Свобода воли и детерминизм

Вы читаете этот урок по собственному выбору или по принуждению? Под принуждением я не подразумеваю указание вашего преподавателя: «Прочтите Урок 2 назавтра». Это пример мягкого (и благожелательного) воздействия, но это не принуждение. Принуждение — это сила, которой вы практически не можете противостоять. Некоторые психологи будут утверждать, что свободы воли у вас нет, и поэтому вы читаете не по своему выбору, а по принуждению.

«Минуточку, — говорите вы. — Я знаю, что у меня есть свобода воли, потому что прямо в эту минуту в комнате моего друга вечеринка, и мне приходится мобилизовать свою волю, чтобы читать этот урок, а не пойти туда». Психологи снисходительно улыбаются и говорят: «Эта борьба иллюзорна. Выбора нет, только зависимость стимул—реакция. Как вам предопределено себя вести, так вы себя и ведете».

«Неужели? — парируете вы. — Смотрите». Вы громко захлопываете книгу и направляетесь к двери. Они лениво говорят: «Очень неубедительно. Все, что ваш театральный жест показывает, — это то, что вам предопределено быть упрямым при столкновении с неприятной идеей».

В этой точке ваши кулаки сжимаются, и вы начинаете скрежетать зубами. Нормальная реакция. Многие ученые и интеллектуалы — в том числе и множество других психологов — реагируют подобным же образом. Многие из них мудро отказались от споров с закоренелыми детерминистами. Они поняли, что невозможно выиграть у того, чье правило гласит: «Все, что ты говоришь, подтверждает мою идею». Это как играть в карты с человеком, который постоянно жульничает.

Это вовсе не означает, что здравомыслящие люди отрицают идею предопределенности (обусловленности). Напротив, они отрицают только крайний взгляд, что все человеческие действия предопределены. Они придерживаются умеренного взгляда: хотя на всех нас воздействует — иногда очень сильно — наше окружение и среда, мы обычно обладаем значительной свободой воли. Здравомыслящие люди скажут, что, возможно, вы читаете этот урок и вследствие некоторого принуждения, но более вероятно, что делаете это вы потому, что выбрали чтение, а не вечеринку. Какую роль предопределенность сыграла в вашем выборе? Они скажут, что она повышает или понижает вероятность выбора одного образа действий по сравнению с другим. Студент, который приучил себя предпочитать разумное действие потаканию своим желаниям, с большей вероятностью будет делать это в каждой конкретной ситуации.

По целому ряду причин важно, чтобы вы приняли этот более умеренный взгляд. Во-первых, вы можете продуктивно обсуждать моральные вопросы только в том случае, если вы согласны, что люди имеют некоторую возможность управлять своим поведением и в этих пределах ответственны за него. (Практически бесполезно обсуждать, какое из двух действий предпочтительнее, если у человека нет возможности сделать между ними выбор.) Кроме того, вы сможете с пользой обсуждать такие общественные вопросы, как ядерное разоружение, тюремная реформа или лечение пожилых людей, только если вы согласны, что отдельные люди или целые сообщества могут менять свою политику и свои приоритеты. Самое же главное — у вас может появиться мотивация подходить к проблемам творчески и критически, только если вы согласны, что вы руководите своими словами и поступками, только если вы убеждены, что добросовестное мышление может что-то изменить.

Источник: 
Винсент Ружиэйро, Мышление.