Управление кризисом

Кризис представляет собой глубокое расстройство, резкий перлом, период обострения противоречий в процессе развития какой-либо сферы человеческой деятельности.  Кризисы можно подразделить на экономические, политические и социальные, той или иной системы.

Выделяются также образы кризисов: кризис как потрясение; кризис как тупик; кризис как патосостояние и кризис с летальным исходом. Самый слабый, мягкий кризис можно определить как потрясение системы, ее расстройство, перебой в ее функционировании. Для этого образа кризиса характерно то, что никаких более глубоких и трагичных изменений не происходит. После своеобразной «встряски» система продолжает свою жизнедеятельность с небольшими корректировками.

Более сложный, глубокий кризис – кризис как тупик.  В этом случае в результате кризиса система в своем развитии попадает в тупик. Для выхода из такого кризиса системе необходимо «повернуть назад», с тем, чтобы по достижении определенного «базового» момента выбрать новые ориентиры, новый путь развития.

Кризис как патосостояние  – своеобразная «болезнь» системы. Соответственно выведение из этого состояния будет аналогично лечению. Для этого необходимо поставить диагноз, выяснить причины заболевания и непосредственно лечить либо путем устранения (изменения) факторов, повлекших заболевание, либо путем устранения(изменения) конкретных внешних проявлений заболевания (симптоматическое лечение). Кризис с летальным исходом проявляется в полном разрушении, ликвидации системы. Выход из такого кризиса будет представлять собой обновление, создание нового по сути своей организма. В работах зарубежных специалистов применяется понятие «управление кризисом», или кризис-менеджмент, которое во многом сопоставимо с понятием «антикризисное управление». Так, управление кризисами понимается как совокупность мер, направленных на упреждение, реагирование и изучение кризисов.

Стратегия управления кризисами  включает четыре взаимосвязанных направления:

  • управление кризисами (ограничение их последствий, компенсация причиненного ущерба и возврат к предшествующей ситуации);
  • подготовка к кризисам (в частности, формирование отделов кризисов);
  • предупреждение кризисов (снижение вероятности их возникновения на основе критической оценки продукции, услуг и методов производства);
  • предотвращение контрпроизводства, под которым понимаются деструктивные последствия производства как в «нормальных», так и в кризисных условиях. Функциями антикризисного управления  являются виды деятельности, которые отражают предмет управления и определяют его результат. Они отвечают на вопрос: что надо делать, чтобы управлять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса. Выделяют шесть функций управления: предкризисное управление, управление в условиях кризиса, управление процессами выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций, минимизация потерь и упущенных возможностей, своевременное принятие решений.

Эффективность управления кризисами  достигается на основе:

  • профессионализма антикризисного управления и его специальной подготовки;
  • обладания искусством управления;
  • методологии разработки рискованных решений;
  • научного анализа обстановки, прогнозирования тенденций;
  • корпоративности, т. е. принятии всеми работниками целей организации;
  • лидерства как характеристики организации управления организацией;
  • оперативности и гибкости управления;
  • стратегии и качества антикризисных программ;
  • опоры на человеческий фактор;
  • системы мониторинга антикризисных ситуаций.
Ключевые слова: Кризис, Управление
Источник: Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Материалы по теме
Принципы антикризисного управления персоналом
Замедлина Е.А., Жулина Е.Г., Шпаргалка по основам менеджмента
Групповая готовность управленческой команды к деятельности в кризисных ситуациях
...
Антикризисный менеджмент
Корпоративный менеджмент
Признаки и особенности антикризисного управления
«Антикризисное управление. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008
Общая схема механизма управления в кризисной ситуации
«Антикризисное управление. Конспект лекций»: Эксмо; Москва; 2008
Системы управления и их свойства
Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,...
Японская управленческая культура
...
Акт управления как основная форма государственного управления
Гречина Л. А., Административное право РФ. Курс лекций; учебное пособие. — Москва ; РГ-Пресс...
Оставить комментарий