Интеллектуальное развитие подростка

Приступая к изучению и усвоению основ наук, которые необходимо усвоить в системе, подросток должен научиться рассуждать теоретически (схема 33).


Для этого уровня развития мышления подростка ХАРАКТЕРНО — осознание им собственных интеллектуальных операций и управления ими

Учебный материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого, чем раньше, уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой — направлен на развитие интеллекта высшего уровня: теоретического, формального, рефлексивного мышления. Такое мышление характерно для юношеского возраста.

Подросток учится рассуждать на основе общих посылок путем построения гипотез и их проверки.

Новое в развитии мышления подростка заключается в его отношении к интеллектуальным задачам, которые требуют их предварительного мысленного решения. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач — важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Подросток на этом уровне развития мышления развивает способность не только абстрагироваться, но и сосредоточивать внимание на собственных интеллектуальных операциях (рефлексивное мышление).

Вместе с тем у подростка возникает интерес к разнообразным абстрактным философским, политическим, этическим проблемам. Подросток рассуждает об идеалах, будущем, формирует все более обобщенный взгляд на мир, т. е. происходит становление мировоззрения.

Существуют различия в мышлении подростков. Одни, опираясь на эмпирический способ мышления, познают предметы и явления на основе сравнения, ориентируясь на внешние особенности учебного материала. Для них главной целью является: «Запомнить все». Другие, более склонные к теоретическому мышлению, познают предметы и явления на основе содержательного анализа вскрывают внутренние зависимости предметов, выделяя закономерности, преобразуют мнемическую задачу в познавательную.

В подростковом возрасте происходит интеллектуализация процессов восприятия. Это необходимое условие успешности усвоения учебного материала, в том числе наглядного: чертежей, схем, рисунков, моделей — для проведения их дальнейшего содержательного анализа.

Подростки все чаще обращаются к творчеству...

Некоторые начинают писать стихи, заниматься другими видами творчества. Л. С. Выготский предположил, что фантазия подростка — это игра ребенка, переросшая в фантазию.

Если в реальной жизни у подростка не удовлетворяются его потребности, то он легко переходит в мир фантазий. В ряде случаев это приносит успокоение, снимает напряженность, устраняет внутриличностный конфликт.

Память подростка

В подростковом возрасте улучшается запоминание словесного и образного материала, повышается скорость запоминания; увеличивается объем материала, хранимого в памяти; усиливается продуктивность памяти (схема 34).


Память наиболее тесно связана с мышлением на различных этапах психического развития. Память подростка все больше обогащается и замещается мышлением. Мышление активно участвует в запоминании и воспроизведении.

У младших школьников преобладает установка на запоминание материала и привычка заучивать материал путем логического осмысления, у подростка сформирована установка на понимание, заучивание логическое, осмысленное. Развивается логическая память. Возрастает число учащихся, сознательно и целенаправленно применяющих приемы опосредствованного запоминания. Существует прямая зависимость между уровнем владения приемами запоминания и использованием их учащимися. И чем продуктивнее запоминание, тем продуктивнее воспроизведение.

Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приведет к перестройке организации мыслительных процессов.

Ситуация. В подростковый период значительно развивается логическая память, развитие механической памяти замедляется. Вместе с тем возникают проблемы с запоминанием, и подростки жалуются на плохую память.
• Какие могут быть возможные причины подобных жалоб?

Решение. Это может быть связано с появлением новых учебных предметов и со значительным увеличением количества информации, которую необходимо запоминать механически. И у подростков появляется интерес к способам улучшения запоминания.

Учитель должен уделять большое внимание развитию у подростков умения логически обрабатывать материал (поиск ассоциаций, выделение опор, смысловая группировка, составление плана, моделирование). В процессе овладения этими приемами подросток ведет работу со специфическими для каждого материала областями, находит их внутреннюю логику. В результате учебной работы у подростка увеличиваются глубина и прочность знаний, развиваются интеллект и способности.

Ситуация. В подростковый период воображение интеллектуал изируется, сближается с теоретическим мышлением.
• Охарактеризуйте особенности воображения подростка. Решение. Сближение теоретического мышления с воображением способствует творчеству: подросток начинает писать стихи, заниматься разного вида конструированием и т. п. От самого творческого процесса он получает удовольствие даже больше, чем от готового продукта.
Нередко неудовлетворенные желания, острые личностные проблемы подростка легко используются в мире фантазий. Фантазирование доставляет ему удовольствие и приносит успокоение, так как собственные влечения предстают в яркой образной форме и осознаются. В свой мир фантазии подросток никого не допускает. Этим он может поделиться лишь в своем дневнике.

Ситуация. Порой подросток не знает причин своего поведения.
— Тебе не интересно?
— Нет, интересно.
— Что, тебе учитель не нравится?
— Нет, нравится.
— Что, ты не слушаешь?
— Нет, слушаю.
— А почему учитель говорит, что не слушаешь? Смущенно:
— Слушаю, но отвлекаюсь...
• С чем связано такое проявление внимания подростка?
Решение. Внимание подростка, особенно в первый период полового созревания, очень колеблется. Ему бывает трудно сфокусироваться на одном объекте (деле) длительное время. Подростку об этом стыдно говорить, а взрослый часто не хочет этого понять. И только после полового созревания внимание подростка становится более устойчивым.

Ключевые слова: Интеллект, Подростки, Развитие
Источник: Волков Б.С., Психология подростка: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2017. —240 с.
Материалы по теме
Развитие познавательных процессов у подростков
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Развитие умственных способностей в детстве. Концепция Ж. Пиаже
Раттер М., Помощь трудным детям
Личностное развитие подростков
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Развитие мозга в подростковом возрасте
Гюру Эйестад, Самооценка у детей и подростков
Развитие интересов в подростковом возрасте
Александрова Ю.В., Возрастная психология
Развитие эмоциональности подростка
Александрова Ю.В., Возрастная психология
Физическое развитие подросткового возраста
Крутецкий В.А., Психология подростка
Задержка интеллектуального развития
Раттер М., Помощь трудным детям
Комментарии
Материал еще никто не прокомментировал. Станьте первым, кто это сделает!
Оставить комментарий