Антикризисный менеджмент

Понятия «кризис», «кризисная ситуация» означают различные события и процессы, мешающие нормальному функционированию компании (от незначительных сбоев и помех через конфликты вплоть до ликвидации компании), которые можно характеризовать как катастрофические для данной компании.

Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих превентивных мер, могут привести к чрезмерному |«сбалансированию экономического организма компании с соответствующей неспособностью продолжения финансового обеспечения своей деятельности, что квалифицируется как банкротство.

Антикризисное регулирование — это макроэкономическая категория. Оно содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные МП защиту компаний от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае нецелесообразности их дальнейшего функционирования.

Антикризисное управление (или антикризисный менеджмент, Что одно и то же) — совокупность форм и методов реализации антикризисных процедур применительно к конкретной компании. Антикризисный менеджмент является категорией микроэкономической и отражает производственные отношения, складывающиеся на уровне компании при ее оздоровлении или ликвидации.

Сложилось мнение, что система антикризисного менеджмента — это и есть система банкротства в компании. На самом деле следует трактовать это понятие несколько шире: в понятие антикризисного менеджмента следует включить превентивные меры и для сравнительно благополучных компаний с целью предупреждения появления признаков возможного банкротства.

Будем понимать антикризисный менеджмент как комплексную систему, включающую мониторинг кризисов, планирование, организацию и проведение мероприятий по сохранению базисных характеристик компании, ее эффективному функционированию.

Таким образом, антикризисный менеджмент тесно связан с основополагающими подсистемами корпоративного управления, в том числе:

  • стратегическим управлением;
  • диагностикой компании;
  • финансовым менеджментом;
  • инновационным менеджментом;
  • менеджментом качества;
  • менеджментом безопасности;
  • менеджментом собственности и пр.

В широком смысле антикризисный менеджмент выступает как:

  • реактивный антикризисный менеджмент, который можно охарактеризовать как планирование и проведение мероприятий, целью которых, как правило, является восстановление прежнего, докризисного состояния;
  • превентивный (предупреждающий) антикризисный менеджмент, имеющий дело с общими целями, которые могут быть сформулированы только на более низкой ступени, чем задачи разработки конкретных мероприятий.

Система антикризисного менеджмента включает совокупность взаимосвязанных элементов: целей, принципов, функций, критериев, организационно-правовых, финансово-экономических и методических средств и др. Исходный пункт формирования системы антикризисного менеджмента — определение и структуризация целей, которые должны быть достигнуты в результате ее функционирования.

Цели

Главной целью создания и приведения в действие системы антикризисного менеджмента в компании является проведение ее структурной перестройки в соответствии с потребностями рынка. Эта цель развертывается в иерархическую последовательность целей и задач. Главная цель реализуется через систему основных целей антикризисного менеджмента, к которым относятся:

  • предотвращение банкротства компании и его социальных последствий;
  • проведение санационных мероприятий;
  • ликвидация подразделений и компаний, которые являются неперспективными и не обладают реальными возможностями для восстановления платежеспособности.

Система антикризисного менеджмента в компании является составным элементом корпоративного менеджмента и включает в себя обеспечивающую и функциональную части. Первую составляют подсистемы организационного, методического, нормативного и правового обеспечения. Функциональная часть объединяет функции управления кризисными ситуациями и представляет собой комплекс экономических и организационных методов, обеспечивающих решение задач диагностики финансового состояния компании, контроля и своевременного упреждения и предотвращения приближающихся кризисных ситуаций, финансового оздоровления и преодоления состояния неплатежеспособности. Основными задачами процесса диагностики кризисных ситуаций и состояния банкротства являются:

  • анализ финансового состояния компании и его прогноз на предстоящий период;
  • своевременное обнаружение причин и основных факторов, способствующих развитию кризисных ситуаций;
  • мониторинг внешней и внутренней среды компании и прогноз ее развития;
  • обнаружение ранее незаметных признаков грядущего неблагополучия компании.

Принципы

Как показывает мировая практика, указанные цели и задачи достигаются при соблюдении следующих принципов:

  1. установления стабильных единых и надежных для всех хозяйствующих субъектов коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности компании;
  2. предоставления возможности должникам, выполняющим обязательства, возобновления своей деятельности;
  3. введения системы мер безопасности при банкротстве и экономическом спаде;
  4. создания системы мер возрождения бизнеса;
  5. создания механизма регулирования финансовых дел должников, выполняющих свои обязательства, в целях оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;
  6. создания коммерческой и правовой систем для поощрения работы надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;
  7. ограждения правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала компании и насаждения споров и тяжб;
  8. сохранения в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных компаний, имеющих финансовые трудности;
  9. создания таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы антикризисного управления в случае ликвидации обанкротившихся компаний и позволять справедливо распределять активы должника.

Таким образом, система антикризисного менеджмента носит оберегающий характер и нацелена на поддержку компании, которая имеет хотя бы какие-нибудь шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

На нынешнем этапе развития российской экономики выявление неблагоприятных тенденций развития компаний, предсказание банкротства приобретают первостепенное значение.

Антикризисный подход к функционированию компании означает не только проведение антикризисных мер в случае наступления кризисной ситуации, но и контроль возможности появления ее признаков в условиях нормальной деятельности.

Антикризисный менеджмент компании нацелен не только на выживание компании в кризисных ситуациях, но в первую очередь на избежание таких ситуаций, т.е. на мониторинг состояния компании, проведение диагностики как компании, так и внешней среды с целью предупреждения событий, ведущих к развитию кризисных ситуаций.

Ключевые слова: Кризис, Управление
Источник: Корпоративный менеджмент
Материалы по теме
Признаки и особенности антикризисного управления
«Антикризисное управление. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008
Общая схема механизма управления в кризисной ситуации
«Антикризисное управление. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008
Управление кризисом
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Принципы антикризисного управления персоналом
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Групповая готовность управленческой команды к деятельности в кризисных ситуациях
...
Теории лидерства и стили управления
Самыгин С.И., Психология управления
Психология творческого кризиса
Психология кризисных и экстремальных ситуаций: учебник / под ред. Н. С. Хрусталёвой. — СПб...
Финансовый менеджмент
Корпоративный менеджмент
Оставить комментарий