Задачи оказания психологической помощи семье

1.Оказание оперативной помощи клиенту в решении возникших у него проблем. Получение срочной психологической помощи в форме устной консультации при решении оперативных проблем становится незаменимым. Например, у родителя ребенка могут возникнуть такие серьезные осложнения во взаимоотношениях с ним, сохранение которых чревато весьма неблагоприятными последствиями для состояния физического и психического здоровья ребенка.
2. Оказание временной помощи клиенту, который на самом деле нуждается в длительной психологической поддержке, но в силу тех или иных причин не в состоянии рассчитывать на нее в данный момент времени. В этом случае психологическое консультирование используется в качестве средства оказания текущей, оперативной помощи клиенту, сдерживающей прогрессивное развитие негативных процессов, препятствующей дальнейшему осложнению проблемы, с которой столкнулся клиент.
3. Когда у клиента уже имеется правильное понимание своей проблемы и он, в принципе, готов сам приступить к ее решению, но кое в чем еще сомневается, не вполне уверен в своей правоте. Тогда в процессе проведения психологического консультирования клиент, общаясь с психологом-консультантом, получает с его стороны необходимую профессиональную и моральную поддержку, и это придает ему уверенность в себе.
4. Оказание помощи клиенту в том случае, когда никакой другой возможности, кроме получения консультации, у него нет. В этом случае, проводя психологическое консультирование, специалист-психолог должен дать понять клиенту, что он на самом деле нуждается в получении более основательной, достаточно длительной психокоррекционной или психотерапевтической помощи.
5. Когда психологическое консультирование применяется не вместо других способов оказания психологической помощи клиенту, а вместе с ними, в дополнение к ним с расчетом на то, что не только психолог, но и сам клиент займется решением возникшей проблемы.
6. В тех случаях, когда готового решения у психолога-консультанта нет, поскольку ситуация выходит за рамки его компетенции, он должен оказать клиенту хотя бы какую-то, пусть даже минимальную и недостаточно эффективную, помощь.

Во всех этих и других подобных случаях психологическое консультирование решает следующие основные задачи:
1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.
2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)
3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться с возникшей у него проблемой.
4. Четкое формулирование рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему.
5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических рекомендаций, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.
6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики).
7. Передача психологом-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребление которых возможно самим клиентом без специальной психологической подготовки.

Психологическая помощь в области укрепления и совершенствования семейных отношений предполагает:

  • содействие адаптации семьи к изменяющимся социально-экономическим условиям; улучшение ее экономического и социально-бытового положения;
  • оказание помощи в решении проблемы трудовой занятости;
  • адресная поддержка малообеспеченных и социально уязвимых категорий семей; материальная помощь многодетным семьям, детям-инвалидам, выпускникам детских домов и пр.;
  • выявление семей с медико-социальными отклонениями и обеспечение необходимой медицинской помощью;
  • содействие в осуществлении социальной реабилитации и адаптации семей, где имеются лица с физическими или психическими отклонениями;
  • разработка и реализация мероприятий, связанных с экологической безопасностью семьи;
  • социально-правовая защита семьи и социальная реабилитация детей и подростков с отклоняющимся поведением;
  • реабилитация детей из групп социального риска,
  • предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; профилактика негативных явлений;
  • диагностирование, анализирована и прогнозирование интегральных социально-психологических характеристик развития семьи и ее влияния на процессы обучения и воспитания детей (психологический климат, общественное мнение, социометрическая структура, лидерство);
  • содействие интеграции и согласованности в социально-психологическом режиме работы членов семьи;
  • помощь в реализации основных гуманистических подходов развития и воспитания личности в семье: возрастного (учет возрастных особенностей), индивидуального (учет индивидуальных особенностей), дифференцированного (учет значимых критериев жизнедеятельности), личностного (опора на проявление субъектности, самосознания);
  • информирование семьи об актуальных социально-психологических проблемах через работу лекториев, социально-психологических служб различных организаций и учреждений;
  • педагогическая и социально-психологическая профилактика возникновения и развития отклоняющегося поведения и личностной деструктивности членов семьи;
  • помощь в проведении семейного досуга (организация праздничных мероприятий, конкурсов, соревнований, распространение льготных билетов в театр, на выставки) и др.
Источник: 
Монина Г.Б., Психология управления персоналом
Материалы по теме
Психологическая помощь при тревожных расстройствах
Фролова Ю.Г., Медицинская психология
Влияние семейной среды на креативность
Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. Психология креативности»: Когито-Центр»;...
Психолого-педагогические цели и выбор направления коррекции
Качимская А.Ю. Основные направления психокоррекции: Учебнометодическое пособие - ВСГАО, 2013...
Межпоколенные родственные отношения в семье
Монина Г.Б., Психология семьи
Повторные браки, их особенности и виды
Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2004
Предупреждение и разрешение семейных конфликтов
Н. А. Лобан. Конфликтология УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2008
Взаимоотношения пожилых людей с родственниками
Е. П. Ильин: Психология взрослости, 2012
Теории выбора брачного партнера
Андреева Т.В. - Семейная психология
Оставить комментарий