Интеллектуальное развитие подростка

Приступая к изучению и усвоению основ наук, которые необходимо усвоить в системе, подросток должен научиться рассуждать теоретически (схема 33).


Для этого уровня развития мышления подростка ХАРАКТЕРНО — осознание им собственных интеллектуальных операций и управления ими

Учебный материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого, чем раньше, уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой — направлен на развитие интеллекта высшего уровня: теоретического, формального, рефлексивного мышления. Такое мышление характерно для юношеского возраста.

Подросток учится рассуждать на основе общих посылок путем построения гипотез и их проверки.

Новое в развитии мышления подростка заключается в его отношении к интеллектуальным задачам, которые требуют их предварительного мысленного решения. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач — важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Подросток на этом уровне развития мышления развивает способность не только абстрагироваться, но и сосредоточивать внимание на собственных интеллектуальных операциях (рефлексивное мышление).

Вместе с тем у подростка возникает интерес к разнообразным абстрактным философским, политическим, этическим проблемам. Подросток рассуждает об идеалах, будущем, формирует все более обобщенный взгляд на мир, т. е. происходит становление мировоззрения.

Существуют различия в мышлении подростков. Одни, опираясь на эмпирический способ мышления, познают предметы и явления на основе сравнения, ориентируясь на внешние особенности учебного материала. Для них главной целью является: «Запомнить все». Другие, более склонные к теоретическому мышлению, познают предметы и явления на основе содержательного анализа вскрывают внутренние зависимости предметов, выделяя закономерности, преобразуют мнемическую задачу в познавательную.

В подростковом возрасте происходит интеллектуализация процессов восприятия. Это необходимое условие успешности усвоения учебного материала, в том числе наглядного: чертежей, схем, рисунков, моделей — для проведения их дальнейшего содержательного анализа.

Подростки все чаще обращаются к творчеству...

Некоторые начинают писать стихи, заниматься другими видами творчества. Л. С. Выготский предположил, что фантазия подростка — это игра ребенка, переросшая в фантазию.

Если в реальной жизни у подростка не удовлетворяются его потребности, то он легко переходит в мир фантазий. В ряде случаев это приносит успокоение, снимает напряженность, устраняет внутриличностный конфликт.

Память подростка

В подростковом возрасте улучшается запоминание словесного и образного материала, повышается скорость запоминания; увеличивается объем материала, хранимого в памяти; усиливается продуктивность памяти (схема 34).


Память наиболее тесно связана с мышлением на различных этапах психического развития. Память подростка все больше обогащается и замещается мышлением. Мышление активно участвует в запоминании и воспроизведении.

У младших школьников преобладает установка на запоминание материала и привычка заучивать материал путем логического осмысления, у подростка сформирована установка на понимание, заучивание логическое, осмысленное. Развивается логическая память. Возрастает число учащихся, сознательно и целенаправленно применяющих приемы опосредствованного запоминания. Существует прямая зависимость между уровнем владения приемами запоминания и использованием их учащимися. И чем продуктивнее запоминание, тем продуктивнее воспроизведение.

Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приведет к перестройке организации мыслительных процессов.

Ситуация. В подростковый период значительно развивается логическая память, развитие механической памяти замедляется. Вместе с тем возникают проблемы с запоминанием, и подростки жалуются на плохую память.
• Какие могут быть возможные причины подобных жалоб?

Решение. Это может быть связано с появлением новых учебных предметов и со значительным увеличением количества информации, которую необходимо запоминать механически. И у подростков появляется интерес к способам улучшения запоминания.

Учитель должен уделять большое внимание развитию у подростков умения логически обрабатывать материал (поиск ассоциаций, выделение опор, смысловая группировка, составление плана, моделирование). В процессе овладения этими приемами подросток ведет работу со специфическими для каждого материала областями, находит их внутреннюю логику. В результате учебной работы у подростка увеличиваются глубина и прочность знаний, развиваются интеллект и способности.

Ситуация. В подростковый период воображение интеллектуал изируется, сближается с теоретическим мышлением.
• Охарактеризуйте особенности воображения подростка. Решение. Сближение теоретического мышления с воображением способствует творчеству: подросток начинает писать стихи, заниматься разного вида конструированием и т. п. От самого творческого процесса он получает удовольствие даже больше, чем от готового продукта.
Нередко неудовлетворенные желания, острые личностные проблемы подростка легко используются в мире фантазий. Фантазирование доставляет ему удовольствие и приносит успокоение, так как собственные влечения предстают в яркой образной форме и осознаются. В свой мир фантазии подросток никого не допускает. Этим он может поделиться лишь в своем дневнике.

Ситуация. Порой подросток не знает причин своего поведения.
— Тебе не интересно?
— Нет, интересно.
— Что, тебе учитель не нравится?
— Нет, нравится.
— Что, ты не слушаешь?
— Нет, слушаю.
— А почему учитель говорит, что не слушаешь? Смущенно:
— Слушаю, но отвлекаюсь...
• С чем связано такое проявление внимания подростка?
Решение. Внимание подростка, особенно в первый период полового созревания, очень колеблется. Ему бывает трудно сфокусироваться на одном объекте (деле) длительное время. Подростку об этом стыдно говорить, а взрослый часто не хочет этого понять. И только после полового созревания внимание подростка становится более устойчивым.

Ключевые слова: Интеллект, Подростки, Развитие
Источник: Волков Б.С., Психология подростка: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2017. —240 с.
Материалы по теме
Поведенческие и аффективные расстройства в детском и подростковом возрасте
Детская клиническая психология: учебное пособие / Р.Р. Попова. - Казань: Изд-во Казан. ун-та...
Развитие самосознания в подростковом возрасте
Кон И.С. - Психология ранней юности
Психосексуальное развитие подростков
Кон И.С. - Психология ранней юности
Социальная ситуация развития подростка
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Познавательное развитие подростка
Аверин В. А., Психология детей и подростков
Интеллектуальное развитие в юности
Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология
Социальная ситуация развития подростков
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Развитие познавательных процессов у подростков
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология
Комментарии
Аватар пользователя Вселенная "Актив"
Вселенная "Актив"

Эта статья представляет собой бесценный источник информации о том, как содействовать развитию интеллектуальных способностей у молодого поколения.

Автор прекрасно охватывает актуальную проблему, которая волнует многих родителей и педагогов.

Оставить комментарий