Семья является сложной конструкцией как с внутренними связями между членами семьи, так и внешними связями семьи с другими социальными институтами, окружающим обществом. Семья призвана, с одной стороны, защищать членов семьи от воздействий общества, а с другой стороны, помогает адаптироваться ее членам к жизни в этом обществе, дает средства для нормального развития и функционирования.
Семьей социального риска считается семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающих её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех его членов [5]. Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы: семьи с видимыми социальными проблемами - алкоголизация родителей, конфликтные отношения между членами семьи, аморальный и кремино-генный образ жизни; ко второй, - семьи с признаками внешнего благополучия, но с низкими моральными ценностями, социальной и моральной деградацией [2].
Несколько слов необходимо сказать о факторах повышающих социальный риск семьи: низкий материальный уровень жизни семьи, неудовлетворительные жилищные условия; пренебрежение членами семьи санитарно-гигиеническими нормами, хронические заболевания, отягощенная наследственность, не конструктивное репродуктивное поведение родителей; семьи с повторными браками, многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, неполные семьи; деформированные ценностные ориентации семьи, педагогическая и родительская несостоятельность родителей; аморальный, паразитический образ жизни, наркотизация и алкоголизация членов семьи, проявления жестокости и насилия.
Особое место в ряду факторов, способных повысить социальный риск, следует обратить на семьи, в которых воспитываются малолетние дети, дети раннего возраста. Рассмотрим факторы, которые в большей степени способны оказать негативное воздействие на несовершеннолетнего и способствовать формированию дезадаптивных паттернов его поведения и не конструктивного (разрушающего) взаимодействия в социуме.
К этим факторам отнесем следующие:
- враждебное жестокое отношение членов семьи друг к другу и к ребёнку;
- эмоциональное отвержение ребёнка (игнорирование физических и психологических потребностей, холодность и равнодушие со стороны родителей и/или других значимых взрослых);
- отсутствие или недостаток надзора и ухода за ребёнком;
- родители находятся в длительных конфликтных отношениях, в предразводном или в фактическом разводе;
- чрезмерные требования со стороны взрослых к малолетнему ребёнку без учета интересов, физического и психологического состояния, его возрастных и индивидуальных особенностей, гиперопека;
- появление нового члена семьи (мачеха, отчим, брат, сестра);
- противоречивое воспитание или смена его типа, отсутствие границ во взаимодействии членов семьи, отсутствие договоренности и согласованности между родителями о методах воспитания, формах поощрений и наказаний, правил и пр.;
- чуждое окружение за рамками семьи (язык, культура) [4].
Наличие того или иного фактора риска не означает обязательного появления дезадаптивного поведения у воспитываемых в таких семьях несовершеннолетних. Например, в семьях с неблагоприятными жилищными условиями, низким материальным уровнем, но с высокими моральными и духовными ценностями семьи - высока возможность воспитания благополучного ребенка, нежели семьи с высоким уровнем материальной обеспеченности, но имеющей недостаточную педагогическую и родительскую осведомленность, криминогенное либо асоциальное поведение родителей - в большей степени рискуют воспитать «трудного» ребенка с проблемами поведения и социализации.
Характерными особенностями семей группы риска является слабая способность членов этих семей к анализу того, что происходит в семье, по этой причине - неспособность семьей выдвигать цели по улучшению жизни и достигать эффективных результатов. Преобладание в семье эмоций, связанных с достижением власти, доминированием, агрессией в противовес эмоциям, связанным с любовью, заботой, взаимопомощью.
Г оворя о психологической помощи семьям группы риска, воспитывающих несовершеннолетних раннего возраста, следует выделить психологическое консультирование. Психологическое консультирование призвано оказывать психологическую поддержку людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, испытывающих трудности в повседневной жизни, в супружеских и детско-родительских взаимоотношениях [2].
Особенностью социально-психологической работы с семей группы риска является, прежде всего, то, что, как правило, эти семьи не обращаются за помощью самостоятельно, стараются всячески скрыть от специалистов возникшие трудности, особенно факты психологического неблагополучия во взаимоотношениях супругов либо в детско-родительских взаимоотношениях, насилия и жестокости. Зачастую, специалист сталкивается не только с несформированным запросом от семьи, но и с враждебностью и недоверием по отношению к самому специалисту. Нередко специалисты сталкиваются с безразличием родителей к сложностям собственных детей, игнорируются детские проблемы в силу собственной низкой психологической и педагогической грамотности, либо такое отношение к детским сложностям объясняется социоэкономическими или культурными особенностями семьи [1]. Работа с такой семьей требует от психолога специальных технологий взаимодействия с семьей и владения адекватными методами воздействия, психотерапевтическими приемами.
Первый этап консультативной работы является подготовительным. В задачи психолога будет входить установление эмоционального контакта с членами семьи и мотивация родителей на получение психологической помощи. Важной и необходимой задачей на этой стадии является демонстрация специалистом иных форм поведения, эмоционального реагирования, чем принято в семье. Недопустимо со стороны специалиста высокомерное, презрительное отношение к членам семьи, так как многие в этих семьях склонны именно так относиться к другим и это может быть препятствием на пути к любви и к заботе. После установления контакта, определения смысловой позиции, обозначения (фиксации) сложившихся трудностей семьи, позитивного настроя на работу, специалист приступает к прояснению запроса и ожидаемых от консультативной помощи результатов.
На следующем этапе происходит прояснение и уточнение затруднительной ситуации, выявление позитивных основ для разрешения возникшего затруднения. Продолжается установление доверительных отношений с семьей, анализ качественного своеобразия внешних и внутренних факторов сложившейся затруднительной ситуации. Следующий этап консультирования - постановка цели и поиск решения. Психолог при помощи вопросов помогает семье оценить реалистичность поставленной цели (осуществления запроса семьи), активизирует семью на поиск ресурсов разрешения сложной ситуации (внешних и внутренних), оказывает поддержку активности членов семьи. На этом этапе происходит усвоение новых позиций, отношений и способов взаимодействия. В безопасной и доверительной обстановке члены семьи апробируют новые паттерны взаимодействия. Психолог оказывает эмоциональную поддержку как отдельным членам семьи, так и семье в целом в позитивном настрое на реализацию дальнейших шагов. В завершающем этапе консультирования психолог озвучивает достигнутые семьей результаты, подчеркивая эмоциональный и моральный вклад членов семьи в достижении поставленной цели. Семья же сравнивает полученные в ходе консультации результаты с ожидаемыми и при поддержке психолога вербализует дальнейшие конструктивные шаги семьи в преодолении затруднительной ситуации. Семья и психолог завершают контакт. При оказании консультативной помощи семьям группы риска следует учитывать тот факт, что одни ситуации решаются быстро, а другие требуют времени. Оказывая консультативную помощь семьям группы риска, воспитывающих детей раннего возраста, психолог использует различные способы. Залогом успешности в работе с такими семьями является тактичность, гибкость, изобретательность, готовность отказаться от неработающих способов, чувствительность. Цель психологического консультирования - помочь семье в решении их проблем. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленные цели, жить в гармоничных супружеских и детско-родительских отношениях, в гармонии с самим собой и окружающим миром. Таким образом, семьи группы риска являются сложной категорией, и консультативная работа психолога с такими семьями возможна после длительной предварительной работы психолога на формирование мотива к изменению ситуации. Дети, проживающие в таких семьях, как правило, не посещают дошкольные учреждения, развивающие дошкольные организации испытывают затруднения в общении со сверстниками, проявляют дезадаптивные формы поведения, что не всегда может быть явным до поступления таких детей в школу. При выявлении же в таких семьях несовершеннолетних с задержкой психического и/или интеллектуального развития, родители либо отрицают наличие сложностей у своих детей, либо игнорируют выявленные в эмоциональной или познавательной сфере проблемы. Успешность адаптации ребенка в социуме во многом зависит от среды, в которой ребенок растет, воспитывается и развивается, семья же является той микроструктурой, находясь в которой ребенок научается понимать себя и окружающих, взаимодействовать с миром [3]. Оказывая психологическую помощь семье группы риска, мы опосредованно помогаем несовершеннолетним раннего детского возраста, проживающего совместно со своими «трудными» родителями.
Литература
- Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск: из-во УрГУ, 1986. - 150с.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.,2008. - 203с.
- Василькова Ю.В. Методика и опыт работы с родителями детей группы риска. - М., 2008. - 145с.
- Витек К. Проблемы семейного неблагополучия. - М., Прогресс, 2001. - 109с.
- Холостова Е.И. Технология социальной работы. - 2007.