные и бессознательные механизмы адаптации человека к внешней среде. По мнению Е.А. Климова, «формирование индивидуального стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности» (1969).

К наиболее общепризнанным формальным признакам индивидуального стиля относят:

  • наличие устойчивой системы приемов и способов деятельности;
  • обусловленность данной системы определенными личными качествами;
  • обеспечение данной системой эффективного приспособления к объективным требованиям.

В исследованиях Е.А.Климова выявлена взаимосвязь стилей деятельности со свойствами нервной системы человека. Показано, что, за счет выработки подходящего стиля деятельности, люди с разными типологическими особенностями способны достичь одинаково высоких результатов, приспосабливаясь к объективным требованиям деятельности различными путями. При этом стиль, формируясь на основе индивидуальных особенностей субъекта, является своего рода компенсаторным механизмом. Например, если требуется высокая скорость выполнения операций, то человек с подвижной нервной системы (экстраверт) будет это делать за счет своей способности легко переключаться и ускоряться, а инертный человек (интроверт) может компенсировать недостаточную проворность предусмотрительностью, внимательностью, систематичностью или более высоким уровнем ориентировочной деятельности. Монотонную работу экстраверт может искусственно ее разнообразить и т. д.

В.С. Мерлин (1986) также отмечает, что при освоении индивидуального стиля деятельности образуется система, которая компенсирует или позволяет преодолеть отрицательное влияние каких-либо индивидуальных свойств. Поэтому субъекты с различными или противоположными свойствами могут добиться приблизительно одинаковой эффективности. Человек сам (как сознательно, так и бессознательно) создает свой стиль. Для выработка индивидуального стиля деятельности необходимы следующие предпосылки (Мерлин В.С., 1986):

  • существование «зоны неопределенности» деятельности, то есть наличие нескольких равноценных программ, позволяющих достичь конечной цели с помощью различных движений, операций и промежуточных целей в однозначно детерминированных границах;
  • наличие активных мотивов (честолюбие, интерес, повышение заработка, положительное отношение к деятельности, защита собственной индивидуальность и др.), то есть стремление субъекта выбрать такую индивидуальную систему компонентов деятельности (движений, операций и промежуточных целей), которая наиболее соответствует его особенностям и, благодаря которой, достигается максимально возможная для него успешность деятельности.

Стили выделяют по видам практической деятельности (управленческий, профессиональный, учебный, спортивный и др.) или по видам психической активности человека (познавательный, перцептивный, интеллектуальный, эмоциональный, общения, моторики и др.), рассматриваемым как деятельность.

Широкое распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получили когнитивные (познавательные) стили, характеризующие устойчивые индивидуальные особенности познавательной деятельности человека. Многие параметры когнитивного стиля зависят от того, в каком соотношении находятся две психические подсистемы человека: сфера мышления (интеллекта) и эмоций.

  • Если эмоции превалируют над мышлением, то обычно отмечается синтетический, ригидный, импульсивный, эмоциональный когнитивный стиль.
  • Если мышление доминирует над эмоциональной сферой, то когнитивный стиль, как правило, имеет противоположные качества: аналитичность, гибкость, рефлексивность, рациональность.

Считается, что когнитивный стиль связан с психофизиологической конституцией, но не предопределен ею. Поэтому с возрастом, повышением образовательного уровня и ростом профессионального опыта когнитивный стиль у человека может меняться.

Ключевые слова: Деятельность
Материалы по теме
Проявление темперамента в деятельности
Ефимова Н.С., Основы общей психологии
Стиль деятельности и ее эффективность
...
Взаимосвязь психического развития личности и ее основной деятельности
Лабунская В.А., Социальная психология личности в вопросах и ответах, 1999
Соотношение внешней и внутренней форм деятельности
...
Воображение и творческая деятельность
Е. П. Ильин. «Психология творчества, креативности, одаренности» Питер; СПб.; 2009
Эффективность групповой деятельности
Челдышова Н.Б., Шпаргалка по социальной психологии
Слушание как вид речевой деятельности
Зимняя И.А., Лингвопсихология речевой деятельности
Теория учебной деятельности
Марцинковская Т.Д., Психология развития
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий