Антикризисный менеджмент

Понятия «кризис», «кризисная ситуация» означают различные события и процессы, мешающие нормальному функционированию компании (от незначительных сбоев и помех через конфликты вплоть до ликвидации компании), которые можно характеризовать как катастрофические для данной компании.

Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих превентивных мер, могут привести к чрезмерному |«сбалансированию экономического организма компании с соответствующей неспособностью продолжения финансового обеспечения своей деятельности, что квалифицируется как банкротство.

Антикризисное регулирование — это макроэкономическая категория. Оно содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные МП защиту компаний от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае нецелесообразности их дальнейшего фу I акционирования.

Антикризисное управление (или антикризисный менеджмент, Что одно и то же) — совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретной компании. Антикризисный менеджмент является категорией микроэкономической и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне компании при ее оздоровлении или ликвидации.

Сложилось мнение, что система антикризисного менеджмента — это и есть система банкротства в компании. На самом деле следует трактовать это понятие несколько шире: в понятие антикризисного менеджмента следует включить превентивные меры и для сравнительно благополучных компаний с целью предупреждения появления признаков возможного банкротства.

Будем понимать антикризисный менеджмент как комплексную систему, включающую мониторинг кризисов, планирование, организацию и проведение мероприятий по сохранению базисных характеристик компании, ее эффективному функционированию.

Таким образом, антикризисный менеджмент тесно связан с основополагающими подсистемами корпоративного управления, в том числе:
- стратегическим управлением;
- диагностикой компании;
- финансовым менеджментом;
- инновационным менеджментом;
- менеджментом качества;
- менеджментом безопасности;
- менеджментом собственности и пр.

В широком смысле антикризисный менеджмент выступает как:
• реактивный антикризисный менеджмент, который можно охарактеризовать как планирование и проведение мероприятий, целью которых, как правило, является восстановление прежнего, докризисного состояния;
• превентивный (предупреждающий) антикризисный менеджмент, имеющий дело с общими целями, которые могут быть сформулированы только на более низкой ступени, чем задачи разработки конкретных мероприятий.

Система антикризисного менеджмента включает совокупность взаимосвязанных элементов: целей, принципов, функций, критериев, организационно-правовых, финансово-экономических и методических средств и др. Исходный пункт формирования системы антикризисного менеджмента — определение и структуризация целей, которые должны быть достигнуты в результате ее функционирования.

Главной целью создания и приведения в действие системы антикризисного менеджмента в компании является проведение ее структурной перестройки в соответствии с потребностями рынка. Эта цель развертывается в иерархическую последовательность целей и задач. Главная цель реализуется через систему основных целей антикризисного менеджмента, к которым относятся:
• предотвращение банкротства компании и его социальных последствий;
• проведение санационных мероприятий;
• ликвидация подразделений и компаний, которые являются неперспективными и не обладают реальными возможностями для восстановления платежеспособности.

Система антикризисного менеджмента в компании является составным элементом корпоративного менеджмента и включает в себя обеспечивающую и функциональную части. Первую составляют подсистемы организационного, методического, нормативного и правового обеспечения. Функциональная часть объединяет функции управления кризисными ситуациями и представляет собой комплекс экономических и организационных методов, обеспечивающих решение задач диагностики финансового состояния компании, контроля и своевременного упреждения и предотвращения приближающихся кризисных ситуаций, финансового оздоровления и преодоления состояния неплатежеспособности. Основными задачами процесса диагностики кризисных ситуаций и состояния банкротства являются:
- анализ финансового состояния компании и его прогноз на предстоящий период;
- своевременное обнаружение причин и основных факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций;
- мониторинг внешней и внутренней среды компании и прогноз ее развития;
- обнаружение ранее незаметных признаков грядущего неблагополучия компании.

Как показывает мировая практика, указанные цели и задачи достигаются при соблюдении следующих принципов:
1) установления стабильных единых и надежных для всех хозяйствующих субъектов коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности компании;
2) предоставления возможности должникам, выполняющим обязательства, возобновления своей деятельности;
3) введения системы мер безопасности при банкротстве и экономическом спаде;
4) создания системы мер возрождения бизнеса;
5) создания механизма регулирования финансовых дел должников, выполняющих свои обязательства, в целях оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;
6) создания коммерческой и правовой систем для поощрения работы надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;
7) ограждения правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала компании и насаждения споров и тяжб;
8) сохранения в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных компаний, имеющих финансовые трудности;
9) создания таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы антикризисного управления в случае ликвидации обанкротившихся компаний и позволять справедливо распределять активы должника.

Таким образом, система антикризисного менеджмента носит оберегающий характер и нацелена на поддержку компании, которая имеет хотя бы какие-нибудь шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

На нынешнем этапе развития российской экономики выявление неблагоприятных тенденций развития компаний, предсказание банкротства приобретают первостепенное значение.

Антикризисный подход к функционированию компании означает не только проведение антикризисных мер в случае наступления кризисной ситуации, но и контроль возможности появления ее признаков в условиях нормальной деятельности.

Антикризисный менеджмент компании нацелен не только на выживание компании в кризисных ситуациях, но в первую очередь на избежание таких ситуаций, т.е. на мониторинг состояния компании, проведение диагностики как компании, так и внешней среды с целью предупреждения событий, ведущих к развитию кризисных ситуаций.

Источник: 
Корпоративный менеджмент