Социальная ситуация развития подростков

В традициях советской психологии это возраст учеников 5-8-х классов, переходный от детства к взрослости. Американская психология выделяет более продолжительный период - возраст тинейджеров, то есть подростками считаются в 13-19 лет (числа с окончанием на teen). Его же называют пубертатным возрастом, то есть возрастом полового созревания.

Впервые этот возраст описал С. Холл, подчеркнув противоречивость поведения подростка, неожиданные переходы от веселости к унынию, от самоуверенности к сомнениям, от неумеренной общительности к замкнутости. Холл объяснял эти кризисные явления физиологическими причинами. И действительно, физиологи находят в организме подростков «гормональные бури», «эндокринный шторм», не скупясь на сгущение красок.

Физиологическое взросление - половое созревание - вызывает бурный рост в длину (10-12 см в год), диспропорции тела (длинные конечности, удлинение носа), неуклюжесть, неловкость. Удлиняющиеся кровеносные сосуды узки и не всегда достаточно обеспечивают кровоснабжение организма, создавая восприимчивость к различным заболеваниям, способствуют нарастанию близорукости и т. д. Характерно также нарастание силы возбуждения при относительной слабости торможения. Психологический эффект всех этих изменений усиливается тем, что окружающие подчеркивают, что ребенок вырос выше мамы или стал неловкий, делают замечания по поводу внешности. И подросток начинает рассматривать себя в зеркало, заново изучать, концентрироваться на своей внешности.

Биологическое проявляется через социальное, и в разных социальных условиях по-разному. Несостоятельность биологического подхода к пониманию подросткового возраста стала очевидной в свете культурно-антропологических исследований М. Мид. В примитивных обществах на островах Самоа и в Новой Гвинее дети переживают подростковый возраст без кризисов и конфликтов, тревоги и стрессов, при посильном участии в труде взрослых.

Можно предположить, что в современных индустриальных обществах подростковый кризис выражен по-разному. Ф. Зимбардо («Застенчивость», 1996) показывает, что там, где согласно традиции ребенок воспринимается как высшая ценность нации (Израиль), дети свободно включаются в семейные дела и разговоры взрослых; в семье они находят постоянную поддержку и безусловную любовь, поэтому подростки отличаются высокими притязаниями, уверенностью, чувством собственного достоинства. Такой же эффект создает традиционная философия восточных народов (Китай), предписывающая довольствоваться тем местом, какое занимаешь. Этим народам почти не свойственна застенчивость, что, на наш взгляд, является косвенным показателем безболезненного проживания подросткового возраста. Однако детство в аспекте культуры исследовано очень мало.

По данным Д. Б. Эльконина, для современного общества характерно затянутое взросление. В связи со сложностью индустриального производства, электрификацией и механизацией всех видов труда жизнь подростка организована как учебная деятельность, и в его представлении это - детская жизнь, в то время как он стремится к взрослости.

Растущее чувство взрослости вызвано не только биологическим развитием; физические возможности, мышечная сила позволяют подростку выполнять достаточно важные поручения в домашнем хозяйстве, и он, естественно, ждет, что взрослые попросят об этом и поблагодарят. Детские понукания и назойливые поучения раздражают и вызывают протест, негативизм. Более уместны в таких ситуациях просьбы типа «только ты сумеешь», «я на тебя надеюсь» и т. д.

Чувство взрослости поддерживается и учебой. Подростки изучают такой материал, который взрослыми изрядно забыт, и это порождает сознание своего превосходства.

Чувство взрослости, осознание себя взрослым -главное новообразование подросткового возраста, а непризнание подростков взрослыми - главная причина их конфликтов с окружающими.

Конфликтность усиливается физиологическими особенностями. Слабость тормозных процессов в коре головного мозга делает намерения подростков решительными, порой необдуманными, увлечения - яркими и неотложными, суждения - категорическими, хотя и недостаточно обоснованными. Им хочется сделать задуманное «здесь и теперь», но если отсрочить исполнение, вся затея может показаться ненужной. По этой же причине у них легко завоевать авторитет и легко его утратить. Они замечают недостатки взрослых и склонны преувеличивать их, оценивая категорично, в черно-белых тонах.

Чувство взрослости подталкивает подростков к самостоятельным суждениям, оценкам и решениям. Но самостоятельный выбор требует устоявшихся взглядов и ценностных ориентаций, и подросток тянется к товарищам, ищет в них поддержку своих решений. Общение с друзьями помогает выработать собственную систему оценок, хотя зачастую она по существу повторяет мнение друзей. Не в меньшей степени подросток дорожит признанием со стороны взрослых, особенно - посторонних взрослых, поскольку мнение близких стало привычным. Ведущей деятельностью и ведущим фактором развития становится общение с товарищами в социально значимой деятельности, одобряемой взрослыми. Чаще это что-нибудь за пределами школьных уроков: учеба воспринимается как занятие для детей. Но если школа организует совместное с учениками планирование мероприятий: проведение утренников и встреч, развивающие игры, художественную самодеятельность, отчеты кружков и так далее, и если подросток находится в гуще этих событий, - учеба воспринимается как нечто важное. Однако чаще всего отношение к школе у подростков скептическое.

В целом развитие взрослости подростков может принять неожиданное направление и самые разнообразные варианты. У них обостренный интерес к новым впечатлениям, а новым может быть и школьный театр с успехом у публики, и набеги на чужие сады, и спортивные победы, и алкоголь, и секс. Особенности протекания этого периода определяются конкретными обстоятельствами жизни, формами сотрудничества в школе и дома, положением подростков в мире взрослых. Чем более значим и признан их вклад в социально значимое дело, тем мягче, незаметнее проявления кризиса.

Источник: 
Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология