Защита прав и свобод человека как одна из главнейших функций государства

Понимание проблемы прав человека неразрывно связано с пониманием самого человека как живого существа, части природы, общественного явления, разумного творца, главного объекта и субъекта исторического действия. Другими словами, проблема прав и свобод человека — это одна из основных проблем, если не вся суть философии жизни. Это — проблема разумности и справедливости человеческих отношений, места индивидуума и групп людей в них, отношений общества и государства к человеку и наоборот.

Права и свободы человека — это сложный комплекс естественных и рукотворных условий и факторов, необходимых для нормального функционирования индивидуума как творца, работника, человека и гражданина, придающих общественной жизни то или иное качество, делающих ее полноценной и комфортной или бедной и тяжелой для ее участников. Это — прямое выражение человеческого достоинства и одно из главных составляющих феномена, именуемого гуманизмом, человечностью. Корректное соблюдение всеми участниками общественной жизни прав и свобод каждого человека, эффективное содействие этому во всех случаях, когда отдельные индивидуумы по тем или иным причинам оказываются неспособными сделать это самостоятельно, уважительное отношение к их жизни и свободе равнозначны уважению достоинства человека и осознанию своей собственной принадлежности к роду человеческому. В этом, в конечном счете, и состоит истинный гуманизм.

Права человека по праву считаются выражением его гордости и достоинства. Так, на коллоквиуме по проблеме прав и свобод, организованном Международным институтом прав человека (5—6 марта 1971 г.) один из авторов проекта Всеобщей декларации прав человека лауреат Нобелевской премии Р. Кассэн назвал права человека «особой ветвью общественных наук, предметом которой является изучение человеческих отношений и человеческого достоинства при определении прав и способностей, необходимых для полного развития личности каждого человека» [см.: The Internationa], 1982, XVI].

Международные декларации, пакты и конвенции о правах человека классифицируют их по многим параметрам. Это:

  • права человека и права гражданина;
  • права абсолютные и неотъемлемые, и права относительные и прогрессивные;
  • права естественные, универсальные, и права позитивные и приобретаемые.

Все они, в свою очередь, делятся на:

  • права человека, имеющие целью защиту жизни, свободы, а также физической и моральной целостности личности (право на жизнь, свободу от рабства, крепостного и принудительного труда, свобода от пыток или жестокого нечеловеческого или деградирующего обращения или наказания, свобода от произвольного ареста или задержания, право на справедливый суд, право на частную жизнь, право на свободу мысли, совести и религии);
  • гражданские и политические права (право на свободу мнения и выражения, право на мирные собрания и ассоциации, право выбора и быть избираемым и т. д.);
  • экономические, социальные и культурные права во всем их многообразии.

Другой критерий классификации прав и свобод человека — это способ пользования ими. В этой связи права и свободы человека делят на индивидуальные, групповые и коллективные. Подобное деление является несколько относительным, ибо не всегда можно с точностью определять, какие права к какой группе относятся.

Все права человека взаимосвязаны и дополняют друг друга. Все они «проистекают из достоинства и ценности, присущих человеческой личности, и ...человеческая личность является центральным субъектом прав человека и основных свобод и, соответственно, должна быть основным пользователем этих прав и свобод, и активно участвовать в их реализации», — говорится в преамбуле Декларации Всемирной конференции по правам человека в Вене (июнь 1993 г.).

Речь идет, таким образом, о единой и стройной системе прав и свобод, обусловленной многогранностью самой жизни. Она дифференцирована на множество сфер, областей и аспектов, в которых все люди в той или иной степени принимают участие. Каждая из них порождает особую группу прав и свобод человека.

Г. Гроций отождествлял право со справедливостью: право означает то, что справедливо. По его мнению, это моральное качество, приданное человеку и справедливо наделяющее его некоторой особой привилегией совершать какое-то специфическое действие. Его права являются врожденными, хотя они иногда относятся так же и к вещам, как пользование землей, природными ресурсами, и называются реальными правами, в противоположность персональным правам. Совершенное моральное качество человека именуется способностью, а несовершенное — склонностью. Применительно к природным явлениям первое предполагает действие, а второе — власть [Grotius. Hugo, III—IV].

Исследователи и защитники современной демократии неразрывно связывают права человека с общественными отношениями, человеческим достоинством и формированием способностей, необходимых для полного развития личности каждого человека [см: The International, 1982, XVI]. Так, один из крупных исследователей прав человека К. Васак видел прямую связь между состоянием государственного управления и правами человека. Наука прав человека, считал он, «рассматривает отдельного человека, живущего в государстве, который, подвергнувшись оскорблению, или, став жертвой ситуации, пользуется защитой закона, должным заступничеством национального суда или суда международной организации... и теми правами, особенно правами равенства, которые гармонизируются с требованиями общественного порядка» [The International, 1982, XVI].

Естественно поэтому, что без признания и уважения достоинства человека на всех этапах его жизни и постоянного равнения государственных институтов на этот фактор не может быть и речи о каких-то реальных правах и свободах.

Права и свободы — это не только некие юридические нормы, устанавливаемые государствами или международным сообществом, за нарушение которых неизбежно следует такая-то кара (если не на государственном уровне, то на международном). Они должны пониматься так же и как первичные условия успешного функционирования любого социума, нормальной жизнедеятельности свободного человека, реализации им всех своих человеческих потенций.

Внимательный анализ всей мировой практики в области прав и свобод человека показывает, что в большинстве стран права и свободы человека провозглашаются и пропагандируются лишь в демагогических целях. Как правило, пишут и говорят о правах и свободах вообще, а человек при этом как бы отсутствует. Это не просто небрежность или недостаточное понимание проблемы, а определенная тактика политической власти. Ведь если акцент делается на права, то проблема становится чисто юридической, с акцентом на законы, кодексы, судебные институты и карательные учреждения. Таким подходом как бы обосновывается необходимость дальнейшего усиления политического общества и зависимости от него всего живущего и функционирующего в нем, то есть гражданского общества. Когда же акцент делается на слове «человек», проблема приобретает, во-первых, социальный и гуманистический, и, во-вторых, универсальный характер.

Одним из первых на принципиальные различия между обществом и государством указал англо-американский мыслитель Т. Пейн.

«Некоторые авторы так путают общество с государством, — писал он, — не делают малейших или никаких различий между ними; в то время как они не только различны, но и имеют разное происхождение. Общество порождено нашими потребностями, государство — нашими пороками и злом; первое способствует продвижению нашего счастья в положительном направлении, объединяя наши привязанности и интересы, последнее — отрицательно, ограничивая наши недостатки. Первое поощряет общение, второе создает различия. Первое — патрон, последнее — каратель (punisher)» [Paine, Thomas. 1776, 19].

Гражданское общество — это синоним социума в эпоху буржуазной демократии, это сообщество граждан. Социум существует всегда, начиная с появления на земле людей. Он функционировал первоначально как родовое, а затем рабовладельческое или феодальное общество. Родовое общество еще не знало имущественного неравенства между людьми, а соответственно, и публичной власти со всеми ее институтами. Оно функционировало как одномерное образование, оценивавшее деяния всех своих членов в соответствии со сложившимися здесь естественным образом нормами и правилами. Оно — носитель социальной власти, необходимой для упорядочивания и цементирования общественной жизни. Политическое общество, государство, политическая власть — явления более позднего происхождения. Они возникают тогда, когда социальные, религиозные, этнические, нравственные нормы оказываются уже недостаточными для урегулирования усложнившихся отношений между людьми и их группами. Возникает необходимость в сильной и авторитетной публичной власти, в единых для всех его членов общества правовых (в дополнение к уже существующим, социальным), нормах жизни. Практическая реализация этой потребности происходит путем образования политического общества или государства и ведет к формированию, наряду с уже существовавшими и извечными для человека экономической, социальной и духовной сферами жизни и относительно самостоятельной политической сферы. Политическое общество, государство не заменяют собой гражданское общество, а только лишь наделяет его некоторыми новыми чертами и характеристиками, делают многомерным. Говоря образно, гражданское общество и государство — это то же самое, что человек и его одежда или человек и его жилье, которых он изобрел и постоянно совершенствует для своих собственных удобств. Первое более устойчиво, постоянно, подвергается преимущественно качественным изменениям, второе же — мобильно, более изменчиво. Государство — это своего рода шагреневая кожа, сужающаяся или расширяющаяся в зависимости от обстоятельств. Подобно одежде на человеке, количество и качество которой зависят от климатических и иных факторов, государства может быть «больше» или «меньше» в зависимости от социального климата внутри отдельных обществ и их качественных характеристик, а также от международного климата. Утверждать или полагать, что государство, его институты управляют гражданским обществом — это примерно то же самое, что и допускать, что наша одежда или зонтик в наших руках для защиты от дождя управляют нами. Эти, создаваемые человеком, атрибуты защищают его от невзгод, болезней, делают его жизнь уютной, здоровой, а поведение — оптимистичным. Примерно таковы же и функции политического общества, государства, политической власти, но применительно ко всему гражданскому обществу.

Существуют объективные критерии соответствия политической власти своему призванию и ожиданиям гражданского общества. Их много. Наиболее важными и определяющими из них являются:

  • степень общественного согласия в обществе и безопасности его граждан;
  • степень реализации прав и свобод каждым членом этого общества;
  • авторитет государства как арбитра, как планировщика и регулировщика социально-политических процессов;
  • верность государства и его служащих своему долгу, их компетентность и тесная связь с народом, которому они служат;
  • обусловленные всеми ими показатели человеческого и общественного развития (жизненный уровень, здоровье людей, интеллектуальный потенциал, продолжительность жизни, социальный климат).

Эффективное управление — это обеспечение максимальной гармонии общественных отношений и безопасности каждого их участника путем правового регулирования возникающих между ними отношений как собственников средств производства и неимущих, работодателей и наемных работников, хозяев и подневольных, производителей и потребителей, представителей разных социальных, этнических, религиозных, культурных и иных групп и слоев. Это — правовое регулирование отношений и проблем владения, пользования, купли, продажи, обмена, распоряжения, получения и передачи знаний, их применения на практике. Безопасность члена гражданского общества, человека и гражданина — это прежде всего безопасность его жизни, возможность трудиться, реализовать его знания и способности, получать за свой труд нужное количество необходимых средств существования, учиться, иметь возможность отдыхать, восстанавливать затраченную энергию, лечиться, пройти качественную социализацию, оставаясь на всех этапах жизни свободным и равноправным членом своего общества. Отсюда одна из наиважнейших функций власти — гарантировать каждому члену общества возможность трудиться в соответствии с его способностями и дарованиями, а также получать справедливое вознаграждение за свой труд (оплата труда, заработную плату, жалованье) в соответствии с его количеством и качеством.

Власть обязана в долгосрочных интересах всего общества и стабильности государства управлять этими процессами, правовым путем регулировать отношения купли-продажи, гарантируя оплату труда в разумных размерах. Такая необходимость признана ныне всем мировым сообществом, что нашло свое выражение в международных соглашениях о правах человека, провозгласивших право работника на достойное вознаграждение за свой труд. ВДПЧ говорит о праве на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, «обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения». Эта формулировка повторена в международных пактах о правах человека, в Европейской социальной хартии и в конвенциях МОТ.

Государственная власть призвана законодательно устанавливать пределы дозволенного в обществе и, в данном случае, не позволять оплачивать труд ниже международно признанного уровня. Во многих странах это делается и практически — в одних фактически, в других — формально. Как правило, устанавливается минимальная почасовая оплата труда. В 2000 г. в США она составляла 5 долл. 70 центов, в Новой Зеландии — 7 долл. 20 центов за час труда взрослых и 4 долл. 50 центов за час труда детей до 14 лет. Можно ли считать политическое управление рациональным, если минимальный размер оплаты труда устанавливается в размере 5—7 долл, в месяц, ставя граждан в условия ниже физиологического минимума? Даже прожиточный минимум — это сигнал тревоги, опасная черта, ниже которой начинается разрушение организма с необратимыми последствиями для здоровья человека.

Плоды земли и ее недр, даже согласно Библии, призваны служить живущим людям, и это естественно, что признается ныне и нормами международного права и правам народов. Суверенитет над природными ресурсами, гласит резолюция ООН «О постоянном суверенитете над природными ресурсами» (Резолюция ГА ООН 1803 (XVII) от 14 декабря 1962 г.), должен осуществляться в интересах национального развития и благосостояния населения стран, на территории которых эти богатства и ресурсы располагаются. Открытие, развитие и размещение этих ресурсов, а также вложения иностранного капитала в этих целях должны происходить в соответствии со свободно установленными самими народами правилами и условиями. Полученная прибыль должна быть распределена в размерах, согласованных государством-реципиентом и инвестором. Это ни в коем случае не должно вести к ослаблению суверенитета государства над его естественными богатствами и ресурсами. Национализация, конфискация или реквизиция могут быть основаны на соображениях общественной целесообразности, безопасности или национального интереса, которые очевидным образом стоят выше индивидуальных или частных интересов, независимо от того, являются они внутренними или иностранными.

Ключевые слова: Права человека, Свобода, Государство
Источник: Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы государственной политики и управления / Под ред. Л.В.Сморгунова. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. — 384 с.
Материалы по теме
Правовое и социальное государство
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник для вузов. — 3-е изд.,...
Государственный кредит и его сущность
Эриашвили Н. Д., Финансовое право
Органы государственной власти и государственная политика
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Государственное управление: сущность, специфика, функции
Бурганова Л.А. - Теория управления (Высшее образование) - 2009
Понятие государственного бюджета
Липсиц И.В., Экономика
Конфликты как объект государственного управления
Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы...
Административно-территориальные формы организации государственной власти
Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. — СПб.: Питер, 2005...
Социально-экономическая сущность государственного кредита
В.В. Ковалев (ред.) - Финансы 2006
Оставить комментарий