Антикризисный менеджмент

Понятия «кризис», «кризисная ситуация» означают различные события и процессы, мешающие нормальному функционированию компании (от незначительных сбоев и помех через конфликты вплоть до ликвидации компании), которые можно характеризовать как катастрофические для данной компании.

Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих превентивных мер, могут привести к чрезмерному |«сбалансированию экономического организма компании с соответствующей неспособностью продолжения финансового обеспечения своей деятельности, что квалифицируется как банкротство.

Антикризисное регулирование — это макроэкономическая категория. Оно содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные МП защиту компаний от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае нецелесообразности их дальнейшего функционирования.

Антикризисное управление (или антикризисный менеджмент, Что одно и то же) — совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретной компании. Антикризисный менеджмент является категорией микроэкономической и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне компании при ее оздоровлении или ликвидации.

Сложилось мнение, что система антикризисного менеджмента — это и есть система банкротства в компании. На самом деле следует трактовать это понятие несколько шире: в понятие антикризисного менеджмента следует включить превентивные меры и для сравнительно благополучных компаний с целью предупреждения появления признаков возможного банкротства.

Будем понимать антикризисный менеджмент как комплексную систему, включающую мониторинг кризисов, планирование, организацию и проведение мероприятий по сохранению базисных характеристик компании, ее эффективному функционированию.

Таким образом, антикризисный менеджмент тесно связан с основополагающими подсистемами корпоративного управления, в том числе:

  • стратегическим управлением;
  • диагностикой компании;
  • финансовым менеджментом;
  • инновационным менеджментом;
  • менеджментом качества;
  • менеджментом безопасности;
  • менеджментом собственности и пр.

В широком смысле антикризисный менеджмент выступает как:

  • реактивный антикризисный менеджмент, который можно охарактеризовать как планирование и проведение мероприятий, целью которых, как правило, является восстановление прежнего, докризисного состояния;
  • превентивный (предупреждающий) антикризисный менеджмент, имеющий дело с общими целями, которые могут быть сформулированы только на более низкой ступени, чем задачи разработки конкретных мероприятий.

Система антикризисного менеджмента включает совокупность взаимосвязанных элементов: целей, принципов, функций, критериев, организационно-правовых, финансово-экономических и методических средств и др. Исходный пункт формирования системы антикризисного менеджмента — определение и структуризация целей, которые должны быть достигнуты в результате ее функционирования.

Цели

Главной целью создания и приведения в действие системы антикризисного менеджмента в компании является проведение ее структурной перестройки в соответствии с потребностями рынка. Эта цель развертывается в иерархическую последовательность целей и задач. Главная цель реализуется через систему основных целей антикризисного менеджмента, к которым относятся:

  • предотвращение банкротства компании и его социальных последствий;
  • проведение санационных мероприятий;
  • ликвидация подразделений и компаний, которые являются неперспективными и не обладают реальными возможностями для восстановления платежеспособности.

Система антикризисного менеджмента в компании является составным элементом корпоративного менеджмента и включает в себя обеспечивающую и функциональную части. Первую составляют подсистемы организационного, методического, нормативного и правового обеспечения. Функциональная часть объединяет функции управления кризисными ситуациями и представляет собой комплекс экономических и организационных методов, обеспечивающих решение задач диагностики финансового состояния компании, контроля и своевременного упреждения и предотвращения приближающихся кризисных ситуаций, финансового оздоровления и преодоления состояния неплатежеспособности. Основными задачами процесса диагностики кризисных ситуаций и состояния банкротства являются:

  • анализ финансового состояния компании и его прогноз на предстоящий период;
  • своевременное обнаружение причин и основных факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций;
  • мониторинг внешней и внутренней среды компании и прогноз ее развития;
  • обнаружение ранее незаметных признаков грядущего неблагополучия компании.

Принципы

Как показывает мировая практика, указанные цели и задачи достигаются при соблюдении следующих принципов:

  1. установления стабильных единых и надежных для всех хозяйствующих субъектов коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности компании;
  2. предоставления возможности должникам, выполняющим обязательства, возобновления своей деятельности;
  3. введения системы мер безопасности при банкротстве и экономическом спаде;
  4. создания системы мер возрождения бизнеса;
  5. создания механизма регулирования финансовых дел должников, выполняющих свои обязательства, в целях оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;
  6. создания коммерческой и правовой систем для поощрения работы надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;
  7. ограждения правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала компании и насаждения споров и тяжб;
  8. сохранения в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных компаний, имеющих финансовые трудности;
  9. создания таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы антикризисного управления в случае ликвидации обанкротившихся компаний и позволять справедливо распределять активы должника.

Таким образом, система антикризисного менеджмента носит оберегающий характер и нацелена на поддержку компании, которая имеет хотя бы какие-нибудь шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

На нынешнем этапе развития российской экономики выявление неблагоприятных тенденций развития компаний, предсказание банкротства приобретают первостепенное значение.

Антикризисный подход к функционированию компании означает не только проведение антикризисных мер в случае наступления кризисной ситуации, но и контроль возможности появления ее признаков в условиях нормальной деятельности.

Антикризисный менеджмент компании нацелен не только на выживание компании в кризисных ситуациях, но в первую очередь на избежание таких ситуаций, т.е. на мониторинг состояния компании, проведение диагностики как компании, так и внешней среды с целью предупреждения событий, ведущих к развитию кризисных ситуаций.

Ключевые слова: Кризис, Управление
Источник: Корпоративный менеджмент
Материалы по теме
Управление кризисом
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Принципы антикризисного управления персоналом
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Групповая готовность управленческой команды к деятельности в кризисных ситуациях
...
Признаки и особенности антикризисного управления
«Антикризисное управление. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008
Общая схема механизма управления в кризисной ситуации
«Антикризисное управление. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008
Специфика банковского менеджмента
Костерина Т.М. - Банковское дело
Планирование процесса управления качеством
Ребрин - Управление качеством
Кризис семи лет
Абдурахманов Р.А., История психологии
Оставить комментарий