Разговорная психотерапия

Разговорная психотерапия (Gesprachspsyhotherapie от нем. das Gesprach — разговор, беседа).
1. Термин, которым в Германии обозначается клиент-центрированная психотерапия. Боммерт указывает, что конкретно описать и проанализировать разговорную психотерапию  невозможно, так как она не является единой, целостной, сформированной концепцией, но ее можно представить в рамках основных положений Роджерса. Боммерт определяет разговорную психотерапию  как планомерную, систематическую и селективную форму вербальных и невербальных коммуникаций и социальных интеракций между двумя (психотерапевтом и пациентом) или более людьми.

Цель их — уменьшение переживаемых пациентом психических нарушений, которые наступают вследствие новой ориентации пациента в своих переживаниях и своем поведении за счет дифференциации образов «Я» и расширения пространства взаимодействия на базе основных знаний научной психологии, особенно педагогической и социальной. Подчеркивается, что дальнейшее развитие разговорной психотерапии связано со значимостью для ее теории и практики как естественнонаучных, так и гуманистически-феноменологических представлений.

2. Недирективная психотерапия, принадлежащая к гуманистическому направлению и имеющая в своей основе идеи и представления, во многом совпадающие с важнейшими подходами клиент-центрированной психотерапии Роджерса. Основные принципы разговорной психотерапии разработаны в Германии Таушем (Tausch R.) и Хельмом (Helm J.).

Согласно представлениям Тауша, пациент обладает способностью понять и самостоятельно изменить те стороны своей личности и своего поведения, которые препятствуют самоактуализации. Реализация этих способностей пациента становится возможной в том случае, если психотерапевт не навязывает пациенту своего видения, понимания, интерпретаций и гипотез, а старается понять его на основе вербализации его эмоциональных состояний и переживаний. С помощью психотерапевта пациент сам может справиться с существующими проблемами, конфликтами и трудными ситуациями, и те способы перестройки, изменений, которые он находит самостоятельно, с точки зрения Тауша, являются более адекватными и конструктивными, приносят больше удовлетворения, повышают уверенность в себе, степень самоуважения и самооценку, что в конечном счете и способствует становлению зрелой, самоактуализирующейся личности.

Основными понятиями в системе разговорной психотерапии являются:

  • самоэксплорация (степень ее определяет, в какой мере пациент включает в беседу свое собственное поведение и личные эмоциональные переживания, раздумывает над ними или делает из них выводы для себя);
  • вербализация (описание эмоциональных переживаний пациента психотерапевтом, вскрытие экстернального и интернального содержания его высказываний);
  • положительная оценка и эмоциональная теплота (признание пациента как личности, забота о нем как о самостоятельном человеке, готовность принять участие в его переживаниях);
  • самоконгруэнтность (совпадение словесной аргументации с внутренним состоянием психотерапевта);
  • самовыражение (высказывания психотерапевта, в которых он передает свои собственные, относящиеся к актуальной ситуации психотерапии переживания).

Хельм в качестве основных терапевтических переменных разговорной психотерапии выделяет: принятие, или безусловную положительную оценку, эмпатию, или вербализацию содержания эмоциональных состояний и переживаний, собственную конгруэнтность или истинность поведения психотерапевта. Реализация этих основных терапевтических переменных означает для Хельма:

  1. настоящее эмоциональное увлечение и вовлеченность психотерапевта в психотерапевтическую ситуацию, его понятность как человека для пациента;
  2. создание безопасной атмосферы как предпосылки к восприятию, принятию и изменению несовместимых ранее чувств, желаний и потребностей пациента;
  3. ориентацию всех действий психотерапевта на внутренний мир пациента, на сообщаемое им содержание.

Представители разговорной психотерапии считают, что основная цель психотерапевта заключается в вербализации, отражении чувств и переживаний пациента, которые не должны выходить за рамки их содержания, что различные интерпретации со стороны психотерапевта, построение гипотез недопустимы. В соответствии с этим подготовка психотерапевтов в разговорной психотерапии предусматривает в качестве одного из важнейших элементов последовательное обучение различным уровням вербализации.

Разговорная психотерапия реализуется как в индивидуальном, так и в групповом варианте. Групповая психотерапия в рамках этой концепции имеет свою специфику. Хельм считает, что фаза конфронтации членов группы с психотерапевтом (вторая фаза групповой психотерапии) вызывает чрезмерную фрустрацию пациентов, а потому поведение психотерапевта должно быть направлено не на усиление ее, а на устранение. Основным содержанием этой фазы должно быть стремление членов группы к внутренней согласованности, к исследованию Мы-группы, преодолению негативных чувств и развитию близости между ее участниками.

Ключевые слова: Психотерапия
Источник: Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Материалы по теме
Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности
Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Мн., 2010
Социотерапия
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Музыкотерапия
Осипова А.А., Общая психокоррекция
Факторы лечебного действия психотерапии. Эффективность психотерапии
Александров А.А., Современная психотерапия
Психоаналитическая психотерапия
Соловьева С.Л., Психотерапия
Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия
Учебное пособие «Психотерапия» подготовлено сотрудниками Военно-медицинской академии им. С....
Зависимость от психотерапевта
Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Методы телесно-ориентированного направления психотерапии
Русланов Д.В. Психология: базовая теория и практика. -2-е изд., переработанное и дополненное...
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий