Стиль деятельности

Стиль деятельности - это устойчивая система индивидуально-своеобразных приемов и способов, которая формируется у человека в целях оптимального уравновешивания собственной (типологически обусловленной) индивидуальности с внешними условиями деятельности (Климов Е.А., 1969).

Стиль определяется как природными, врожденными особенностями человека, так и прижизненно сложившимися качествами личности, возникшими в ходе взаимодействия человека с предметной и социальной средой. Стиль обеспечивает эффективность взаимодействия человека с окружающим миром и является целостным психическим образованием, включающем сознательные и бессознательные механизмы адаптации человека к внешней среде. По мнению Е.А. Климова, «формирование индивидуального стиля продвигает личность на все более высокие уровни осуществления деятельности» (1969).

К наиболее общепризнанным формальным признакам индивидуального стиля относят:

  • наличие устойчивой системы приемов и способов деятельности;
  • обусловленность данной системы определенными личными качествами;
  • обеспечение данной системой эффективного приспособления к объективным требованиям.

В исследованиях Е.А.Климова выявлена взаимосвязь стилей деятельности со свойствами нервной системы человека. Показано, что, за счет выработки подходящего стиля деятельности, люди с разными типологическими особенностями способны достичь одинаково высоких результатов, приспосабливаясь к объективным требованиям деятельности различными путями. При этом стиль, формируясь на основе индивидуальных особенностей субъекта, является своего рода компенсаторным механизмом. Например, если требуется высокая скорость выполнения операций, то человек с подвижной нервной системы (экстраверт) будет это делать за счет своей способности легко переключаться и ускоряться, а инертный человек (интроверт) может компенсировать недостаточную проворность предусмотрительностью, внимательностью, систематичностью или более высоким уровнем ориентировочной деятельности. Монотонную работу экстраверт может искусственно ее разнообразить и т. д.

В.С. Мерлин (1986) также отмечает, что при освоении индивидуального стиля деятельности образуется система, которая компенсирует или позволяет преодолеть отрицательное влияние каких-либо индивидуальных свойств. Поэтому субъекты с различными или противоположными свойствами могут добиться приблизительно одинаковой эффективности. Человек сам (как сознательно, так и бессознательно) создает свой стиль. Для выработка индивидуального стиля деятельности необходимы следующие предпосылки (Мерлин В.С., 1986):

  • существование «зоны неопределенности» деятельности, то есть наличие нескольких равноценных программ, позволяющих достичь конечной цели с помощью различных движений, операций и промежуточных целей в однозначно детерминированных границах;
  • наличие активных мотивов (честолюбие, интерес, повышение заработка, положительное отношение к деятельности, защита собственной индивидуальность и др.), то есть стремление субъекта выбрать такую индивидуальную систему компонентов деятельности (движений, операций и промежуточных целей), которая наиболее соответствует его особенностям и, благодаря которой, достигается максимально возможная для него успешность деятельности.

Стили выделяют по видам практической деятельности (управленческий, профессиональный, учебный, спортивный и др.) или по видам психической активности человека (познавательный, перцептивный, интеллектуальный, эмоциональный, общения, моторики и др.), рассматриваемым как деятельность.

Широкое распространение, как в нашей стране, так и за рубежом получили когнитивные (познавательные) стили, характеризующие устойчивые индивидуальные особенности познавательной деятельности человека. Многие параметры когнитивного стиля зависят от того, в каком соотношении находятся две психические подсистемы человека: сфера мышления (интеллекта) и эмоций.

  • Если эмоции превалируют над мышлением, то обычно отмечается синтетический, ригидный, импульсивный, эмоциональный когнитивный стиль.
  • Если мышление доминирует над эмоциональной сферой, то когнитивный стиль, как правило, имеет противоположные качества: аналитичность, гибкость, рефлексивность, рациональность.

Считается, что когнитивный стиль связан с психофизиологической конституцией, но не предопределен ею. Поэтому с возрастом, повышением образовательного уровня и ростом профессионального опыта когнитивный стиль у человека может меняться.

Материалы по теме
Цели и мотивы совместной деятельности
Душков Б.А., Психосоциология человекознания
Темперамент и индивидуальные стили деятельности
Т.Л. Рыжковская. Основы психологии и педагогики - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Продуктивные виды деятельности младших школьников
Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста
Игра как вид деятельности
Карпов А.В., Общая психология
Стили производственной деятельности
Ильин Е.П., Дифференциальная психофизиология
Ведущая деятельность в подростковом возрасте
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Групповая деятельность
Платонов К.К., Занимательная психология
Действие как единица деятельности
Коверзнева И. А. Психология активности и поведения. Мн., 2010
Оставить комментарий