В настоящее время исследователи еще не обладают диагностической моделью интеллектуального развития. В то же время твердо установлено, что у детей с задержкой чтения наблюдаются нарушения вербальных способностей, оцениваемых с помощью шкал Векслера. Эти результаты совпадают с рядом фактов, подтверждающих существование выраженной зависимости между трудностями усвоения речи и языка, с одной стороны, и задержкой чтения — с другой.
Типичная картина возникновения дефектов выглядит следующим образом.
У ребенка наблюдается задержка в усвоении речи. Затем у него возникают трудности в обучении чтению, а позже сохраняется только серьезное расстройство звуко-буквенного анализа слов. Наблюдаемая связь с задержкой развития речи является, по всей видимости, основной и, вероятно, отражает причино-следственные отношения. Этот вывод вряд ли покажется странным, поскольку чтение связано с письменной формой, а речь с устной формой языка, а повреждение одной из форм языка обычно связано с повреждением и другой его формы.
С задержкой чтения значительно коррелируют и другие задержки развития психических функций. Среди них наиболее важной является функция вербального кодирования и упорядочивания информации. В исследованиях было обнаружено, что плохо читающие дети имеют трудности и в выполнении предъявляемых либо на слух, либо зрительно заданий, содержащих в качестве стимульного материала комбинацию точек и тире. Это может объясняться тем, что таким детям нелегко осуществлять вербальное перекодирование подобной стимуляции (например, одна точка, два тире и три точки), поэтому им приходится запоминать картину всей последовательности.
У многих детей встречаются затруднения при выполнении любого типа задания, включающего установление отношений порядка или последовательности между вещами. Так, например, эти дети с трудом запоминают порядок месяцев в году. Подобная проблема установления порядковых отношений, вероятно, относится к общим трудностям усвоения языка.
Другим распространенным нарушением является путаное представление ребенка о правом и левом. Исследования показывают, что специфическая задержка чтения не имеет значимой корреляции с отсутствием доминантности правой или левой руки, но коррелирует с трудностью в различении правого от левого, особенно при определении правых и левых частей тела у других людей. Плохое чтение очень часто сопровождается плохим почерком, а также может быть связано с широким кругом других нарушений развития, включая неловкость движений и затруднения в дифференциации форм. Однако несмотря на то, что эти феномены важны при анализе индивидуальных случаев, они гораздо менее распространены, чем нарушения развития речи и установления отношений порядка.
По крайней мере у некоторых детей эти различные задержки развития, по-видимому, возникают под влиянием биологических факторов, связанных с работой мозга. Высказывалось предположение, что специфическая задержка чтения может быть вызвана относительным повреждением нормального процесса роста и созревания определенных специфических зон его коры. Важный аргумент в пользу этой точки зрения состоит в том, что нарушения развития, коррелирующие с задержкой чтения, не встречаются у детей более младшего возраста, а у плохо читающих детей эти нарушения уменьшаются по мере того, как они взрослеют.
Приведенные рассуждения носят предварительный характер, поскольку процесс созревания мозга у людей невозможно измерить непосредственно. Весьма вероятной кажется гипотеза, согласно которой мозг развивается неравномерно. Обычно некоторые части мозга опережают в своем созревании другие его части, это наблюдение позволяет предположить то, что по аналогии с этим развитие любой специфической мозговой функции может быть аномально задержанным. К сожалению, неизвестно, как все происходит на самом деле.